"Арт-терапевтические технологии в работе с детьми с ОВЗ"
Психологическое взаимодействие с детьми с ограниченными возможностями здоровья, имеющее своей целью облегчение, минимизацию или устранение симптоматики того или иного расстройства или заболевания, требует внимательного, тактичного и деликатного подхода. Эти требования обеспечивает арт-терапевтическое направление психотерапии. Арт-терапия в непосредственном переводе с английского языка означает лечение творчеством, искусством. Главной целью данного метода является восстановление гармонии и баланса психического состояния, помощь в преодолении и решении внутрипсихических конфликтов, а также содействие в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и развитие их коммуникативных навыков. Техники арт-терапии активно применяются в случаях нарушения закономерного эмоционально-личностного развития в онтогенезе, то есть при задержке умственного развития, нарушениях зрения, слуха и речи, двигательных функций, аутизме. Арт-терапевтическое направление, позволяет реализовать следующие задачи: – Активизация таких высших психических функций как память, мышление, внимание; – Развитие эмоциональной и познавательной сферы; – Формирование и закрепление новых установок и мотивов; Нейтрализация, снижение или облегчение имеющихся поведенческих и эмоциональных нарушений, симптоматики психосоматических расстройств; – Реализация творческого потенциала; – Конструктивное выражение собственных чувств и эмоций (как негативных, так и позитивных) социально одобряемым и приемлемым способом; – Содействие в формировании положительной самооценки, самопринятия, гармонизации отношенией с самим собой; – Развитие социальной активности, стремления к проявлению инициативы, самостоятельному принятию решений; – Способствование развитию коммуникативных навыков, социальной адаптации. Главной особенностью арт-терапии, играющей роль при работе с детьми с ОВЗ, является ее психокоррекционный характер. Так как дети очень часто затрудняются в вербализации собственных чувств и эмоций, особенно дети с речевыми нарушениями, творчество помогает им более непосредственно и прямо выразить свои переживания. Применению техник арт-терапии с детьми способствует их склонность к игровой деятельности и фантазированию, что позволяет создать непринужденную, творческую, игровую обстановку на занятии. В арт-терапевтическом направлении психологической коррекции существует множество разнообразных и разноплановых методов и техник. Решение применения той или иной техники должно основываться на индивидуальных психологических особенностях ребенка и на тех целях психокоррекции, которых мы хотим достигнуть. Как правило, специалисты подразделяют приемы арт-терапии с учетом количества людей, принимающих участие, на индивидуальные и групповые. В зависимости от роли в процессе терапии: вспомогательные и лечебные. К вспомогательным относят разнообразную творческую и художественную деятельность: – музыкотерапия — терапия с ипользованием звуков, мелодий и музыки; – изотерапия, включающая в себя всевозможные техники рисования и являющаяся довольно доступным методом для психологов-педагогов; – работа с песком или глиной; – маскотерапия, требующая от специалиста навыка скульптурирования; – психодрама, часто использующаяся в групповой работе; – библиотерапия (данный метод может быть затруднителен для использования в работе с детьми с ОВЗ, поскольку у таких детей зачастую нарушены зрительное и слуховое восприятие); – фототерапия и другие. Лечебными техниками арт-терапии считают: – игротерапия (один из самых распространенных методов для работы с детьми); – цветотерапия (психологическое воздействие с помощью различных цветов, их яркости, оттенков, с целью нормализации эмоционального состояния); – сказкотерапия (наряду с игротерапией позволяет ребенку раскрыться, наладить контакт с психологом и с его помощью сфокусироваться на определенной проблеме и найти пути ее решения). Также, существует разделение на активные и пассивные методы. Активные методы заключаются в самостоятельном создании какого-либо творческого продукта, возможно, с использованием сторонних, уже существующих объектов творчества. Эти методы оказывают положительное влияние, развивают творческие способности, креативность, фантазию, воображение, творческую активность, чувство прекрасного, эстетику, мелкую моторику и речь. К активным методам арт-терапии можно отнести рисование (пальчиками, ладошками, красками, пастелью, песком, сухими листьями, любыми подручными материалами), лепка, танцы, пение, создание коллажей и т. д. Пассивные техники подразумевают восприятие, анализирование и интерпретацию различных произведений искусства: картин, музыкальных или литературных произведений, скульптур, фотографий, произведений кинематографа и мультипликации, театральных постановок и т. д. В настоящий момент создано большое количество разнообразных арт-терапевтических техник и методов, позволяющих обеспечить наиболее полное развитие эмоционально-волевой сферы ребенка, среди которых особенно следует выделить следующие: кляксография; пластилинография; композиции из цветного песка; рисование солью по мокрому; рисование пальчиками, ладошками; «рисование» крошкой из сухих листьев; ниткография; «рисование» крупой; изотерапия; песочная терапия; фототерапия; игротерапия; музыкотерапия; вокалотерапия; сказкотерапия. Для применения арт-терапии понадобятся различные творческие материалы, в зависимости от конкретной техники, но самыми часто используемыми материалами, без которых сложно будет обойтись, являются различные краски (гуашь, акварель, мелки и т. д.), кисточки, материал, на котором можно рисовать (бумага, картон, сухие листья, ткань и др.). Для создания более творческой атмосферы и развития интереса детей можно использовать обычные бытовые вещи — пластиковые трубочки, губки, нитки, бусы, ватные палочки и т. д. Вызвать интерес ребенка к творчеству можно, продемонстрировав применение необычных материалов, например, на еще не высохшую акварель насыпать сухую крупу (рис или гречку), а затем смахнуть — на акварели останется причудливый узор. Или, например, на свежее пятно краски капнуть несколько капель лимонного сока — останется интересный орнамент, и предложить ребенку пофантазировать, на что это похоже. Необычные материалы можно применить не только в рисовании красками, но и в техниках рисования песком или солью, лепке из пластилина. Большое разнообразие материалов и простор для фантазии можно отметить при использовании техники куклотерапии. Из многообразия методов арт-терапии выделяется сказкотерапия. Она отличаются от других техник тем, что при ее применении не так сильно задействуется мелкая моторика ребенка, здесь большую роль играет его образное мышление и фантазия, речевые навыки. В данном направлении возможна наглядная реализация персонажей, сюжета сказки, путем рисования, лепки, с помощью аппликаций, создания кукол и разыгрывания театрализованного представления. Данная методика позволяет с помощью чтения, придумывания собственного сюжета и его театрализации, выявить актуальные модели поведения ребенка, его переживания, и справиться с ними, сформировать более эффективные и зрелые стратегии поведения, скорректировать страхи и фобии и т. Д. . -педагогический университет».
Педагог-психолог Никитина З.С.