Моя уникальная методика «Расскажи мне».
Екатерина Алексеевна Кудрявцева
учитель математики
МОУ «Лицей №50 им. Загороднева В.И.»
г. Саратов.
Я, будучи учителем математики, учу детей с 5 класса, то есть с 11 лет. Ведущей деятельностью у подростков является общение. Поэтому при обучении математике так или иначе необходимо включать элементы общения, чтобы лучше усвоился изученный материал. Для этого я применяю свою методику «Расскажи мне», которая состоит из трех элементов:
1. Публичное выступление. Перед новой темой я поручаю одному или двум ученикам самостоятельно изучить данную тему и подготовить теоретический материал, который они будут рассказывать своим одноклассникам. Причем, эта теория не должна полностью копировать параграф учебника. Необходимым критерием является структура: определения, используемые в теме (которые уже изучили и новые); теоремы; примеры. Так же учащиеся создают презентацию и во время своего выступления пишут важные тезисы, термины, рисунки на доске.
2. Взаимопомощь. После изучения новой темы всегда есть учащиеся, которые поняли всё, другие поняли частично, третьи усвоили малую часть. Класс делится на группы. Группа №1 – «учителя». Группа №2 – «ученики». Группа №3 – отстающие. Учащиеся первой группы выступают в роли учителя и объясняют изученный материал ученикам из второй группы. Их задача – заполнить пробелы в теме. Ученик-«учитель» рассказывает своему однокласснику теорию, повторяет то, что пригодится из предыдущих тем по опорному плану и показывает на одном примере, причем пример и опорный план, состоящий из терминов и называний теорем, подготавливает педагог заранее. Затем ребёнок-«ученик» отвечает на вопросы, которые также подготовил педагог заранее, своему однокласснику. Учащийся-«учитель» после ответов выставляет оценку за них, в свою очередь учащийся-«ученик» ставит оценку за работу своего одноклассника. Третья же группа работает с индивидуальными карточками коррекции. Учитель оказывает оправданную педагогическую помощь всем ученикам.
3. Игра «Расскажи мне». Игра длится не более урока, около 30 минут. Для данной игры класс делится на две команды, а среди сильных учащихся выбираются члены жюри. Один участник команды вытягивает термин из подготовленных, затем в течение 2 минут рассказывает с помощью ассоциаций про этот термин своей команде. Команде нужно угадать быстрее, чем догадаются соперники. Запрещено пользоваться определениями. Если объяснения близки к определению, то жюри начисляют 1 штрафной балл. За отгаданный термин начисляются баллы в зависимости от сложности (от 3 до 5). Жюри заранее знают какие термины есть в игре и сколько они «стоят». Полезно привлечь родителей, для фотосессии и памятных призов победителям.
Вся методика позволяет детям раскрыться и научиться правильно выражать свои мысли, что-то объяснять, ведь большинству детей сейчас очень сложно «говорить». Таким образом, я считаю, что данная методика частично или целиком очень полезна для школьников в наших реалиях и её стоит применять.