* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;} .Hyperlink {color: #0563C1; text-decoration: underline ;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;}

УДК1

Маликова Татьяна Валентиновна,

Педагог-психолог, МАДОУ ДС №250 г. Челябинска

БЕЗОПАСНАЯ КОММУНИКАЦИЯ, КАК СРЕДСТВО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО ВЗРОСЛЫМИ.

Данная статья посвящена безопасной коммуникации при взаимодействии детей дошкольного возраста со взрослыми в условиях развития информационного современного общества, что является актуальным в настоящее время. Коммуникация, способствующая безопасности и защите детей при взаимодействии со взрослыми, позволит сделать их обучение и воспитание максимально полезными и успешными. Обеспечение безопасности детей в общении со взрослыми является важной задачей в связи с влиянием информационных технологий. Детям нужно знать правила безопасности при общении с незнакомыми людьми. Современное общество стремится обеспечить безопасность детей во всех аспектах их жизни.

Ключевые слова: коммуникация, безопасная коммуникация, безопасность, взаимодействие детей со взрослыми, безопасность детей, информационные технологии.

Коммуникация – это сложный и многогранный процесс обмена информацией, идей, мыслей и эмоций между людьми. Взаимодействие происходит путем использования различных средств и способов передачи сообщений, таких как речь, письмо, язык жестов, телодвижения и выражение лица. Является неотъемлемой частью нашей повседневной жизни и играет важную роль во всех сферах общества, будь то личные отношения, бизнес, политика или межкультурное взаимодействие. Для успешного общения, необходимо уметь эффективно передавать свои мысли и слушать других, понимать их намерения и учитывать контекст общения [2].

Помимо передачи информации, коммуникация также играет роль в установлении и поддержании социальных связей, формировании и поддержании идентичности личности, а также в создании коллективной сознательности. С помощью коммуникации мы устанавливаем эмоциональные связи, выражаем свои чувства и эмоции, делаем свои мысли и идеи доступными другим людям.

В настоящем время, безопасность и коммуникация детей со взрослыми являются важными аспектами, требующими особого внимания и заботы. В мире, где информационные технологии играют все более значимую роль в повседневной жизни, вопрос безопасности детей при общении со взрослыми становится особенно актуальным. Дети дошкольного возраста, находящиеся в стадии формирования своей личности и коммуникативных навыков, нуждаются в особой защите и руководстве со стороны взрослых, чтобы осознанно и безопасно использовать возможности коммуникации [1].

Современное общество ставит перед собой задачу обеспечить безопасность детей в любых сферах и аспектах их жизни. Одним из важных аспектов в этом контексте является безопасная коммуникация детей старшего дошкольного возраста. Именно на этом этапе развития ребенок начинает активно взаимодействовать с окружающими его людьми и вступать в различные социальные взаимодействия.

Многие, не уделяя должного внимания ценности общения, считают его обыденным – ведь мы общаемся постоянно и много. Однако большинство людей не осознают сложности механизмов влияния слова на поведение и на всю жизнь. Незначительные слова, сброшенные кем-то в наш адрес, способны оставить острый шорох в нашем сознании и сделать свою черную работу подкожно. Слова – это оружие, не менее страшное и опасное, чем холодное, огнестрельное или оружие массового поражения, если они обращены в широкие массы.

В связи с этим, многие ученые обратили свое внимание на вопросы безопасности в области коммуникации с детьми данной возрастной группы.

Одним из таких исследователей является известный психолог ДСмит. В своих работах он исследовал и анализировал вопросы безопасности в коммуникации с детьми старшего дошкольного возраста, обращал внимание на то, как необходимо учить детей эффективным стратегиям общения, которые помогут им избежать неприятных и опасных ситуаций, подчеркивал важность развития у детей навыков установления границ и адекватного выражения своих эмоций и потребностей.

В исследованиях Д. Смит обращался к вопросу использования технологий в коммуникации с детьми старшего дошкольного возраста, указывая на необходимость учить детей основам цифровой грамотности и сознательного использования интернета. В связи с возрастающим влиянием цифровой среды на жизнь детей, безопасность в онлайне также становится очень важным аспектом коммуникации.

Помимо Д. Смита, вопросы безопасной коммуникации детей старшего дошкольного возраста изучали и другие ученые, в том числе педагоги и социологи, такие как А.Г. Арушанова, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Я.Л Коломенский, А.А. Леонтьев, М.И. Лисина, В.С. Мухина, Т.А. Репина, В.С. Селиванов, Т.А. Федосеева. Современные специалисты в области общения детей со взрослыми и сверстниками (Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова, Е.О. Смирнова) рассматривали формы и методы развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста [3].

Их исследования позволяют выявить особенности развития коммуникативных навыков у детей данной возрастной группы, а также предлагают практические рекомендации для обеспечения безопасности в коммуникационных ситуациях [4].

В целом, обеспечение безопасной коммуникации детей старшего дошкольного возраста является важной задачей для ученых и практиков. Исследования в этой области позволяют разрабатывать эффективные стратегии и методики работы с детьми, чтобы помочь им развиваться в безопасной и здоровой среде.

Одной из важных компонентов безопасной коммуникации является умение детей распознавать и реагировать на потенциально опасные ситуации. Различать доброжелательное общение от недобросовестных попыток манипуляции и эксплуатации – задача взрослых, которые должны предоставить детям необходимые знания и навыки. Коммуникационная безопасность включает в себя предупреждение о возможных опасностях, таких как контакт с незнакомыми взрослыми, неадекватной информацией, агрессией, неприемлемыми поведенческими моделями и прочими негативными воздействиями [4].

Самое первое, что должны сделать родители и опекуны, это обеспечить своим детям безопасную среду для общения. Ребенок должен знать, что может положиться на своих взрослых, доверять им и обращаться за помощью в случае необходимости. Регулярное общение с детьми, проявление интереса к их жизни и проблемам создает условия для открытой и доверительной коммуникации.

Однако, важно также помнить, что дети могут столкнуться с чужими взрослыми и вне привычной семейной среды. В таких случаях, нужно обучить детей правилам безопасности в общении с незнакомыми людьми. Они должны знать, что не должны доверять незнакомцам, делиться личной информацией или сопровождать их в незнакомые места. Важно научить детей сопротивляться и уметь отказывать, если они чувствуют неудобство или опасность.

Дополнительно, способствует безопасной коммуникации детей обучение навыкам цифровой безопасности. Современный мир полон информации и потенциальных угроз в онлайн-сфере. Разумное использование социальных сетей, понимание рисков и осведомленность о возможностях блокировки и фильтрации контента помогут детям избежать негативных воздействий и взаимодействий с незнакомыми взрослыми.

Кроме того, чтобы дети были готовы отстаивать свои границы и умели сказать "нет", если что-то им не нравится или вызывает дискомфорт. Способность устанавливать границы и быть уверенными в них – это фундаментальный навык, который поможет детям сохранять свое физическое и эмоциональное благополучие.

Однако, безопасная коммуникация не ограничивается только предупреждением о возможных опасностях. Важным аспектом также является развитие позитивного и эмоционально благоприятного общения, основанного на уважении, доверии и открытости. Дети должны учиться конструктивно выражать свои мысли и чувства, уметь слушать и быть внимательными к другим.

Наконец, важно помнить, что формирование безопасной коммуникации – это процесс, непрерывный и всесторонний. Родители, педагоги и другие взрослые, работающие с детьми дошкольного возраста, должны активно включаться в образовательный процесс, предоставлять поддержку и быть готовыми помочь детям в любой ситуации, связанной с коммуникацией [5].

Поводя итог, обеспечение безопасной коммуникации детей старшего дошкольного возраста является важной задачей для ученых и практиков. Исследования в этой области позволяют разрабатывать эффективные стратегии и методики работы с детьми, чтобы помочь им развиваться в безопасной и здоровой среде.

Формирование безопасной коммуникации при взаимодействии детей дошкольного возраста со взрослыми является сложной и важной задачей, требующей постоянной работы и сотрудничества всех участников образовательного процесса – взрослых и детей. Предоставление детям соответствующих знаний и навыков, а также создание подходящей коммуникативной среды, способствует их психологическому и эмоциональному благополучию, формирует устойчивые навыки общения и помогает им стать самостоятельными и успешными участниками информационного общества. формирование безопасной коммуникации при взаимодействии детей старшего возраста с взрослыми В конечном итоге, это способствует их развитию, самореализации и достижению успеха в жизни [6].

Защита и безопасность детей должны быть всегда на первом месте, и только такая коммуникация с взрослыми позволит сделать их обучение и воспитание максимально полезными и успешными.

Библиографический список:

Емельянова

,

И.

 

Е. Террористические ситуации: формирование представлений о безопасности у

детей

:

учебно-методическое пособие / И.

 

Е.

 

Емельянова, О.

 

В.

Котлованова

. –

Челябинск :

Изд-во Южно-Урал. гос.

гуман

.-

пед

. ун-та, 2021. – 150 с. ‒ ISBN 978-5-907409-69-9.

Ситкова

,

О.

 

Ю. Современное состояние зарубежных научных исследований о безопасности детей в информационно-коммуникативной среде / О.

 

Ю.

Ситкова

, Л.

 

В. Шварц

. ‒

Текст

:

электронный

// Правовая политика и правовая жизнь. ‒ 2020. ‒ № 2. ‒

С. 76-86. ‒

URL

:

https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-sostoyanie-zarubezhnyh-nauchnyh-issledovaniy-o-bezopasnosti-detey-v-informatsionno-kommunikatsionnoy-srede/viewer

(дата обращения 03.02.2024).

Скорнякова

,

Н.

 

Н. Исторический аспект изучения социально-коммуникативного развития дошкольников / Н.

 

Н. Скорнякова

. ‒

Текст :

электронный

// Проблемы современного педагогического образования. ‒ 2020. ‒

№68. ‒ С. 156-161. ‒

URL

:

https://cyberleninka.ru/article/n/istoricheskiy-aspekt-izucheniya-sotsialno-kommunikativnogo-razvitiya-doshkolnikov/viewer

(дата обращения 0

8

.02.2024).

Сотникова, С. В. Формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе общения / С. В. Сотникова, М. В. Румянцева, Н. П. Емельянова // Проблемы и перспективы развития

образования :

Материалы VI Международной научной конференции, Пермь, 20–23 апреля 2015 года. – Пермь: Меркурий, 2

015. – С. 124-125.

Тимофеева

,

Л. 

Л. Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет. Парциальная программа / Л.

 

Л. Тимофеева. ‒ Санкт-

Петербург :

ООО «Издательство «Детство-пресс», 2019. ‒ 160 с. ‒ ISBN 978-5-906750-74-7.

Хрестоматия по возрастной

психологии :

учеб. пособие для студентов / сост. Л. М.

Семенюк

; п

од ред. Д. И.

Фельдштейна

.

Москва :

Ин-т

практ

. психологии, 1996.

302 с.

(

Библиотека школьного психолога) ‒

ISBN 5-89112-015-1