Безбарьерная среда. Дети с ОВЗ. Как помочь

Как воспитать личность? Наблюдения и размышления.

Эпиграф

«Мир ребёнка необычен. Очень важно

не сломать и не ранить, осторожно!

- не вспугнуть. не потерять!

Помнятся восьмидесятые, девяностые и даже двухтысячные годы, когда на ребёнка с особенностями развития все смотрели как на что – то сверхъестественное, ненормальное, чуждое. Наконец, в последнее время люди привыкают к человеческому отношению друг к другу.

Тема этой работы необычна тем, что не хочет человек сталкиваться с трудностями, они ему кажутся чем – то, от чего нужно бы избавиться. НО. Если мы не будем выходить из «зоны комфорта» и станем ограждать себя от решения вопросов, кто поможет детям? Вопрос риторический, но не для нас, - людей, которые должны помогать. Часто слышу: «Я не обязана любить чужих детей». Что ж, ваша правда. Это, конечно, так, НО. Наша профессия требует стремления быть рядом, вовремя помочь (эмоционально и физически), оградить. Одним словом, сделать так, чтобы ребёнку было ВСЁ хорошее доступно и жилось безопасно, без печалей, без барьеров!

Дети с особенностями должны иметь возможность вести активный образ жизни, проявлять самостоятельность, инициативу. Вообще, важен НЕЗАВИСИМЫЙ образ жизни. Для этого надо так детей воспитывать и, конечно, создать для этого условия. Сейчас много разговоров вокруг этой темы. По факту, сделать нужно ещё очень много. Если хотим, чтобы инклюзия вошла в нашу жизнь не на словах, чтобы безбарьерная среда стала чем –то нормальным, привычным, то надо действовать, не ждать! Если есть дети неслышащие (как у нас в группе), должно быть достаточно мнемотаблиц, тактильных поверхностей, использования табличек – знаков, так далее. Это, кстати, будет полезно и ребятам без ограничений. Есть дети на инвалидных колясках. Надо позаботиться о пандусах, широких дверных проёмах, так далее. Есть дети с «подвижной психикой», с РАС – обеспечить побольше уголков уединения, отдыха (это всем необходимо). Любой человек, маленький или большой, должен иметь возможность реализовать свои права на свободу, на инициативу, на выбор.

Ещё важный момент – вовремя увидеть талант или заинтересованность ребёнка. Детям с ОВЗ особенно важно помочь развить интерес, склонность. Рисование. лепка, создание иллюстраций, конструирование очень помогают развитию, это, конечно, всем понятно. Похвала – очень важный момент!

Пусть дети имеют возможность посмотреть фильм на видеопроекторе, на ноутбуке. Разнообразие необходимо! Дайте возможность провести опыты с водой, краской, маслом, пипетками, лупой! Это то, что не требует затрат и всегда под рукой. Позвольте малышам сделать своё любимое блюдо. Мы с подготовительной группой (ребята с ОВЗ) делали винегрет (сами нарезали и смешивали заранее сваренные овощи), пекли печенье (делали тесто, лепили фигурки, а запекали на кухне ), так далее. Нейрогимнастика – отличный способ помочь детям раскрыться, развиться. Абсолютно всё можно сделать ВМЕСТЕ! Надо доверять детям, не бояться, что не получится. Самое главное – никогда не говорить и не думать:» Куда им? Разве справятся?» Конечно справятся! Вместе мы – сила!

Литература:

Г.А

. Гончарова «Д

оступная среда для детей с ОВЗ»

,

М.,

Киберленинка

,186 с.

Р.Н.

Аляутдинова

«

Безбарьерная

, доступная среда».

С.-П.,78 с.

Собственный опыт