Фролова Галина Дмитриевна,
учитель изобразительного искусства,
победитель ПНПО 2009,2013г,
МОУ «СОШ № 15» с. Казинка
Шпаковского района Ставропольского края
«Арт – терапия на уроках изобразительного искусства
в современной системе образования».
Изобразительное искусство является одним из важнейших средств познания мира. Через знания, восприятие и собственную деятельность ребенок, а потом и ученик познают красоту окружающего настоящего, прошлого, фантазируют на тему будущего. Рисуя, ребенок уникальную возможность перенести на бумагу свою радость и свои переживания.
О разнообразии различных техник в изобразительном искусстве детей велись научные дискуссии еще в начале 60-х годов отечественными учеными Е.А.Флериной, Н.Б.Халезовой и др. «Это деятельность, в результате которой создается новый, оригинальный продукт, вызывающий незабываемые положительные эмоции, имеющий в дальнейшем общественное значение», - Н.А.Ветлугина.
Оригинальное рисование раскрывает творческие способности, позволяет почувствовать различные художественные материалы, их характер и настроение. Мы попробовали все известные в настоящее время техники нетрадиционного рисования: рисования ладошкой, ребром, пальчиками, рисование по мятой бумаге и мятой бумагой или полиэтиленовым кульком, пробовали себя в монотипии цветной и черно-белой, процарапывание, набрызгивание, по сырому, ниткография, кляксография, отпечатывание, рисование пластилином, рисование крупой, пальчиковая живопись, поролоном, яичная мозаика. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные неповторяющиеся задания, возможность выбора все это позволяет не допустить однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность.
В настоящее время широко стали использовать в своем творчестве художники и художники-любители техники нетрадиционного рисования, например, москвич Игорь Казарин (прием «сухая кисть»), британский художник Ян Дэви использует лебединые перья в качестве холстов, Башир Султани — талантливый художник афганского происхождения, рисует солью. В сети я видела много потрясающих работ и других художников, которые используют разные материалы, такие как шоколад, песок, гвозди, овощи и т. д.
Мне всегда нравилась возможность передавать свои мысли и эмоции через рисунки — это, пожалуй, основная причина моего увлечения искусством. Меня очень интересуют нетрадиционные техники рисования. Как мне кажется, компьютерная графика при всех ее возможностях, и традиционные карандаш и ручка, все же никогда полностью не заменит волшебство нетрадиционного метода рисования.
Однажды, наливая для мамы кофе в чашку я немного пролила на стол. Получившийся рисунок очень заинтересовал меня в первую очередь цветовой гаммой. Поскольку я люблю кофе, то подумала, почему бы мне не вывести свою любовь к кофе на новый уровень? Я думаю, моя работа будет интересна не только обучающимся школы, но и всем любителям нетрадиционных техник рисования, а кофейные рисунки скоро будут пользоваться популярностью. Возможно ли рисовать кофе? Кофейная живопись миф или реальность? Насколько популярна эта нетрадиционная техника рисования?
Кофейные рисунки – совершенно новая, нетрадиционная, мало изученная техника. Оригинальное рисование раскрывает творческие способности, позволяет почувствовать такой необычный художественный материал, как кофе, его характер и настроение. Попробуйте, и для вас откроется новый, удивительный мир творчества и искусства.
К моей огромной радости стали получаться интересные рисунки, они просто поразили меня своим теплым колоритом. Вдобавок они еще имеют и приятный аромат! Запах кофе не только приятный и безопасный для здоровья, но и полезный в отличие от обычных красок. В качестве красок он подходит самым лучшим образом. Кофейный пигмент наносится на бумагу с помощью обыкновенной художественной кисти, желательно синтетики. Проведенная на практике работа позволила сделать процесс создания кофейных рисунков развивающим, интересным и занимательным.
Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Приходя на урок, хочется сделать его незабываемым, эмоционально наполненным. Например, в 1 классе на уроке по теме «Мастер изображения учит видеть» дети работают акварелью или гуашью, изображая сказочный лес. На этом уроке я применяю технику «Печатка», что помогает сделать урок волшебным, а на кружке «Акварелька», ребята свободно создают интересные композиции, добавляя к изученной технике листья, бросовый материал, ракушки.
Из картофеля вырезаются разные формы: треугольники, квадраты, сердечки, ромбики, дети смотрят, где можно применить эту форму, опускают ее в краску и …выполняют свой рисунок на заданную тему. Работу можно вести по группам и коллективно (в зависимости от наполняемости класса), так как печаток немного и ими пользуются все.
Техника «Притирание» также дает неожиданные результаты. Только тут нам для выполнения задания понадобятся цветные карандаши. На урок необходимо принести любые металлические предметы: скрепки, монетки, проволоку, вилки и т.д. Это очень интригует ребят. Они задают вопрос: зачем на уроке рисования нужны все эти предметы, и как они нам помогут в работе? А все очень просто. Накрываем предмет листом альбомной бумаги (например, монету), придавливаем и мокрым цветным карандашом выводим изображение на поверхность. Где можно применить это изображение, дети фантазируют сами.
На уроке по теме «Изображать можно пятном» применяем черно-белую технику «Монотипия». На кисточку берем небольшое количество краски (лучше тушь или гуашь), и стряхиваем на чистый лист бумаги несколько капель. Свернем лист пополам, хорошо прогладим, раскроем и дадим просохнуть. Задание: внимательно посмотрите, на что похоже ваше пятно и дорисуйте его! Интересно, что уроком эти эксперименты не заканчиваются. Ребята приносят множество работ на кружок, из дома, создают целые выставки в классных комнатах.
На уроке «Узоры на крыльях» возможно использование цветной техникой «Монотипия». Все изображения сначала из-за симметрии похожи на бабочек. На кисточку берем небольшое количество краски (лучше гуашь), и стряхиваем на чистый лист бумаги несколько капель. Так можно делать несколько раз, но желательно другим цветом. Сложите лист пополам или под углом и хорошо прогладьте. Раскроем лист – и о чудо, там уже готовая бабочка, вам только нужно дорисовать узоры на крыльях.
На уроке «Красивые рыбы» уместно будет применить технику «Печать со стекла». Эта техника поможет ребенку быстро «нарисовать» водное пространство, в котором и будут жить его рыбки. Стекло произвольно горизонтальными мазками закрашиваем голубой, синей, зеленой акварелью, можно сразу сделать 2-3 вертикальные зеленые полосы, имитируя водоросли. Приложить чистый лист бумаги. Аккуратно прижать. Отпечатавшийся рисунок просушить. Далее дорисовать по плану. Такие работы мы отсылали на конкурсы рисунков в район и край и эти работы были отмечены.
Во 2 классе на уроке «Наши друзья – птицы» так же можно использовать уже знакомую нам технику «Печать со стекла». Только теперь нам придется изобразить на куске стекла фрагмент дерева: несколько веток и листья. Так же сделать оттиск, дать ему высохнуть и приступать к рисованию птиц. А есле к такой работе добавить несколько листьев в технике «Аппликация», то работа получится непередаваемой, живой.
На уроке «Сказочная птица» возможно использование нетрадиционной техники «Ниткография». Для работы мы берём обычные нитки, гуашь. Небольшие куски ниток опускаем в гуашь (так как объем крышечки от гуаши небольшой, нитка сворачивается произвольно), кладём их на чистый лист бумаги. Лист сворачиваем, сильно прижимаем рукой, а ниточку вытягиваем за кончик. Очень интересные работы получаются, когда нитки выкрашены в разные цвета. Полученные линии могут быть хвостом, крылом, туловищем, а остальное придется дорисовать.
Нетрадиционную технику «Рисование по фольге» можно применить на уроке по теме «Обитатели подводного мира». Рисунок наносится гуашью с добавлением клея ПВА. Цвет фольги подбираем по замыслу: голубую, синюю, фиолетовую, зеленую и т.д. Для изображения подводного животного, необходимо сделать рисунок, а потом «передавить» его на фольгу и разукрасить.
Урок во 2 классе на тему «Кружевные узоры» можно выполнить в технике «Граттаж». Непростым в выполнении этого задания будет то, что необходимо выполнить предварительную работу. Старшеклассникам даётся задание приготовить листы для работы второклассников. Лист бумаги натирается воском. Гуашь смешивается с тушью или мылом, и в несколько приемов лист закрашивается. Самым интересным является то, что рисовать узор необходимо сразу и исправить уже ничего нельзя. После такой работы ребята становятся более уверенными.
На уроке «Четвероногий герой» для выражения характера изображаемых животных используем технику «Тампонирование». Для выполнения этой техники из кусочка бумаги необходимо сделать тампон. Опустив его в краску нанести на приготовленную бумагу продуманный рисунок. С помощью тампона можно нарисовать небо, траву (ближе – дальше), листья деревьев, животных. Эту технику ребята часто применяют и при работе во второй половине дня на дополнительных занятиях. А как интересно смотрелась классная газета-поздравление, которую ребята выполнили для своего педагога, когда они были в четвертом классе. Приятно, что мои уроки не проходят даром.
Тему «Человек и его украшения» можно разнообразить, если применить при выполнении украшения одежды бисер (на клей), макаронные изделия, цветную бумагу, перья, кусочки ткани и шерстяных ниток, бусинок. Работы получаются яркими и интересными. Такую технику мы закрепили выполняя композицию из природного материала на «Праздник Осени». Ребята нарисовали лицо госпожи Осени, а все остальное выполнили из листьев, веток деревьев, ягод, цветов.
Урок «Поле цветов» я предлагаю выполнить в технике «Обрывной аппликации». Аппликация выполняется как обычно, только все лепестки цветов и листья выполняются без ножниц, пальчиками. При этом развивается мелкая моторика рук. Клеится только кончик обрывка. Закрепление новой технике проходит во второй половине дня на занятии кружка, там мы уже выполняем объемные аппликации, творческие, коллективные работы, которые украшают школьные коридоры и выставочные залы.
В 3 классе на уроке «Красота букетов из Жостово» можно выполнить коллективную работу в технике «Мятая бумага», которую ребята, посещающие кружок, знают после выполнения предыдущей творческой работы, только мы обрывали лепестки цветов, а на этом занятии работаем с применением ножниц. Из кусочков цветной или выкрашенной в необходимый цвет бумаги вырезаем лепесток цветка. Вырезанную деталь сильно сминаем, разворачиваем и собираем при помощи клея в нужный вам цветок. Собранные цветы располагаем в виде узора на черном фоне.
На уроке «Мамин платок» применима техника холодного батика. Для выполнения работы нам понадобится небольшой кусочек накрахмаленной ткани. Они работают цветом сразу на ткани, как мастера. У ребят очень сильная мотивация, они расписывают платок для своей мамы. Работа ведется гуашью с добавлением клея ПВА. Приятно видеть, когда техника, изученная в урочное время, закрепленная во второй половине дня не забывается ребятами. Я видела подарки для одноклассников выполненные своими руками ребятами, от платочков до солидных полотен.
К уроку «Букет цветов» необходимо собрать и высушить цветы и листья, интересные по форме и цвету и выполнить коллективную работу в технике «Флористика». Соприкосновение с природой подарит учащимся новые впечатления и чувства, что положительно влияет на эмоциональную деятельность детей, а коллективная деятельность над созданием творческой работы закрепит доброжелательное отношение в классе.
Урок на тему «Натюрморт» можно провести при помощи «Лоскутной техники». Можно сделать любой натюрморт, вырезая из ткани необходимого нам цвета и фактуры задуманные предметы быта, посуду и цветы. Попробуйте и вы! Уверяю вас, и вы и дети получите огромное удовольствие.
«Портрет друга» можно разнообразить, если выполнить «Картину из полос бумаги». Для этого необходимо на листе бумаги карандашом нарисовать портрет. Приготовить из бумаги ленты по 1см шириной на всю длину листа. Карандашные линии промазать клеем «Момент» и быстро поставить на линию бумагу, немного придерживая для сцепки. После приклеивания всех полос, портрет можно аккуратно разукрасить, стараясь не пачкать вертикально стоящие полосы бумаги.
Урок на тему «Музеи народного декоративного искусства» можно провести с использованием техники «Коллаж». Для этого мы берём иллюстрации с предметами декоративно – прикладного искусства. На уроке ребята сами вырезают необходимые им предметы и при помощи клея создают коллаж на любую тему: «Дымковская игрушка», «Русская матрешка», «Гжель», «Хохлома» и т.д. Такие коллажи могут в последствие служить прекрасным наглядным материалом. Такая техника потом успешно применяется ребятами при создании школьных газет, коллажей для класса.
В 4 классе урок по теме «Пейзаж родной земли» можно предложить детям выполнить в любой, изученной ими ранее нетрадиционной технике на выбор: это может быть «Ниткография», «Обрывная аппликация», «Флористика», «Гратаж». Можно вспомнить и «Печать со стекла», но теперь на стекло нанести зеленую траву, небо, а пустые белые места, которые останутся на небе, будут облаками. Деревья и все необходимое для задуманного пейзажа они дорисуют позже, когда высохнет бумага. Можно применить технику «Коллажа» и даже выполнить «Картину из полос бумаги». А если кто-то выполнит пейзаж при помощи аппликации из ткани или макаронных изделий, то выставка работ в конце урока заменит любой музей «Нетрадиционных техник».
Таким образом, нетрадиционные техники помогают сделать урок эмоционально богаче, развивает у учащихся воображение и фантазию, чего так не хватает нашей молодежи. Такие работы вызывают огромный интерес не только на уроках ИЗО, но в рамках занятий в школьной ИЗО - студии «Волшебная кисточка», становятся победителями и призерами на районных, краевых и всероссийских выставках и конкурсах художественного творчества.