Мир ценностей проявляется как объединение общих целей и идеалов, а также включает в себя индивидуальные интересы, амбиции, желания и представления каждого человека. Эти две сферы, общая и индивидуальная, тесно связаны между собой, образуя цельное ценностное пространство. Общие ценности не зависят от жизненных условий человека, в то время как индивидуальные сильно зависят от контекста, такого как исторические, социальные и культурные факторы, а также от воспитания и образования человека, проявляясь в его поведении.
Ценности становятся центральным объектом изучения аксиологии, науки о ценностях, целях и идеалах человеческой жизни, которые регулируют общественное существование. Когда рассматривается педагогическая деятельность, необходимо учитывать аспект ценностей, который сопровождает эту деятельность.
Ценности, или аксиологическая основа, существуют в различных сферах человеческой и общественной жизни, таких как наука, экономика, политика, искусство и др. Педагогика также обладает своими ценностями и аксиологией.
Таким образом, аксиология педагогической науки состоит из совокупности педагогических ценностей и включает в себя:
-
Помощь людям в освоении общественных норм и правил.
-
Приверженность демократии и гуманизму в обращении с воспитанниками.
-
Поддержка достижений воспитуемых и терпимость к неудачам.
-
Стремление к самосовершенствованию воспитуемых.
Это также включает в себя:
-
Разумные стратегии для успешной жизни.
-
Профилактику антикультурных явлений и невежества.
-
Образование.
-
Осознанное ответственное отношение к своим действиям.
И, наконец, это также включает в себя:
-
Культурные нормы и общественное поведение.
-
Психическое и духовное благополучие людей.
-
Развитие интеллекта и творческих способностей у молодого поколения.
-
Личную активность и инициативность.
Ценности в жизни человека и педагогические ценности определяют смысл и значение этих явлений. Рассматривая значение какого-либо аспекта, следует учитывать и ценности, которые с ним связаны. И наоборот, говоря о ценностях явлений, мы раскрываем их смысл и значение.
Таким образом, обсуждая общекультурное значение педагогической деятельности, мы подчеркиваем ее важную роль как историческое и культурное явление. Педагогика имеет большое значение, когда она способствует достижению наилучших результатов, удовлетворяет потребности людей и обеспечивает цивилизованное существование общества. Она играет ключевую роль в формировании личности и влияет на будущее страны и общества, способствуя их культурному развитию.
Культура педагогической деятельности включает в себя не только культуру самого педагога, но и культуру общения с воспитанниками. В этой культуре присутствует система ценностей, на которых она строится.
Общекультурное значение педагогики соседствует с концепцией конкретно-культурного значения. Общая культура человечества представляет собой систему конкретных культур, которые имеют что-то общее в своих ценностях и значении.