* {font-family: Calibri; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;} h1 {font-size: 24pt; font-weight: bold;} h2 {font-size: 18pt; font-weight: bold;} h3 {font-size: 14pt; font-weight: bold;} h4 {font-size: 12pt; font-weight: bold;} h5 {font-size: 11pt; font-weight: bold;} h6 {font-size: 10pt; font-weight: bold;} .Title {font-size: 36pt; font-weight: bold;} .Subtitle {font-family: 'Georgia'; font-size: 24pt; color: #666666; font-style: italic;}

ЦЕЛИ И ФОРМАТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ

Яковлева Вероника Александровна

Учитель истории и обществознания, МКОУ "Восточнинская ООШ" Россия, с.Восточное

В современных условиях модернизации российского образования повсеместно усиливается роль гуманитарных дисциплин, которые обеспечивают успешную социализацию личности, формируют активную, творческую жизненную позицию. В изучении общественных дисциплин заложен огромный потенциал, направленный на воспитание достойного гражданина, профессионально и социально успешной личности в условиях стремительно меняющегося мира и общества. Творческая личность, несомненно, может сформироваться в креативной, обновленной предметно-пространственной среде, которая нацелена на получение высоких образовательных результатов. Современный ребенок владеет информационными технологиями, позволяющими значительно расширить рамки восприятия окружающего мира. Отсюда запрос на новый, системно-деятельностный подход к образованию, необходимым элементом которого является исследовательская деятельность обучающихся. По мере вхождения в информационное интеллектуальное пространство ценность этой деятельности возрастает.

Одним из приоритетов современного образования является применение исследовательской деятельности на уроках истории, значение которой трудно переоценить, поскольку изучение исторического опыта позволяет школьнику не только адекватно оценивать современные социальные и политические процессы, но и способствует формированию активной гражданской позиции, собственной точки зрения на происходящее.

Обучение истории в этих условиях ориентировано не только на базовые знания учащихся об историческом пути человечества, но и на повышение способности учащихся критически анализировать прошлое и настоящее, делать собственные выводы на основе изучения исторических источников, используя современную методологию и философию истории. «Очеловечивание истории», воспитание историей способствует формированию ценностных ориентаций и гуманистического мировоззрения ученика, решению им морально-нравственных проблем. Историческое образование позволяет реализовать целевые ориентации разработанной технологии формирования исследовательской культуры учащихся в процессе исследовательской деятельности в сфере общественных наук.

Цели исследовательской деятельности школьников в процессе обучения истории направлены, прежде всего, на овладение методологическим компонентом учебного исторического познания, включающим историко-методологические знания, базовые умения работать с историческими и историографическими источниками, ценностные установки исследовательской позиции историка. «Деловой» продукт осваиваемой учениками исследовательской деятельности в области истории является по отношению к учебной деятельности дополнительным результатом, хотя и весьма значимым с точки зрения мотивации. Следовательно, задавая вопрос «Что является приоритетным при оценивании исследовательской работы ученика?», акцент уместно сделать на результатах овладения учеником методами научного исторического исследования, корректности использования исследовательского инструментария, предъявлении школьником при выполнении работы собственной исследовательской позиции [8]. Кроме того, целью организации учебно- исследовательской деятельности по истории является реализация требований ФГОС в части достижения личностных, метапредметных (познавательных, коммуникативных, регулятивных), предметных результатов образования.

Организация исследовательской деятельности учащихся на уроке истории решает следующие общепедагогические и методические задачи: 1) воспитание, социализация личности, освоение гражданско-мировоззренческих и духовно-нравственных ценностей ; 2) освоение методологических основ предмета, содержательных единиц, заложенных в Историко-культурном стандарте; 3) развитие творческих способностей учеников: логического, критического, креативного мышления; общеисследовательских умений и умений работы с источниками информации; 4) освоение элементов специальных исследовательских умений работы с историческими источниками, развитие умений реконструкции прошлого, умений оценки источников информации, работы с точками зрения и оценками; 5) формирование готовности к творческому продуктивному труду; 6) развитие потребности в непрерывном самообразовании; 7) формирование умений творческого применения приобретенных умений и навыков в практической работе; 8) формирование готовности к реализации социальных исследовательских проектов.

Для того, чтобы привлечь внимание учеников, привить им интерес к исследовательской деятельности на уроке истории, учителю необходимо владеть разнообразными формами организации данного вида работы [4].

На сегодняшний день классификация проектов как одного из продуктов учебно-исследовательской деятельности может быть рассмотрена по следующим типологическим признакам : - по специфике содержания (творческие; исследовательские; ролевые; практико-ориентированные; ознакомительные - ориентировочные;); - по предметно - содержательной области (монопроект (в одной области); межпредметный проект); - по характеру контактов (среди класса, учебной группы, города, региона, страны, разных стран); - по количеству участников проекта (индивидуальные, групповые, коллективные); - по характеру координации проекта (с явной координацией, со скрытой координацией ); - по продолжительности выполнения проекта ( мини-проекты, краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные). Помимо уже выделенных видов выделяются также игровые и информационные проекты [10, c.15].

Отметим, что при выборе проекта как формы и результата исследовательской деятельности следует учитывать личностные и возрастные особенности учащихся, поскольку от этих показателей зависят результаты и успешность проекта.

В связи с тем, что в старшем школьном возрасте (16–18 лет) ведущей деятельностью является учебно-профессиональная, обучающиеся уже могут выстраивать логические цепочки, обобщать и делать выводы, внимание по сравнению со средним школьным возрастом более устойчивое. Поэтому в центре обучения должны быть практико-ориентированные проекты. Например, обучающимся 10–11 классов в ходе изучения истории России можно предложить проект «Мое генеалогическое дерево», «Реликвии моей семьи». В этом случае исследовательская деятельность учащихся способствует формированию личного опыта школьников. Темы индивидуальных проектов, эмоционально и психологически близкие школьникам, обогащают духовно-ценностное восприятие человека и способствуют его развитию.

Как показывает опыт работы преподавателей с учащимися старших классов, выполнение практико-ориентированных проектов развивает у них коммуникативную компетентность. В старшей школе работа над проектом может проводиться с привлечением представителей различных профессий, учреждений, организаций; с этой целью проводятся конференции, конкурсы («Шаг в будущее»; Лучший проект и т. д.).

Разнообразие типов проектов позволяет учителю решать различные задачи обучения и воспитания обучающихся удобным для них способом. Таким образом, тип проекта зависит от ведущей деятельности школьников.

Требования ФГОС акцентируют внимание на необходимости организации индивидуального исследования. При организации индивидуального учебно-исторического исследования в современной школе можно применять различные средства, включая интерактивные. Интерактивное пособие — это книга, которая имеет прорези с выдвигающимися деталями, крутящимися колесами в страницах, использует «карманы» и прием отгиба картинок с дополнительной информацией внутри, воспроизводит «старые книжечки» в книге.

Рассмотрим процесс организации исследовательской деятельности учащихся по теме «Отечественная война 1812 года» на базе интерактивного пособия М. Г. Брагина. На форзаце книги представлен ранец времен Отечественной войны 1812 года, который включает портреты выдающихся русских и французских полководцев. На обороте портретов их краткие и точные характеристики. Например, характеристика данная Наполеоном П.И. Багратиону: «У русских нет хороших генералов, только Багратион». Этот материал может стать началом самостоятельных исследовательских проектов студентов о выдающихся деятелях эпохи. [2]

В ранце также представлен «Твой путеводитель по Бородинскому полю» с планом памятников выдающемуся событию. Разворот № 2 интерактивного пособия «Русская армия сосредоточилась на границе» предполагает организацию ученического исследования на тему: «Почему феодальная Россия оказалась лучше подготовлена к войне в материально-техническом плане, чем буржуазная Франция?». Для проведения данного исследования школьники читают левую часть учебника «Французская армия в 1812 году» с указанием родов войск (пехота, кавалерия, гвардия). На схеме показаны все корпуса и части армии Наполеона. Справа исследование проводится по схеме, на которой показаны все подразделения родов русской армии - пехота, кавалерия, артиллерия, инженерные войска. Обсуждается состояние армий, проводится анализ данных и затем защита результатов исследования [2],[6]

Исследовательский метод используется также и во внеурочной работе по истории. По своей сути, внеурочная работа преследует те же задачи, что и учебный курс, приобщая учащихся к пониманию истории, обогащая их знания, расширяя исторический кругозор, содействуя росту их интереса к истории. Цель внеурочной работы по истории – углубление знаний, полученных школьниками на уроках истории, организация процесса познания как интересного и увлекательного в условиях свободы в выборе содержания этой деятельности. Процесс воспитания историей во внеклассной работе предполагает выработку у школьников осознанного восприятия исторических знаний о нравственных традициях российского народа, его героической борьбе, подвигах, талантах, нравственных качеств наших предков.[5, c.241]

В качестве исследовательского проекта во внеурочной деятельности может быть (историко-краеведческая поисковая работа, создание экспозиции школьного музея и др.). Продуктом проектной деятельности могут стать буклеты для музея, виртуальная или реальная экскурсия по музею, фильм по истории города, села, школы, семьи, макет чего-либо, страницы учебника истории по Астраханской области, страница сайта в интернете, доклад на научно-практической конференции школьников.

Достаточно часто школьные музеи создаются на основе учебно-исследовательской и образовательной деятельности. Ученики не только получают знания по краеведению на уроках, но и по желанию принимают участие в практических занятиях по краеведению в школьных краеведческих кружках, музеях и научных обществах. Школьный историко-краеведческий музей представляет собой систематизированное собрание подлинных памятников истории, культуры и природы. В организации работы школьного музея принимают участие школьники и взрослые: руководитель музея, актив музея, классные руководители, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования, библиотекарь, родители, жители, социальные партнеры и др.[1, c.61]

Еще одним вариантом работы является проект, направленный на реконструкцию. Так как в настоящее время в обучении истории внимание уделяется не только глобальным вопросам – социальным, политическим, экономическим –, но и человеку в интерьере обыденности, его образу жизни, нравственным и духовным ценностям. Этот проект представляет собой воссоздание обстановки изучаемого времени, создание образов людей как типичных представителей этой эпохи, «погружение в эпоху» и собственное восприятие исторического периода. Результатом проекта являются воображаемые диалоги с исторической личностью, дневник путешественника, отчет исследовательской экспедиции и т.д.[7]

Работа по реставрации прошлого направлена на развитие творческого потенциала школьников, она знакомит учащихся с методами научного исследования, приемами изучения наглядно-образного исторического материала. Эта форма исследования развивает у школьников познавательную самостоятельность и умение воссоздавать исторические образы путем использования различных исторических источников [3, c.103].

Инновационным видом исследовательской деятельности в старшей школе, является составление исторических открыток при работе с персоналиями. В этом случае, продуктом проекта считается комплект тематических открыток, созданный, как одним учащимся, так и группой или даже целым классом. В зависимости от задач и целей проекта темы открыток могут быть самыми разнообразными, например: «Первые русские князья», «Рюриковичи», «Романовы», «Русские полководцы», «Русские дипломаты» и т. п. Тематические открытки комплекта объединены стилем, дизайном, структурой, композицией, информационным текстовым материалом. Работа над исторической открыткой может применяться не только в отношении персоналий, но и при изучении истории культуры, сориентированной на визуальные образы. В этом случае объектом изучения могут быть произведения искусства, литературы или памятники архитектуры. Такая форма работы имеет ряд преимуществ: во-первых, вариативность тематики реализации проекта; во-вторых, творческий подход, образность и иллюстративность превращают столь сложную работу по созданию исторической открытки в занимательную, познавательную деятельность; в-третьих, образность и ёмкость информации, в открытке, помогают лучше усвоить сложную и объемную историческую информацию (памятники культуры и лица исторических персон становятся узнаваемыми). Что немаловажно, просмотр открыток соответствует «клиповому» мышлению, что вызывает эмоциональное восприятие учащимися достаточно сложной познавательной деятельности [9, c.109].

С целью развития исследовательских компетенций возможно применение исторического комикса - по сути, история в картинках, которые представляют собой синтез текста и графики. Работа по составлению комикса может быть, как индивидуальной, так и групповой. Можно выделить несколько видов исторических комиксов: 1) безтекстовые комиксы,которые описывают какое-либо событие без текстовой составляющей. Например, сцены сражений: Невская битва, Ледовое побоище, битва на Калке, Бородинское сражение и т.п. Главным в них будет визуальное представление события, последовательность сменяемых сцен, наглядное представление основных героев и т.п. 2) комиксы на монологические сюжеты: «Наказ Екатерины II», «Реформы Петра I», «Реформы Александра I». В основе сюжета лежат рассуждения и речь одного лица,акцент в данном комиксе делается на персоналии и атрибуты эпохи; 3) диалогические комиксы, в которых сюжет предполагает участие нескольких героев. Примером таких сюжетов может послужить съезд князей в Любече, совет в Филях, заседание Временного правительства, разговор Ивана Грозного с А. Курбским и т.д. Основой для составления таких комиксов, чаще всего, служат письменные исторические источники. Наличие подобного рода источников облегчает работу школьников, так как документ может содержать определенные фразы, которые можно включить в «облака» комикса. С другой стороны, если нет такого исторического источника или их группы не существует, то задача для учеников становится уже сложнее: им будет необходимо самостоятельно придумывать диалог, исходя из исторического контекста. В старших классах можно использовать все виды комиксов: от безтекстовых до диалогических, при этом темы могут быть как предметные, так и абстрактные истории-размышления [9, c.108].

Таким образом, существует множество форматов организации исследовательской деятельности, как на уроке истории, так и во внеклассной работе. Выбор формы работы зависит от энтузиазма, фантазии учителя, заинтересованности учеников и их возрастных особенностей.

Список источников и литературы:

Байбородова Л. В., Соколова М. В. Использование ресурсов школьных музеев в учебно-воспитательном процессе // Ярославский педагогический вестник. 2017. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-resursov-shkolnyh-muzeev-v-uchebno-vospitatelnom-protsesse.

Брагин М.Г. В грозную пору.-М.: Лабиринт Пресс, 2012.-126с.

Гудкова Т.В. Проектная деятельность школьников как форма творческой реконструкции исторического прошлого // Наука и школа. 2013. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proektnaya-deyatelnost-shkolnikov-kak-forma-tvorcheskoy-rekonstruktsii-istoricheskogo-proshlogo

Крючкова Е. А. Особенности исследовательской деятельности учащихся при изучении истории // Наука и школа. 2017. №1.

Кучерук И. В. ,Кочукова, Д. И. Особенности организации внеурочной работы по истории в современной школе / Кочукова Д. И., Кучерук И. В. // Астраханские Петровские чтения : материалы Всероссийской научной конференции с международным участием, Астрахань, 13–14 декабря 2018 года. – Астрахань: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Астраханский государственный университет», 2019. – С. 241-243.

Лебедева, М. Г. Организация исследовательской деятельности обучающихся на уроках физики / М. Г. Лебедева // Наука и современность. – 2013. – № 26-1. – С. 130-136.

Сагитова, Н. Н., Кучерук И.В Цели изучения истории повседневности в школьном образовании / Н. Н. Сагитова, И. В. Кучерук // Астраханские Петровские чтения : материалы Всероссийской научной конференции с международным участием, Астрахань, 13–14 декабря 2018 года. – Астрахань: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Астраханский государственный университет», 2019. – С. 251-252.,

Хлытина Ольга Михайловна Исследовательская деятельность школьников в области истории: проблемы педагогического сопровождения // Сибирский педагогический журнал. 2014. №2.

Чернова Нина Викторовна, Макарова Надежда Николаевна Наглядные методы обучения и проектные методики на уроке истории // ПНиО. 2018. №6 (36). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/naglyadnye-metody-obucheniya-i-proektnye-metodiki-na-uroke-istorii

Яковлева Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении [Электронный ресурс]: учеб. пособие. – 2-е изд., стер. – М. : ФЛИНТА, 2014. - 144с.