Аудирование как средство обучения.

Аудирование как средство обучения используется во-первых, как способ введения языкового материала в устной форме. При устно-речевой основе обучения английскому языку этот способ является одним из ведущих.

Аудирование используется, во-вторых, как средство создания прочных слуховых образов языковых явлений (слов, словоформ, синтаксических конструкций) в единстве с их значением. Наличие этих слухо-речемоторных образов и их значений в памяти человека создает психофизиологическую основу для пользования аудированием как естественным средством информации.

Речевые действия, в основе которых лежат слуховые и семантические связи языковых явлений, обеспечивающие молниеносное их понимание при восприятии устной речи, можно назвать навыком аудирования. Создание аудитивных навыков возможно лишь при многократном восприятии этих явлений на слух, при выполнении аудитивных предречевых, условно-речевых упражнений с использованием определенного количества языковых фонетических упражнений. На ориентировочно-подготовительном этапе выполняются предречевые аудитивные упражнения на восприятие отдельных фраз, отдельных слов и ритмических групп во фразе.

Наиболее важными для аудитивного речевого навыка являются аудитивные условно-речевые упражнения. К условно-речевым упражнениям при обучении навыкам аудирования предъявляются те же требования, что и к упражнениям того же типа для формирования других видов речевых навыков:

Они должны упражнять именно в аудировании.

Они должны быть обучающими, т.е. помогать учащимся преодолевать грамматические, лексические и смысловые трудности при аудировании не в изолированном виде, а в связной речи.

Они должны поэтапно формировать эти навыки сначала в однотипных речевых контекстах (для формирования прочных слуховых образов), а затем в вариативных контекстах для развития лабильных качеств аудитивного навыка в соответствии с двумя этапами формирования навыка – стереотипизирующим и варьирующим.

Все эти упражнения должны обеспечить интуитивность восприятия языкового материала благодаря созданию прочных слухо-речемоторных образов языковых явлений в единстве с семантикой и функцией в речи, развитию слуховой долговременной и оперативной (кратковременной) памяти и развитию внутренней речи на английском языке.

Признавая первостепенную роль аудирования в обучении говорению, нельзя считать, что устной речи можно научить только путем систематического многократного слушания, не упражняясь одновременно в говорении, не автоматизируя языковой материал в устной речи так как говорение, в свою очередь, улучшает качество аудирования.

Аудирование может быть также эффективным средством совершенствования навыков и умений владения английским языком. Поэтому систематическое слушание оригинальной речи на продвинутом этапе обучения английскому языку весьма способствует совершенствованию говорения благодаря переносу слушающим части речевого материала из воспринимаемой речи в собственную речь без существенного изменения, а также перестройки материала как в языковом оформлении, так и с точки зрения воспринимаемой на слух речи.

Не менее важную роль играет аудирование в овладении техникой чтения вслух, поскольку в составе механизма громкого чтения входят наряду с речемоторным компонентом также и слуховые образы. Слух в этом механизме выполняет функцию контроля за правильностью озвучивания текста, облегчая самое озвучивание его.

Таким образом, исходя из вышеизложенного мы можем сделать вывод, что аудирование как вид речевой деятельности при обучении английскому языку может выступать как цель и как средство обучения аудированию и другим видам речевой деятельности (говорению, чтению). Как цель аудирование занимает важное место среди других видов речевой деятельности: оно является наиболее распространенным и доступным видом пользования английским языком как средством коммуникации.