Ансамблевое исполнительство как важнейшее средство в музыкальном воспитании ребенка.
Ансамблевое исполнительство является важнейшей сферой музыкально-исполнительского искусства.
Понятие «ансамбль» означает стройное сочетание различных элементов, встречающихся во всех областях искусства. Музыкальный ансамбль – это группа из двух и более музыкантов-исполнителей, выступающих совместно и исполняющих какое-либо музыкальное произведение.
Ансамбль – группа исполнителей, выступающих совместно. Искусство ансамблевого исполнения основывается на умении исполнителя соразмерять свою художественную индивидуальность, свой исполнительский стиль с индивидуальностью исполнения партнера. Ансамбль – это коллективная форма игры, в процессе которой несколько музыкантов исполнительскими средствами сообща раскрывают художественное содержание произведения. Исполнение в ансамбле предусматривает не только умение играть вместе, здесь важно другое – чувствовать и творить вместе. В ансамбле каждый голос - значимый. Сложность и ответственность такого исполнения помогает развивать инициативу и музыкальную самостоятельность исполнителей.
Ансамблевая деятельность по своей природе - коллективный вид деятельности, который предоставляет широкие возможности для воспитания коллективизма. Важнейшим содержанием психического развития ребенка во время коллективной работы становится развитие самосознания. У учеников возникает интерес к своей собственной личности, к выявлению своих возможностей и их оценке. В ансамблевой деятельности они учатся взаимодействовать с другими людьми в процессе творческих контактов, учатся общаться, наблюдают профессиональные и личностные качества других участников ансамбля, сравнивают себя с другими людьми, что помогает им найти свой собственный путь профессионального и личностного развития. Особенно это актуализируется в деле воспитания учащихся-пианистов.
В процессе коллективного музицирования активно протекает процесс подчинения своих интересов общим целям. Игра в ансамбле способствует более быстрому раскрытию индивидуальных способностей детей. Она является неотъемлемой частью музыкального воспитания. Ансамблевая игра развивает чувство ритма, слуховое внимание, но более ценным является то, что именно коллективные переживания воспитывают личную ответственность в общей работе и способствуют созданию уверенности в себе во время выступлений.
Занятия фортепианным ансамблем предоставляют наиболее широкие возможности для развития музыкального кругозора учащихся. Занятия фортепианным ансамблем формируют потребность в систематическом знакомстве с разнообразными музыкальными произведениями. Накопление музыкального опыта обусловливает развитие таких качеств личности как нравственность, эмоциональность, трудолюбие, взаимопонимание, взаимоуважение. Развитию музыкального кругозора учащихся на занятиях фортепианным ансамблем способствует благоприятный эмоционально-психологический фон занятий, определяющий микроклимат в коллективе и атмосферу межличностного взаимодействия учащихся. Ощущение внутреннего психологического комфорта способствует возникновению положительного отношения к занятиям, устойчивой мотивации и потребности самосовершенствования.
Педагог должен помнить, что развитие вкуса, художественного воображения, исполнительского мастерства невозможно без освоения конкретных музыкально-технических приёмов: развитие техники исполнения штрихов, формирование правильных приемов звукоизвлечения, освоение движений, обусловленных художественными и техническими задачами. Следует отметить, что работа над отдельными участками ансамбля является одним из важнейших компонентов постепенного и глубокого освоения учащимися приёмов и навыков игры.
В процессе занятий в классе ансамбля необходимо постоянно пополнять слушательский багаж учащихся в целях расширения музыкального кругозора учащихся. Игра в ансамбле приносит несомненную пользу в обучении ребенка, так как при игре ансамблей развиваются такие качества, как умение слушать не только собственное исполнение, но и партнёра, а также общее звучание всей пьесы. Повышается чувство ответственности за знание своей партии, потому что совместное исполнительство требует свободного владения текстом. Активизируется фантазия и творческое начало в исполнительстве. Игра в ансамбле является прекрасным средством воспитания ритмического чувства, умения слушать и контролировать свою игру, соразмерять своё исполнение с исполнением партнёра, внимательно вслушиваться в возникающую звуковую картину.
Педагог должен хорошо понимать и учитывать возрастные особенности психики каждого ученика ансамбля, знать их привычки и интересы, уметь всегда найти с ними контакт. Необходимо не только тщательно разрабатывать план работы в классе ансамбля, но твёрдо знать, чего нужно добиваться от учащихся на данном этапе. Важнейшей задачей является воспитание у учащихся трудовой дисциплины и сознательности, без которых невозможно добиться каких-либо успехов в работе. Поэтому в процессе работы педагог должен уметь просто, доступно объяснить учащимся свои требования. Особая задача ансамблевых занятий - воспитание необходимого качества артистичного ансамблевого исполнения.
Ансамблевое исполнительство, по сравнению с сольным исполнительством, оказывает влияние не только в профессиональном плане, но и формирует такие человеческие качества как чувство взаимного уважения, такта, партнерства. Игра в дуэте представляет прекрасную возможность как для творческого, так и дружеского общения юных пианистов.
Занятия в классе фортепианного ансамбля дают принципиально важный результат тогда, когда учащиеся получают удовлетворение от совместной работы, чувствуют радость общего порыва, взаимной поддержки.