БОУ ОО «Крутовская общеобразовательная школа – интернат

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА

«Волшебные пальчики»

(для детей 7 – 11 лет)

Срок реализации: 4 года

Автор программы:

тьютор Брага Т.И.

Ливенский район, 2021 год

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

  Данная программа адресована учащимся с ограниченными возможностями здоровья 1- 4 классов Крутовской школы – интернат. Занятия рассчитаны: на самостоятельный урок 1 раз в неделю (40 мин.); на ежедневную разминку в начале первого урока (10 минут).

Природа – гениальный изобретатель, который не ошибается. Возможно,  новорожденный познавать мир ограничен его неспособностью самостоятельно передвигаться. Зато у него есть ручки: их можно засовывать в рот, или можно разглаживать; трогать игрушки. А значит, мудрая природа распорядилась так, что именно руки – это центр развития ребенка, который передает сигналы в мозг, развивая его и стимулируя его деятельность. Связь между рукой и мозгом неимоверно важна. Многие отечественные учёные, физиологи, педагоги (И.П.Павлов, И.М.Сеченов, И.И.Мечников, Л.С.Выгодский, А.Р.Лурия, М.М.Кольцова, Н.И.Жинкин, Е.М.Мастюкова и другие) писали о важности стимулирования мозговой деятельности через ручную деятельность. И.П.Павлов утверждал: «…развитие функций обеих рук и связанное с этим формирование речевых «центров» в обоих полушариях даёт человеку преимущества и в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением». Установлено, что на общей площади зоны движения в коре головного мозга один из самых обширных частей наряду с проекциями мимической мускулатуры и мышц языка занимает проекция мускулатуры кисти руки. И если у взрослого человека взаимосвязь происходит по схеме «мозг – рука» (мозг дал команду – рука сделала), то у ребенка осуществляется обратная информационная связь. Рука изучает окружающий мир, сообщает мозгу «результаты наблюдений» - мозг управляет рукой, используя эту новую информацию; рука выполняет новую команду мозга и в прямом смысле слова нащупывает очередные сведения. И снова в мозг поступает «отчет о результатах»: таким образом,  именно руки позволяют ребенку «включить» мозг и развивать его. Так что работа пальчиками – это уже школа раннего развития детей. Проекция кисти руки на коре головного мозга расположена совсем рядом с речевой зоной. Воздействие на руки ребенка, работа над пальчиковой гимнастикой способствуют стимуляции этой зоны мозга. Наш мозг состоит из двух полушарий, имеющих разные функции.

   В правом полушарии возникают образы окружающего мира – явлений, предметов, в левом – они получают свое словесное оформление, т вербализуются. Чтобы это стало возможным, необходима тесная взаимосвязь между обоими полушариями – как бы канатики, которые их соединяют. И чем прочнее эти канатики, чем их больше, тем быстрее и разностороннее развивается ребенок, тем лучше у него способности к познанию и творчеству. У праворуких людей активнее – левое полушарие, у леворуких – правое. Поэтому, с раннего детства делая пальчиковую гимнастику, необходимо уделять одинаковое внимание обеим детским ручкам. Таким образом,  укрепляется взаимодействие между полушариями головного мозга, совершенствуются способности ребенка и к образному мышлению, и к логическому, закладываются возможности усваивать в дальнейшем дисциплины и гуманитарного, и естественнонаучного и художественного циклов.  «Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, а то, что одни мы владеем руками – этим органом всех органов», - писал Дж. Бруно. Педагог В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, а чем сложнее движение этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. В дефектологии кисть руки - один из источников информации субъекту об объективной реальности. Об этом свидетельствуют работы М.И.Земцова, М.И.Лисиной, М.Монтессори, С.Ю.Мещерякова, Я.З.Неверович, И.М.Сеченова, О.И.Скороходовой, И.М.Соловьева, Л.И.Солнцевой, С.М.Хороша и др. В психиатрии и детской психологии через руку ребенка диагностируют и лечат ряд причин его неврозов (Л.И.Божович, П.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.).

Из истории возникновения педагогической технологии пальчиковых игр.

Приоритет признания пальчиковых игр официальной педагогикой принадлежит немецким специалистам. Еще в 1873 году выдающийся немецкий педагог Фридрих Фребель выделил воспитательное значение пальчиковых игр и включил их в учебный план созданных им детских садов. Фребель высказал предположение, что именно ассоциация звука и смысла слов с собственным телом ребенка наилучшим образом подходит для стиля обучения маленьких детей. В те времена не могло существовать теоретического обоснования этого способа, Фребель делал заключения на основе собственных наблюдений и интуиции. Пальчиковые игры пришли к нам с давних времён, их «основателями» можно по праву считать наших славянских предков. У них был особый подход к воспитанию, который очень отличается от современного. Для тактильного контакта с малышом у них было выделено специальное слово – пестование. Оно подразумевало собой совмещение биологических ритмов малышей с их родителями и землёй. Такой контакт достигался после ряда специальных действий. Ранее существовало множество народных пальцевых игр, потешек, сопровождающих детство наших прабабушек и бабушек, игр теперь уже забытых или полузабытых. В течение последнего десятилетия специалисты занимаются поиском, возрождением таких игр, обращаясь за помощью к этнографам, фольклористам, филологам, используя специальную литературу, проводя опросы в различных регионах России. Многие из вновь обретенных игр не устарели и естественно воспринимаются детьми. С народными пальчиковыми играми ребенок встречался уже в колыбели, вернее, на коленях у мамы, бабушки, няни. Это были еще не игры, а потешки и пестушки – забавы взрослого с ребенком. Мало кто знает, что любимая всеми "Сорока-ворона" не заканчивается покачиванием бездельника-мизинца: "Ты дров не носил,
воды не носил."
Игра имела продолжение. Взрослый говорит:
"Знай наперед:
Здесь водичка холодненька"
(и поглаживал ребенка у запястья).
"Здесь тепленька"
(поглаживал у локтя);
"Здесь горяченька"
(поглаживал у плеча);
"А здесь – кипяток, кипяток!"
(щекотал под мышкой). Такая игра-потешка дает ребенку ощутить радость телесного контакта, прочувствовать свои пальцы, ладонь, локоть, плечо; осознать себя в системе телесных координат, в конечном счете – сформулировать схему тела. Это предотвращает возникновение многих неврозов в дальнейшем, дает человеку чувство самообладания. Подобные игры встречаются у многих народов.

На ладошках и на стопах есть проекции всех внутренних органов. И все эти «бабушкины сказки» — не что иное, как массаж в игре. Круговые движения взрослым пальцем по детской ладони в игре «Сорока ~ белобока кашу варила, деток кормила» стимулируют работу желудочно-кишечного тракта у малыша.

На центре ладони — проекция тонкого кишечника; отсюда и надо начинать массажи. Затем увеличивайте круги — по спирали к внешним контурам ладони: так вы «подгоняете» толстый кишечник (текст надо произносить не торопясь, разделяя слога). Закончить «варить кашу» надо на слове «кормила», проведя линию от развернувшейся спирали между средним и безымянным пальцами: здесь проходит линия прямой кишки (кстати, регулярный массаж между подушечками среднего и безымянного пальцев на собственной ладони избавит вас от запоров). Дальше — внимание! Все не так просто. Описывая работу «сороки — белобоки» на раздаче этой самой каши деткам, не стоит халтурить, указывая легким касанием «этому дала, этому дала..». Каждого «детку», то есть каждый пальчик вашего младенца надо взять за кончик и слегка сжать. Сначала мизинчик: он отвечает за работу сердца. Потом безымянный — для хорошей работы нервной системы и половой сферы. Массаж подушечки среднего пальца стимулирует работу печени; указательного ~ желудка. Большой палец (которому «не дала» потому что дрова не рубил, кашу не варил — тебе ничего нет!») не случайно оставляют напоследок: он ответственен за голову, сюда же выходит и так называемый «легочный меридиан». Поэтому большой пальчик недостаточно просто слегка сжать, а надо как следует «побить», чтобы активизировать деятельность мозга и провести профилактику респираторных заболеваний. Кстати, эта игра совершенно не противопоказана и взрослым. Только вы уж сами решайте, какой пальчик нуждается в максимально эффективном массаже.

- большой палец отвечает за голову;

- указательный –за желудок;

- средний –за печень;

- безымянный –за почки; нервную систему;

- мизинец –за сердце;

Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму.

Вопросом изучения пальчиковой гимнастики занимались О.В.Бачина, И.Ф.КоробоваС.Е.БольшаковаЕ.Ю.Тимофеева, Е.И. Чернова и многие другие литературе нет единого понятия, определяющего деятельность пальцев рук. В эволюции этого термина прослеживаются: гимнастика для рук, пальчиковые игры и упражнения, пальчиковый игротренинг, пальчиковая гимнастика.

В.И. Селиверстов дает следующие определения пальчиковой гимнастике. Пальчиковая гимнастика – это двигательная деятельность, которая обуславливается скоординированной работой мелких мышц пальцев рук.

Актуальность программы:

  Исследованиями лаборатории высшей нервной деятельности ребенка Института физиологии детей и подростков АП СССР было установлено, что УРОВЕHЬ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ находится в прямой зависимости от СТЕПЕHИ СФОРМИРОВАHHОСТИ ТОHКИХ ДВИЖЕHИЙ ПАЛЬЦЕВ РУК. Поэтому в системе учебно-воспитательной, а также коррекционной работы в детских учреждениях необходимо уделять внимания развитию движения пальцев рук. У большинства детей с задержкой речевого развития наблюдаются отклонения в формировании тонких движений пальцев (движения неточные, неккординированные). Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев (типа нашей «Сороки-белобоки» и других) приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. В Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими шарами. Популярность занятий объясняется их оздоравливающим и тонизирующим организм эффектом. Регулярные упражнения с шарами улучшают память, умственные способности ребенка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечно-сосудистой   и   пищеварительной   систем, развивают координацию движении, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус. В Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное оздоравливающее и тонизирующее воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша. Талантом нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая» и другие. Их значение до сих пор недостаточно осмыслено взрослыми. Многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоравливающее воздействия. Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В.М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит — развивать речь ребенка. Исследования М.М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозге формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

На современном этапе проблема развития речи детей не вызывает сомнения не только у педагогов, но у родителей. Ведь чаще всего задержка развития речи сказывается на общем развитии ребёнка: не позволяет ему полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическое развитие ребенка. Но, если вовремя помочь ребёнку, используя все способы развития и активизации речи, эти серьёзные проблемы можно решить.

Исследования современных ученых, показывающие, что от уровня развития движений пальцев рук напрямую зависит степень развития речи ребенка. Причины моторного отставания у детей нужно связывать с современным уровнем научно-технического прогресса: уровень развития цивилизации прямо пропорционален снижению уровня развития моторики. Это объясняется тем, что родителям проще посадить ребенка за компьютер или телевизор, включив на несколько часов или игру, или мультфильмы, тогда ребенок не будет сильно отвлекать их от взрослых дел. Труднее заниматься с детьми полезной работой в виде игры — это требует внимания, заботы, терпения, времени.

К сожаленью, лишь небольшое число взрослых признаёт тот факт, что детям родители уделяют мало времени. Это касается не только пальчиковых игр, но и бытовой стороны жизни ребёнка, когда не каждый взрослый ждёт, пока ребёнок самостоятельно зашнурует ботинки или застегнёт все пуговицы на рубашке. Часто родителям легче купить вместо ботинок на шнурках ботинки на липучках, вместо рубашки – кофточку на молнии.

Таким образом, в жизни ребёнка мелкие движения пальцев перестают играть главенствующую роль. Почему пальчиковые игры стали популярны в наши дни? И почему в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился? Да потому что с детьми все меньше и меньше разговаривают. Дети больше смотрят и слушают. Кроме того, наши дети редко делают что – то своими руками, потому что современные игрушки, предметы и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики. Это любимая мамами одежда и обувь на липучках вместо шнурков и пуговиц. Это пособия и книжки с наклейками вместо картинок для вырезания. Это бытовые приборы и предметы, управляемые с помощью пульта. Кроме того, у человека существует не только слуховая и зрительная, но и тактильно – двигательная память. Она включается в работу, когда мы что – то трогаем, на что – то показываем или каким – то образом действуем. Итак, если будут развиваться пальцы рук, будут развиваться речь и мышление ребенка, отпадут проблемы обучения не только в первом классе, но и в дальнейшем. У детей этой категории, наряду с нарушениями различных психических функций, оказывается несформированной речевая система, а также ряд функций и процессов, имеющих непосредственное отношение к речи - слухоречевое восприятие и память, речевое внимание, языковой анализ и синтез, тонкая моторика, эмоционально – волевая сфера.  Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Гипотеза: предполагается, что развитие речи у детей  будет эффективнее, если целенаправленно и систематически применять систему упражнений пальчиковой гимнастики.

Проблема

Затруднена речь, нет чёткого произношения слов, в словах переставляются слоги или буквы, не развита память, мышление, воображение – выход один: развитие мелкой моторики рук ребёнка, т.е. пальчиков.

Целесообразность реализации программы по  пальчиковой гимнастике:

    Отсутствие научно-обоснованных методик комплексного применения пальчиковой гимнастики в учебно-воспитательном процессе.

    Формирование отвлечённого мышления.

    Формирование всех психических процессов.

    С помощью слова выражение  своих мыслей.

    Рост объёма знаний.

    Формирование у детей правильной речи.

 Предмет исследования: особенности тонких движений кистей и пальцев рук детей школьного возраста.

 Цель исследования:

                   Осуществление непрерывного педагогического процесса по развитию интеллекта детей  путём развития мелкой моторики пальцев рук, используя пальчиковые игры и упражнения на единых подходах и принципах.

 

Задачи:

             Познакомить детей с новыми пальчиковыми играми.

             Развивать речь детей.

             Развивать мелкую моторику рук.

             Развивать внимание. Память, мышление детей.

                   Создать условия для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

                   Раскрыть особенности мелкой моторики рук у детей  младшего школьного возраста.

              Выявить роль пальчиковой гимнастики в мелкой моторике рук у детей.

     Создавать благоприятный эмоциональный фон общения.

Принципы  работы:

1.           Принцип участия – привлечение всех участников педагогического процесса к непосредственному участию в развитии мелкой моторики рук.

2.           Принцип комплексного сквозного подхода – заключается в преемственности между возрастными различиями и видами детской деятельности.

3.           Принцип доступности предлагаемого материала – соответствие возрастным особенностям детей.

4.           Принцип систематичности и последовательности в приобретении знаний и умений. При систематических занятиях происходит быстрое улучшение не только качества речи, но и мышления ребёнка.

5.           Принцип от простого к сложному – от простых игр переходим к более сложным.

6.           Принцип личностно-ориентированный подход к детям – работать, как с группой детей, так и индивидуально.

7.           Принцип оздоровительной направленности – на пальцах рук есть много точек, массаж которых позволяет укреплять здоровье ребёнка.

Методы работы:

             Наглядный метод работы – показ детям, как должны двигаться пальцы при проведении пальчиковой гимнастики.

             Словесный метод работы – проговаривание потешек, стихотворений при проведении пальчиковой гимнастики; заучивание наизусть стихотворений - потешек.

             Практический метод работы – пальчиковая игра.

 

                   Методическое сопровождение программы

                   Организация предметно-развивающей среды образовательного процесса и всех режимных моментов, связанных с применением пальчиковых упражнений и игр.

                   Разработка картотеки пальчиковых игр и упражнений.

                   Разработка циклов проведения пальчиковых игр и упражнений на год.

                   Консультационный материал для родителей.

 

Ожидаемые результаты

 

                 Сформированность игровых навыков с пальчиками.

                  Сформированность устойчивого интереса к дидактическому материалу.

                   Познавательное, индивидуальное развитие.

                   Взаимодействие с педагогами по вопросу развития речи.

                   Совершенствование в домашних условиях  навыков пальчиковых упражнений, применяемых в школе.

                   Компетентность в вопросе развития речи у детей и применение пальчиковых упражнений

             Улучшение качества речи детей.

             Развитие мелкой моторики рук детей.

             Развитие таких познавательных процессов, как мышление, память, внимание.

             Развитие эмоциональной сферы детей.

Предметные результаты.

Ребенок должен знать:
виды бумаги (цветная, неокрашенная, гофрированная, бархатная);
свойства бумаги (тонкая, толстая, мягкая, жесткая);
понятие “оригами”, “шаблон”;
виды штриховки (вертикальная, горизонтальная, по диагонали);
основные правила склеивания;
понятие «конструктор»; «мозаика»
Ребенок должен уметь:
применять простейшие приемы складывания бумаги (пополам, вчетверо,
гармошкой);
работать с бумагой, с природным материалом, с конструктором, с кубиками;
пользоваться клеем, кисточкой, ножницами, стеком;
работать с трафаретами;
изготавливать детали по шаблону;
выполнять аппликации;
обводить по точкам, по трафарету;
рисовать по контуру, раскрашивать;
застегивать, расстегивать пуговицы, молнии;
завязывать и развязывать ленты, шнурки.

Что происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?

 Какое действие оказывает пальчиковая гимнастика:

1.                 Такая тренировка движений пальчиков и кистей рук является мощным средством развития мышления ребенка. В момент этой тренировки повышается работоспособность коры головного мозга. То есть при любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг.

2.                 Прежде всего, мелкая пальцевая моторика связана с развитием речи. В мозгу двигательные и речевые центры — самые ближайшие соседи. И при движении пальчиков и кистей,  возбуждение от двигательного центра перекидывается на речевые центры головного мозга и приводит к резкому усилению согласованной деятельности речевых зон. У всех детей с отставанием в речевом развитии пальчики малоподвижны и их движения неточны и несогласованны. Соответственно, тренировка движений пальцев рук стимулируют развитие речи малышей.

3.       Пальчиковая гимнастика развивает умение малыша подражать взрослым, учит вслушиваться в нашу речь и ее понимать, повышает речевую активность ребенка да и просто создает благоприятную эмоциональную атмосферу. Ведь играть в пальчиковые игры не только полезно, но интересно и весело.

4.     Пальчиковая гимнастика учит ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять. Это очень и очень важное умение! И нам нужно помогать малышу его формировать. 5.     В пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи. Вот  вам и отличное веселое упражнение для развития памяти малыша.

6.       А можно ли с помощью пальчиковых игр развивать фантазию и воображение? Конечно! Ведь руками можно «рассказывать» целые рассказы. Сначала пример покажет мама или папа, а уж потом и ребенок может сочинить свои «пальчиковые истории».

7.       После всех этих упражнений кисти и пальцы рук станут сильными, подвижными, гибкими. А это так поможет в освоении навыка письма.

Упражнения можно условно разделить на три группы:

I группа.

Упражнения для кистей рук

      развивают подражательную способность;

     учат напрягать и расслаблять мышцы;

       развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;

      учат переключаться с одного движения на другое.

II группа. Упражнения для пальцев условно статические

           совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и  требуют более точных движений.

III группа. Упражнения для пальцев динамические

       развивают точную координацию движений;

       учат сгибать и разгибать пальцы рук;

          учат противопоставлять большой палец остальным.

Все эти упражнения будут полезны не только детям с задержкой в развитии речи или какими-либо её нарушениями, но и детям, у которых речевое развитие происходит своевременно.

Согласно международной классификации, пальчиковые игры подразделяются на несколько

видов:

- Пальчиковые игры с предметами;

- Пальчиковые игры со стихотворным сопровождением;

- Игры манипуляции;

- Пальчиковые игры на основе сказок;

- Пальчиковые кинезиологические игры;

- Пальчиковые игры с элементами самомассажа;

- Пальчиковые игры с музыкальным сопровождением;

При проведении пальчиковых  игр необходимо соблюдать следующие правила:

 

           Отрабатывать последовательно все упражнения, начиная с первой группы.

       Игровые задания должны постепенно усложняться.

    Недопустимо переутомление ребёнка в игре.

     Нагрузка на левую и правую руки ребенка должны быть равномерными.

  Каждое игровое задание и упражнение должно заканчиваться расслабляющими движениями.

        Пальчиковая гимнастика оказывает комплексное воздействие, поэтому должна быть использована ежедневно.

     Прежде чем приступить к выполнению упражнений, нужно учесть

четыре основных принципа проведения занятий:

 Принцип деятельности.

         Следует неоднократно показывать ребенку, как выполняется упражнение для того, чтобы он научился понимать и запоминать. Чем лучше ребенок этому научится, тем точнее и правильнее он будет выполнять поставленные перед ним задачи.

Принцип дробления.

          Объем внимания детей ограничен. Поэтому ставьте перед ребенком только одну задачу. Если задача будет для него непосильной, то она может отбить всякое желание заниматься.

Принцип нагрузки.

        Сущность этого принципа заключается в получении максимального тренировочного эффекта, с помощью предельной для данного уровня развития ребенка нагрузки.

Принцип деятельности.

       Этот принцип обратный принципу дробления. Сочетание текста и выполнения разных упражнений позволит добиться максимального тренировочного эффекта.

Развивая функции рук, мы способствуем развитию речи и мышления, повышению процесса интенсивности психического развития.

          Разучивание текстов с использованием "пальчиковой" гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Пальчиковые игры помогут детям с задержкой в развитии речи. Моторная потребность, или потребность в движении, имеет огромное значение для человека. Движения совершенствуют функции центральной нервной системы, при движении интенсивнее протекают все физиологические процессы (дыхания, кровообращение, пищеварение, процессы обмена), что ведет к улучшению работы соответствующих органов. Мышцы нарастают в объеме, увеличивается их сила, повышаются эластичные и сократительные свойства. Костное вещество становиться более твердым, позвоночник принимает правильное положение. Дело в том, что двигательный, моторный компонент является необходимой составляющей всех функциональных систем организма, и их развитие невозможно без соответствующего моторного развития. Развивать мелкую моторику и общую моторику рекомендуется параллельно, предлагая ребенку упражнения, соответствующие его возможностям. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. На примере простых упражнений на развитие мелкой и общей моторики можно научить ребенка выслушивать, и запоминать, а потом и выполнять инструкции. С одной стороны - двигательная активность ребенка помогает интенсивней развивать его речь, с другой стороны - формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно - пространственных упражнениях.

Пальчиковая гимнастика проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.

Пальчиковые игры влияют на пальцевую пластику, руки становятся послушными, что помогает ребенку в выполнении мелких движений, необходимых в рисовании, а в будущем и при письме. Ученые рассматривают пальчиковые игры как  соединение пальцевой пластики с выразительным речевым интонированием, создание пальчикового театра, формирование образно-ассоциативного мышления. А это значит, что пальчиковая гимнастика влияет не просто на развитие речи, но и на ее выразительность, формирование творческих способностей. Пальчиковые игры, по мнению ученых, – это отображение реальности окружающего мира - предметов, животных, людей, их деятельности, явлений природы. В ходе игры дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Упражнения для пальчиковой гимнастики

«Дружба»

Утром пальчики проснулись (разжать кулачки)
Потянулись (напрячь, развести пальцы)
И встряхнулись (встряхнуть)
Крепко-крепко обнялись (рукопожатие)
За работу принялись (закатываем рукава)
Налепили куличей (лепим)
Стали звать к себе гостей (зовущие к себе движения)
Заиграли на рояле (имитация игры на клавишах)
И весь день протанцевали (фонарики)

В гости к пальчику большому

В гости к пальчику большому
В гости к пальчику большому
(выставляют вверх большие пальцы)
Приходили прямо к дому
(соединяют под углом кончики пальцев обеих рук)
Указательный и средний,
(названные пальцы соединяют с большим пальцем на обеих руках одновременно)
Безымянный и последний,
С ним мизинчик-малышок
(мизинцы выставляют вверх, пальцы сжимают в кулак)
Постучался о порог.
(кулачками стучат друг о дружку)
Вместе пальчики-друзья,
Друг без друга им нельзя.
(ритмично сжимают пальцы на обеих руках)

Здравствуй

- Я здороваюсь везде - дома и на улице,
Даже «Здравствуй» говорю я соседской … (курице). Дети показывают «крылышки».
Здравствуй, солнце золотое!             Показывают солнце.
Здравствуй, небо голубое!                 Показывают небо.
Здравствуй, вольный ветерок!          Показывают «ветерок».
Здравствуй, маленький дубок!           Показывают «дубок»
Здравствуй, Утро!                              Жест вправо.
Здравствуй, День!                              Жест влево.
Нам здороваться не лень!                Разводят обе руки в стороны.

-  Составляют из пальцев фигурки животных с использованием дополнительных материалов (шарик, платочек, карандаш).

- Совмещают пальцы одной руки поочередно (1-2, 1-3, 1-4, 1-5). Затем другой рукой, и обеими руками параллельно.

  При выполнении упражнений обращается внимание на качество составления фигуры, координированность движений отдельных пальцев и всей кисти, умение удержать предмет.

Упражнения можно подбирать с учетом тематического единства.

Например, тема "Грибы".

Этот пальчик

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал, этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик все доел,

Оттого и похудел.  (Методические указанияагибать поочередно пальцы, начиная с мизинца.)

"За грибами"

Солнце утром встало рано, всех детишек приласкало. (Ладони скрестить, пальцы широко раздвинуть – солнышко.)

 За грибами мы пошли. (пальцы идут по столу, коленям.)

Три лукошка принесли. (показать три пальца).

 

Интересным упражнением в пальчиковой гимнастике является пальчиковый театр. Он позволяет инсценировать рифмованные истории, сказки при помощи пальцев, чем и привлекает детей. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т.д. Спектакли на пальчиках рекомендуется показывать ребенку с самого раннего возраста.   Пальчиковому театру дидакты придают большое значение, так как это упражнение:

- стимулирует развитие мелкой моторики;

- знакомит ребенка с такими понятиями как форма, цвет, размер;

- помогает развивать пространственное восприятие (понятия: справа, слева, рядом, друг за другом и т.д.);

- развивает воображение, память, мышление и внимание;

- помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции;

- формирует творческие способности и артистические умения;

- знакомит с элементарными математическими понятиями.

 Игры с пальчиковым кукольным театром развивают у ребенка любознательность, воображение, коммуникабельность, интерес к творчеству, помогают справиться с застенчивостью, способствуют развитию  памяти, внимания, усидчивости, расширению кругозора.

Для обследования школьников используются  следующие тесты и диагностики: методика «Домик» Н.И.Гуткиной и «Дорожки» по Л.А.Венгеру, а также тесты по Н. Нищевой «праксис кисти рук», «динамический праксис», «графическая проба», «пространственный праксис», «реципрокная координация» и «конструктивный праксис».

Тематическое планирование по курсу «Волшебные пальчики»

Название раздела, тематика занятий

Форма занятия (разминка, урок)

1.

Пальчиковая гимнастика.

Пальчиковая гимнастика «Дружба», «В гости к пальчику большому». Фигурки из палочек «Качели»

Разминка

Пальчиковая гимнастика «Здравствуй», «Травка». Фигурки из палочек
«Корзина». Игра «Чудесный мешочек»

Разминка

Занятие с массажным мячиком су - джок

Разминка

2.

Оригами

Инструменты и приспособления. Техника безопасности при работе с
бумагой и ножницами

Прием складывания бумаги наискосок. Изделие «колпачок для феи».

Урок

Прием складывания бумаги гармошкой. Изделие «корона».

Урок

Аппликация «Обитатели леса».

Урок

3

Конструирование

Знакомство с конструированием, как видом деятельности. Техника
безопасности при работе с конструкторами и мелкими деталями.

Конструирование из бумаги. "Игрушки-зверюшки."

Урок

Конструирование из кубиков. «Гаражи».

Урок

Конструирование из природных материалов. «Птицы

Урок

4

Графические упражнения

Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему) и штриховка

Урок

Дорисовка узора.

Урок

Соединение точек одной линией. Обведение по точкам прямые наклонные
короткие линии.

Урок

Обведение по точкам.

Урок

Дорисовка незаконченного рисунка

Урок

Обведение узоров по точкам

Урок

Обведение по точкам прямых наклонных коротких и длинных линии.

Урок

Дорисовка узора.

Урок

Штриховка

Урок

6

Игры и действия с предметами

Развитие координации движений руки и глаза (завязывание шнурков,
нанизывание бусин)

Урок

Развитие координации движений руки и глаза (застегивание молний,
пуговиц)

Разминка

Рисование пластилином «Грибы»

Урок

Рисование пластилином «Яблоко»

Урок

Рисование мятой бумагой.

Урок

Игры с мозаикой.

Урок

Угaдывание на ощупь предмета

Разминка

Название раздела, тематика занятий

Форма занятия (разминка, урок)

1

Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик», «За грибами». Фигурки из
палочек «Банка для варенья». Игра «Узнай меня!»

Разминка

2

Пальчиковая гимнастика «Засолка капусты», «Апельсин». Фигурки из
палочек «Машина»

Разминка

3

Оригами

Инструменты и приспособления. Техника безопасности при работе с
бумагой и ножницами

Аппликация «Зимняя сказка».

Урок

Панно «Птицы на кормушке».

Урок

Аппликация по собственному замыслу.

Урок

4

Конструирование

Конструирование как вид деятельности. Техника безопасности при работе с
конструкторами и мелкими деталями.

Работа с конструктором. «Тележка».

Урок

Конструирование из кубиков. «Мосты».

Урок

Конструирование из ткани. «Филин».

Урок

5

Графические упражнения

Штриховка

Урок

Раскрашивание

Урок

Рисование по контуру. Раскрашивание.

Урок

Обведение по точкам прямых наклонных коротких и длинных линии.

Урок

Обведение по точкам линий с петлёй внизу.

Урок

Упражнение в прописывание длинных прямых наклонных линий и длинных
линий с петлёй внизу.

Урок

Упражнение в написании с чередованием изученных элементов

Урок

6

Игры и действия с предметами

Рисование пластилином «Овощи»

Урок

Рисование пластилином «Яблоки»

Урок

Рисование мятой бумагой.

Урок

Игры с мозаикой.

Урок

Угaдывание на ощупь предмета.

Разминка

Поиск предметов, сделанных из одинаковых материалов.

Разминка

Поиск предметов, сделанных из разных материалов.

Разминка

Методическое и материально-техническое обеспечение программы

1. Астрахан Д.Х., Полякова С.Г. - Клинико-психологический анализ готовности к школьному обучению детей, страдающих церебральными параличами / Вопросы диагностики и коррекции развития детей с ограниченными возможностями: сб. науч. тр. – Иркутск: ИГПУ,1997
2. Астрахан Д.Х. раздел 7.1. Трудности развития детей: виды, характеристика,.
Коррекционные подходы: учебное пос. – Иркутск 2001
3. Бадалян Л.О. Детская невралгия – М.: Медицина, 1984.
4. Барашнев Ю.И. Болезни нервной системы новорожденных детей. М., 1971,
5. Белая А. Е., Мирясова В. И. Пальчиковые игры для развития речи
дошкольников: Пособие для родителей и педагогов: - М: Издательство АСТ, 1989.
6. Белкина В. Н., Васильева Н. Н., Ёлкина Н. В., и др. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. Ярославль. Академия развития, 2001.
7. Браун С. Игры, поделки и обучающие развлекалки для вашего малыша
своими руками. – Ростов –на-Дону: феникс 2006.
8. Гаврина С. Е. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. - Ярославль, Академия развития, 1997.
9. Бортфельд С.А. Двигательные нарушения и лечебная физкультура при
детском церебральном параличе. "Медицина", 1971, 247с.
10. Бортфельд С.А., Рогачева Е.И. ЛФК и массаж при ДЦП, - М.; Медицина