?Бинарное занятие как форма сотрудничества педагогов и обучающихся?
Доклад подготовлен Яскиным Р.Н.,
 преподавателем ФКП образовательное 
учреждение № 305

Все, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи
??????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????                      Я.А. Коменский

Введение
          Методологической основой современного преподавания является интеграция (от лат. integratio – восстановление восполнение), которая дает возможность показать обучающимся “мир в целом”, преодолев разграниченность научного знания по дисциплинам. Интегрированное занятие   - это особый тип занятия , объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. Или же — интегрированным занятием называют любое занятие  со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных дисциплин. 
Интегрированные занятия могут проводиться на нескольких уровнях: бинарном (одновременное обучение), понятийно-информационном (согласование преподавателями разных дисциплин информации и проведение занятий  по отдельности) и дистантном (сетевом).
В своем  докладе я бы хотел коснуться сущности понятия бинарного урока, рассмотреть его формы, определить цели и задачи бинарных  занятий, выяснить почему возникает потребность  в проведении таких занятий, каковы особенности в их подготовке, организации и проведении. 
Целесообразность интеграции обуславливается усилением межпредметных связей, снижением перегрузок обучающихся, расширением обучающимися сферы получаемой информации, подкреплением мотивации в обучении, исключая дублирование и освобождая учебное время для изучения другого явления. Целесообразность применения бинарных занятий подтверждается также следующими соображениями: в соответствии с требованиями ФГОС основная профессиональная образовательная программа должна быть реализована в полном объёме, т.е. 100% выполнения объёма часов. Согласно законодательству, проведение занятий в выходные и праздничные дни не планируется. Следовательно, занятия, планируемые на праздничные дни, а таковых в течение учебного года набирается до 4% от общего учебного времени, планируются на другие дни, увеличивая тем самым, недельную нагрузку свыше 36 часов. Планируя бинарные занятия, мы и программу реализуем в полном объёме, и не превышаем недельную нагрузку.
Кроме того, бинарное  занятие позволяет решать целый ряд задач, которые трудно реализовать в рамках традиционных подходов. 
Вот некоторые из таких задач: 
повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы занятия (это необычно, значит интересно);
рассмотрение понятий, которые используются в разных предметных областях;
организация целенаправленной работы с мыслительными операциями: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез и т.д.;
показ междисциплинарных связей и их применение при решении разнообразных задач.

Сущность бинарного  занятия
Итак, что же такое бинарное занятие? 
Прежде всего, это урок, то есть основная организационная форма образовательной деятельности. Урок может проводиться в?традиционной?и?нетрадиционной форме. При традиционной форме обучающийся, как правило, является пассивным объектом обучения. В этом есть свои плюсы и минусы.?Для наглядности они приведены в виде таблицы 1 ?Положительные и отрицательные стороны традиционной формы обучения?.


Таблица 1 - Положительные и отрицательные стороны традиционной формы обучения

Положительные стороны
Отрицательные стороны

Систематичность обучения
Шаблонное построение, однообразие

Упорядоченная, логически правильная подача учебного материала
Нерациональное распределение времени урока. На уроке обеспечивается лишь первоначальная ориентировка в материале, а достижение высоких уровней предполагается за счет домашних заданий

Организационная четкость
Отсутствие самостоятельности

Постоянное эмоциональное воздействие личности педагога
Слабая речевая деятельность учащихся, пассивное поведение в целом

Оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении
Слабая обратная связь.
Усредненный подход.
Отсутствие индивидуального обучения


Бинарное занятие  является нетрадиционным и предполагает использование сплава из различных педагогических технологий. Нетрадиционные уроки — это уроки, которые аккумулируют методы и приёмы различных форм обучения. Они строятся на совместной деятельности учителя и обучающегося, на общем поиске, на эксперименте по отработке новых приёмов с целью повысить эффективность учебно-воспитательного процесса.
Нетрадиционные уроки компенсируют недостатки традиционной формы обучения. На них всегда присутствуют элементы нового, происходит изменение внешних рамок, используется и внепрограммный материал, организуется коллективная деятельность учащихся в сочетании с индивидуальной, урок может проводиться в нетрадиционном месте или с использованием оригинального оформления, используется музыка, видео, информационные компьютерные технологии, мультимедийное оборудование.  Но, конечно, переводить весь учебный процесс на ?нетрадиционные рельсы? не нужно. Именно традиционные уроки должны быть основной формой обучения и воспитания. Однако разнообразить учебный процесс нестандартными уроками необходимо, потому что они помогут активизировать умственную деятельность обучающихся, развить их творческие способности, повысить учебную мотивацию.
Слово ?бинарный? происходит от латинского слова ?bis?, означающего ?двойной?. 
На первый взгляд, бинарный урок — это сдвоенный урок, но двойственность может трактоваться неоднозначно (рис.1). Каждый из предложенных видов бинарных уроков имеет право на существование, но, как правило, предполагает проведение ?спаренного? урока по смежным темам из двух дисциплин при участии двух учителей или одного учителя, который преподаёт несколько дисциплин

Рисунок 1 – Главные особенности бинарного урока

Цели и задачи бинарного урока
С какой же целью проводится бинарный урок? Какие задачи решаются при его проведении?
Цель бинарного урока – создать условия мотивированного практического применения знаний, навыков и умений, дать студентам возможность увидеть результаты своего труда и получить от него радость и удовлетворение,  дать учащимся всестороннее (углубленные и расширенные) знания о предмете изучения, его целостную картину.
На бинарном уроке решаются достаточно сложные?задачи:
- расширение кругозора у учащихся и педагогов;
- интеграция знаний из разных областей;
- формирование у студентов убеждения в связности предметов, в целостности мира;
- повышение мотивации к изучению предметов, т. к. создание условий для практического применения знаний;
- развитие у обучающихся навыков самообразования, потому что подготовку к уроку учащиеся частично могут осуществлять самостоятельно и во внеурочное время;
- развитие аналитических способностей и изобретательности;
- реализация воспитательного потенциала;
- развитие у студентов навыков принятия решений в творческих ситуациях.

Особенности подготовки, организации и проведения бинарных  занятий. Вопросы структуры бинарного занятия
Какие особенности важно учесть при подготовке и организации бинарного занятия?
Преподавателю, готовящемуся проводить интегрированное бинарное занятие, следует учитывать, что интеграция – это не простое сложение, а взаимопроникновение двух или более дисциплин. Отличие бинарного занятия от обычного, прежде всего, состоит в специфике учебного материала, на нем изучаемого. Чаще всего предметом анализа выступают многоплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных учебных дисциплинах. преподавателю необходимо уметь находить точки соприкосновения между предметами. Требуется кропотливая работа по тщательному отбору содержания материала занятия. 
Роль преподавателя на бинарном занятии  меняется, его главной задачей становится организация такого познавательного процесса, при котором обучающиеся осознают взаимосвязь всех областей знаний, полученных ими на учебных занятиях, так и в результате кропотливой работы с дополнительными источниками информации.
Во время подготовки и проведения интегрированного занятия происходит взаимодействие двух и боле учебных дисциплин, и обучающийся здесь выполняет новую, более активную и значимую для самого себя роль, повышающую его самооценку и понимание необходимости пополнения багажа знаний за пределами материала аудиторных занятий.
Основной задачей обучающегося становится выработка индивидуального пути освоения и применения знаний. 
Преподаватель должен в полной мере владеть содержанием своей дисциплины, чтобы тщательно и целенаправленно отобрать то, что необходимо изучить по определённой теме. Он должен хорошо знать материал учебного дисциплины, с которым предполагается интеграция, уметь создавать для себя единую картину мира. Только это обеспечивает педагогу свободу и вариативность в оперировании учебным материалом. Работа творческого педагога невозможна без широкого кругозора, культуры, без развития способностей и устремлённости преподавателя к поиску более совершенных приемов обучения.
Очень важным моментом является психологическая совместимость преподавателей, которые вместе готовят, а затем проводят бинарный урок. Без взаимной поддержки, взаимопонимания и дополнения друг друга бинарный урок не получится. Прежде чем решиться на такой урок, надо обратить в союзника учителя другого предмета, с которым затевается интеграция. Обоим педагогам предстоит определить совместный интерес в интегрировании своих дисциплин. Оба педагога должны давать себе отчет, что их ждет большой труд и немалые затраты времени и сил, гораздо большие, чем при подготовке и проведении раздельных уроков.
Важно четко определить систему взаимодействия двух педагогов, последовательность и порядок их действий, содержание и методы преподнесения материала, продолжительность каждого действия. Взаимодействие их при этом может строиться по-разному. Оно может быть паритетным, с равным долевым участием каждого из них; один из них может выступать ведущим, а другой - ассистентом или консультантом; весь урок может вести один преподаватель в присутствии другого как активного наблюдателя и гостя
Продолжительность бинарного  занятия  тоже может быть разной. Но чаще всего для него используют два или три урочных часа, объединенных в один урок. Любой интегрированный урок связан с выходом за узкие рамки одного предмета, соответствующей понятийно-терминологической системы и метода познания. На нем можно преодолеть поверхностное и формальное изучение вопроса, расширить информацию, изменить аспект изучения, углубить понимание, уточнить понятия и законы, обобщить материал, соединить опыт учащихся и теорию его понимания, систематизировать изученный материал.
Практика показывает, что при проведении бинарных  занятий  изменяется характер учебного процесса: сокращается доля готовой информации, получаемой обучающимися от преподавателя, и возрастает удельный вес их самостоятельной работы, причем для приобретения новых знаний, а не только для закрепления имеющихся. Меняются и критерии оценки знаний обучающихся. Высококачественными признаются ответы, в которых проявляется творческий подход к изучению материала, требующий владения приёмами самостоятельной работы. В связи с этим педагог должен владеть методами проблемного обучения, быть квалифицированным консультантом для обучающихся. Обучающиеся на интегрированных уроках являются активными участниками учебного процесса, пытаются сами анализировать информацию при подготовке к уроку и во время его, выявляют проблемы, вырабатывают возможные пути решения поставленных задач. 
Поскольку на интегрированных уроках групповая форма работы является главной, обучающиеся приобретают навыки конструктивного общения, стремятся проявить индивидуальные способности. Каждый участник группы имеет возможность высказывать свою точку зрения. Обучающийся– руководитель группы приобретает и развивает навыки организатора деятельности коллектива. В группе развиваются отношения сотрудничества и взаимопомощи. Эффективность обучения зависит от качества общения преподавателя со студентами.



Принципы интеграции компонентов учебного процесса
По каким же принципам происходит объединение (интеграция) компонентов учебного процесса на бинарном  занятии? Каковы этапы подготовки бинарного занятия ?
Объединять (интегрировать) на бинарном уроке можно любые компоненты педагогического процесса: цели, принципы, содержание, методы и средства обучения. Когда берется, например, содержание, то для интегрирования в нем может выделяться любой его компонент: понятия, законы, принципы, определения, признаки, явления, гипотезы, события, факты, идеи, проблемы и т. д. Можно также интегрировать такие составляющие содержания, как интеллектуальные и практические навыки и умения. Эти компоненты из разных дисциплин, объединяемые в одном уроке, становятся системообразующими, вокруг них собирается и проводится в новую систему учебный материал. Системообразующий фактор является главным в организации урока, поскольку разрабатываемая далее методика и технология его построения будут им определяться. 
 Чтобы интегрировать, т. е. правильно соединить объединяемые компоненты учебного процесса, надо совершить определенные действия, которые  изначально носят творческий характер. В ходе этой подготовительной деятельности преподаватель определяет:
- свои мотивы проведения интегрированного урока и его цель;
- состав интегрирования, т.е. совокупность объединяемых компонентов;
- ведущий системообразующий и вспомогательный компоненты;
- форму интегрирования;
- характер связей между соединяемым материалом; 
- структуру (последовательность)  расположения материала;
- методы и приёмы его предъявления;
- методы и приёмы переработки учащимися нового материала;
- способы увеличения наглядности учебного материала;
- распределения ролей с учителями интегрируемого предмета; 
- критерии оценивания эффективности урока;
- форму записи подготовленного урока;
- формы и виды контроля обученности учащихся на данном  уроке.
Хотелось бы подробнее охарактеризовать некоторые из этих шагов по подготовке бинарного  урока. 
Противоречия учебно-воспитательного процесса в единстве с внутренней потребностью педагога в их снятии и есть содержание мотивов, побуждающих к использованию бинарного урока. Выявив противоречия и осознав мотивы, преподаватель ставит цели урока. Их содержание зависит от характера противоречий и мотивов их устранения. В качестве таковых, например, могут быть цели систематизации знаний, их обобщения, выявления причинно-следственных связей, расширения понятий и представлений, научения приёмам и способам переноса знаний из одной предметной области в другую и т.д.
Поставив цель, кратко и понятно её сформулировав, учитель отбирает материал для объединения его в одном уроке, т.е. определяет состав интегрирования. Это делается уже вместе с преподавателем того предмета, который привлекается к созданию бинарного урока. На этом этапе отбираются лишь учебные темы и их отдельные части, которые составят содержательную основу интеграции. Здесь достигается взаимное согласие участвующих в интеграции преподавателей.
Далее оба преподавателя анализируют предварительно отобранный материал и делят его на основной и вспомогательный. Основной материал становится системообразующим компонентом урока. Системообразующей может быть лишь та часть интегрируемого содержания, которая определяется целью задания. Таким компонентом  становятся отдельные понятия, законы, идеи, методы или средства обучения. Выделение  системообразующего компонента обязательно, именно он определяет, какой материал надо интегрировать в урок, чтобы его полнее отворить, точнее объяснить или найти причины его появления.                       
Определение формы интегрирования зависит от цели урока и выбора системообразующего компонента, т.е. от того, вокруг чего будет проводиться интеграция. Формы бывают разные:   
- предметно – образная, используемая при воссоздании более широкого и целостного представления о предмете познания; 
- понятийная, когда проводится феноменологический анализ явления, составляющего это понятие, и вырабатывается понятийное поле понятия;
- мировоззренческая, когда производится духовно -  нравственное обоснование изучаемого наукой явления или духовно- нравственные постулаты доказываются научными фактами; 
- деятельностная, при которой производится процедура обобщения способов деятельности, переноса и их применения в новых условиях;   
- концептуальная, при которой учащиеся практикуются в разработке новых идей, предложений, способов решения учебной проблемы.
Безусловно, что на выбор одной из форм интегрирования значительное влияние оказывает знание преподавателем самого явления педагогической интеграции, её видов, форм, структур и технологии осуществления. Влияет и уровень развития учащихся, их умение совмещать знания из разных дисциплин. В этом деле тоже нужен практический опыт участия в уроках того рода. Каждый последующий интегрированный урок будет легче проводиться всеми участниками педагогического процесса.
После того как определили цель урока, интегрируемые блоки знания, выделили один из них в качестве системообразующего и, наконец, определились с формой интегрирования, следует заняться очень тонкой работой – рассмотрением связей, которые следует установить между интегрируемыми блоками знаний. Связи – это устанавливаемые или восстанавливаемые последовательные зависимости интегрируемых компонентов между собой. На этом этапе преподаватель несколько дольше задержится: найти связи и зависимости, определить их характер не так просто. Здесь нет выбора, а есть заданность, определяемая природой и характером изучаемых явлений.
Связи между интегрируемыми компонентами могут быть самые разные. Наиболее часто встречаются в следующие:
- связи происхождения;
- связи порождения;
- связи построения (при систематизации и обобщении знаний);
- связи управления.
Связи происхождения устанавливаются там, где между компонентами выявляются отношения причины и следствия. Эти связи используются при создании многих межпредметных  курсов, и речь идёт не о простом соединении знаний из разных учебных дисциплин, а только тех, которые раскрывают истоки, причины или условия происхождения изучаемого в ведущем уроке предмета знания. Вводимые из другой дисциплины знания выполняют объяснительную функцию. При этих связях учащийся учится выявлять зависимости событий, фактов, явлений.
Связи порождения очень похожи на связи происхождения, но имеют специфику в том, что ставят изучаемый системообразующий предмет в позицию причины, порождающей следствия, изучаемой в другом учебном предмете. Интегрированные уроки с такими связями учат учащихся выходить за рамки предмета и видеть последствия своих узких, локально совершаемых действий, влияние открытий на жизнь людей и развития наук и производства.
Связи управления чаще всего имеют место там, где идёт изучение способов умственной и практической деятельности, которые могут быть перенесены из одного предмета в другой. Кроме того, связи управления возникают там, где используется знание одной науки для раскрытия смыслов овладения другой. Фактически речь идёт о функциях изучаемой науки в деятельности человека. 
Знание типов используемых и устанавливаемых связей на бинарных уроках нужно для того, чтобы определять их возможности в развитии мышления и других познавательных процессов, а значит, в достижении конкретных целей обучения. Не зная типов связи и целенаправленно их не отбирая, нельзя построить хороший интегрированный урок. Без этого продуманного аспекта интеграции любой такой урок будет формальным копированием и данью моде на эту технологию. Ядром интеграции как процесса установления взаимодействия объектов интегрирования являются именно связи. Связи выявляются и устанавливаются сначала внутри блоков учебного материала, затем между блоками и уж потом в целом тематическом контексте урока. Последовательность изучения, изложения и освоения материала интегрированного урока определяется типами связей. 
Процедура интегрирования материала разных уроков и разных тем идет через установление внутрипредметных, межпредметных и межцикловых связей. Эти связи – еще не интеграция, но путь к ней.
Внутрипредметные связи позволяют связывать между собой разные темы внутри самого предмета. 
Известно также, что есть опережающие связи как связи перспективные; предшествующие связи, при которых в урок включается материал, ранее изученный в другой дисциплине; сопутствующие связи, при которых материал из разных дисциплин изучается в одно и тоже время.
Теперь о структуре бинарного занятия. Здесь тоже много вариантов. Можно, конечно, составить один большое занятие  из мини-уроков, построенных на материале других дисциплин. Можно его сделать целостным с единой методической структурой. Есть вариант построения интегрированного урока как серии модулей (алгоритмов, проблем, учебных задач и заданий), комплексно объединяющих в себе интегрируемые знания, умения, навыки.
Разработка структуры бинарного занятия - совместное дело преподавателей интегрируемых предметов. Интегрированный урок в силу своей сложности требует сценария, а не простого плана или конспекта. В нём действуют несколько субъектов процесса познания, разнохарактерный материал, разнопредметные методы обучения. Всё это требует продуманного управления по сути новым процессом познания. 
Бинарные занятия  требуют большой подготовки, как педагога, так и обучающихся, поэтому их невозможно проводить часто. Но такое занятие, проведённое не ради внешнего эффекта, а для систематизации знаний, формирования убеждения в связности предметов и целостности мира, является важным этапом в формировании мировоззрения учащихся, метапредметных связей, развитии его мышления.