Библиотека и читатель в современном обществе
Автор: педагог-библиотекарь,
высшая квалификационная категория
Стародубова Элина Денисовна
Государственное бюджетное образовательное
учреждение Ленинградской области
«Сясьстройская школа-интернат»,
реализующая адаптированные
образовательные программы
Сейчас все чаще говорят о том, что Россия столкнулась с серьёзной проблемой: современное поколение очень мало читает. Согласно опросам Всероссийского центра изучения общественного мнения, 35 % россиян не читают книг вообще. Ни для кого не секрет, что всемирная паутина отбила часть читательской аудитории у библиотек. Вдумчивое чтение заменяется пассивным восприятием развлекательной информации. Хотя, как утверждают многие источники, ещё несколько десятилетий назад наша страна была самой читающей в мире. Россия взяла путь на инновационное развитие. Но о каких инновациях, научных прорывах, развитии нанотехнологий может идти речь, если больше трети населения страны за год ни разу не взяли в руки книгу. А ведь именно книги являются золотым ядром любой библиотеки. «Библиотека и читатель в современном обществе», так звучит тема нашего исследования.
По словарю С.И. Ожегова «библиотека» – это учреждение, собирающее и хранящее произведения печати и письменности для общественного пользования, а также осуществляющее справочно-биографическую работу. По словарю Т.Ф. Ефремовой «библиотека» – это учреждение, в котором собираются и хранятся книги, журналы и газеты для общественного пользования; собрание книг для чтения, научных занятий и т.п; помещение для хранения книг; книгохранилище; серия книг, родственных по типу или предназначенных для определенной категории читателей.
Опираясь на эти определения, сделаем вывод: библиотека – это учреждение, организующее хранение произведений письменной культуры и выполняющее информационные, образовательные функции. Слово «библиотека» – греческое, состоит из двух частей: хранилище, вместилище, ящик.
Библиотеки впервые появились на древнем Востоке, в городе Библ (город в Ливане) (Библос, это бумага). Библия буквальный перевод бумажная. Обычно первой библиотекой называют собрание глиняных табличек, приблизительно 2500 год до н. э., найденное в храме вавилонского города Ниппур. Она содержала около 30000 глиняных табличек, исписанных клинописью.
На влажной мягкой глиняной дощечке писцы выдавливали знаки острыми трехгранными палочками, которые назывались «клин». Археологи нашли тысячи таких дощечек, которые сохранялись во дворцах и были рассортированы в зависимости от их тематики. Все это «листы» древнейших глиняных книг, которые собрал из различных стран образованнейший и жадный до наук ассирийский царь. По его указам делались копии с глиняных книг, хранившихся в библиотеках и храмах Вавилона и других городов Междуречья.
Позже появляется материал, который заявляет о себе как конкурент папирусу. Пергамент – бычья кожа, которую долго вымачивали, дубили, сушили и использовали в качестве писчего материала. Пергамент был удобнее, а главное, намного долговечнее папируса. Сначала книги из пергамента делали по традиции в форме свитков, а затем стали сгибать большой лист пергамента вчетверо, в виде тетради.
В конце периода Средневековья, когда были построены величественные соборы, люди начали строить маленькие библиотеки при соборах. Университеты также начали коллекционировать книги. Университеты Парижа, Гейдельберга и Флоренции прославлялись своими коллекциями «прикованных» книг. Книги было так тяжело делать, что их приковывали к стенам большими цепями, во избежание неприятностей.
Изобретение печатного станка и развитие книгопечатания внесли огромные изменения в облик и деятельность библиотек, все более отличавшихся от архивов. Библиотечные фонды начинают стремительно разрастаться. С распространением грамотности растёт также число посетителей библиотек.
А как же появились первые библиотеки на Руси? Вот какую информацию мы нашли. История библиотек Руси ведет свое начало с 11–12 веков в Киевской Руси, когда после принятия христианства стали создаваться монастыри. Назначением первых библиотек и первой их задачей было хранение исторических документов, которые являлись рукописными книгами.
Нынче наш край по праву можно назвать крупнейшим хранителем произведений письменности, центром просвещения Урала». В ходе сбора материала нами найдены интересные сведения по данной теме. (Приложение 2)
Итак, сделаем вывод: библиотека – древнее создание человечества. «Вся человеческая мудрость хранится в книгах, а книги – в библиотеках». Значение древних библиотек, которые были и просветительскими учреждениями, и книжными мастерскими, и ”книгохранилищами” огромно: они сохранили для нас ценнейшие памятники старины. Огромные перемены произошли в библиотечной системе с момента создания первой библиотеки до настоящего времени. Библиотеки стали местом духовного общения, где прививают любовь к чтению, стараются донести книгу до каждого, помогают работать, учиться и добиваться в жизни успеха.
Библиотекарь – старинная профессия. С возникновением первых книгохранилищ появились библиотекари. Библиотеки считались сосредоточием мудрости, и поэтому не каждый мог занимать должность хранителя книг. В Древнем Египте должность хранителя была государственной и передавалась по наследству, поскольку её могли занимать лишь те, кто обладал «высшими знаниями».
Как правило, на должности хранителя библиотеки были только мужчины, и вплоть до 1917 года в России государственная служба в числе сотрудников государственных библиотек для женщин была закрыта. Для того чтобы попасть на службу в главную библиотеку России – Императорскую публичную библиотеку, нужно было иметь не просто высшее образование, а специальные познания по разным отраслям науки: знание русского, французского, немецкого, латинского, греческого (или вместо одного из них – восточного) языков. Младший персонал должен был владеть русским и тремя любыми иностранными языками. Стать почётным библиотекарем было труднее, чем академиком.
Библиотекарь не просто хранитель книг. Он должен обладать искусством общения и перевоплощения, незаурядной выдумкой и высоким профессионализмом. Библиотекарь должен знать содержание художественной, научно-популярной, специальной литературы, методику проведения бесед, иметь навыки общения с людьми, знать формы и методы проведения выставок, конференций, правила учета и обработки книжного фонда. А также обладать такими качествами, как усидчивость, внимательность, аккуратность, организованность, склонность к выполнению монотонной работы, сосредоточенность, терпение, тактичность, и конечно – любить читать! Многие эти качества отметили в анкете и мои одноклассники.
Также библиотекарь ведет учет, комплектование, составление списков новых поступлений литературы, составление алфавитного и систематического каталогов. Занимается проведением периодических инвентаризаций библиотечного фонда. Осуществляет связи с другими библиотеками. Принимает меры по созданию условий для современного удовлетворения запросов на литературу, обеспечивает составление библиографических справок и тематических выставок в оформлении наглядной агитации, стендов. Обеспечивает сохранность библиотечного фонда. Ведёт статистический учет по основным показателям работы библиотеки в рамках установленной отчетности. Вся деятельность проводится на основании нормативно-правовых документов.
Портрет библиотекаря с прошлого века практически не изменился. Исключение составляет лишь пол (библиотекари в основном женщины), да знание информационно компьютерных технологий.
Недавнее исследование, проведенное публичной библиотекой города Огаста (Мэн, США), показало, что библиотекари являются одними из самых доверяемых (второе место) профессионалов среди представителей 22 изученных профессий. 78% респондентов оценили надежность библиотекарей как «очень высокую» или «высокую». В исследовании принимали участие 400 представителей различных демографических групп.
Читатели – это те, кто посещает библиотеку. Быть читателем очень просто – нужно только записаться в библиотеку и заполнить библиотечный формуляр. Быть талантливым читателем трудно, но чрезвычайно благотворно. Талантливый читатель – это личность, которая получает удовольствие от знакомства с книгой. Это человек, который способен уловить не только содержание книги, но и главную идею произведения, который может почувствовать эмоции героев и осознать замысел автора. Всегда использует прочитанную информацию с пользой, умело классифицирует ее и знает, в какой отрасли она может ему пригодиться. Такой читатель учится читая: учится грамотно писать, правильно говорить, учится жить.
Библиотечный абонемент предоставляет читателю право получить издание из библиотеки в своё распоряжение на определённый срок. Однако, есть книги, которые на дом не выдаются. В этом случае читатель имеет возможность знакомиться с книгой только в помещении библиотеки (как правило, в специально отведённом читальном зале). Это справочная литература: энциклопедии, словари, справочники, т.е. книги, которые имеются в одном экземпляре и могут понадобиться читателям в любое время.
В библиотеке читатель можно подготовить реферат, найдя нужную информацию в специальной литературе, или посредством доступа к Интернету, набрать и распечатать его, узнать о новинках художественной и научной литературы, прослушать диск, найти любой закон, снять (отксерокопировать) выкройку для модной одежды из журнала мод, отдать в дар свои уже прочитанные книги.
Также не забываем, деятельность читателя изменилась вместе с появлением и распространением компьютеров.
В последнее десятилетие Интернет и телевидение занимают первое и второе место в досуге подрастающего поколения. То, что мы видим, требует меньших усилий для усвоения. Поэтому сегодня меняется восприятие печатного текста и информации, оно становится более поверхностным. Следствие из этого – человеку всё труднее концентрировать внимание на многостраничном тексте, особенно – повестях и романах. Из личных бесед мы выяснили, большая часть опрошенных предпочитает интернет вместо книг. Однако «Google может выдать вам 100 тысяч ответов, а библиотекарь только один. Зато правильный» (Нил Гейман).
Современные библиотекари, замечают, что «Библиотеки перевоплощаются. Современные библиотеки – это фестивали, лекции, мастер-классы и многое другое». Мы верим, что уже в недалеком будущем в ситуации, сложившейся вокруг чтения и библиотек, начнут происходить позитивные изменения. Работники библиотек и читатели смогут вовлечь в свои ряды новых книголюбов. Библиотека – это престижно! Это романтично! Это современно!
И в завершение, хочется сказать словами Посадской М.Б «Читайте! Падайте в бездонный океан литературы с головой, по уши погружайтесь на дно и взмывайте к небесам вместе с героями книг! Радуйтесь тому, что у вас есть бесценный дар – читать! Люди читающие, несите окружающим свою любовь к литературе, чтобы любовью к чтению зажигались все новые и новые сердца!»
Список источников
Соколов А. В.
Библиосфера
в зоне риска // Литературная газета. 2016. № 15 (4 апр.).
Гачева
А. Г. Библиотека: прошлое или будущее? // Литературная газета. 2016. № 10/11 (17 м
арта).
Аврамова М. Б. Последствия «оптимизации»: шагреневая кожа российских общедоступных библиотек // Библиотечное дело. 2012. № 17. С. 28-31.
Диская
Н.И. Библиотека как центр культурного разнообразия: проблемы, перспективы развития в региональном пространстве // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2016. - №1 (45).
https://infourok.ru/proekt-na-temu-biblioteka-i-chitatel-v-sovremennom-obschestve-720738.html