«Чему и как учить до школы»
Рекомендации для учителей и родителей
Воронина Ирина Геннадиевна,
учитель начальных классов
ГБОУ «Школа №91 г. о.Донецк»
Проблемой подготовки детей к школьному обучению озадачены все: родители, дошкольные работники, учителя, органы управления образованием. Каждый по-своему стремится решить эту проблему. Родители чаще всего подготовку к школе сводят к обучению чтению и счёту, жалуясь при этом на то, что дети иногда не хотят учиться читать, писать. Не справляясь с этой задачей, они обращаются за помощью к специалистам. Те более успешно, но с теми же трудностями – «нежеланием» - выполняют эту бесперспективную работу вместо родителей. Дошкольные общеобразовательные учреждения имеют целый арсенал средств для подготовки детей к школе. Однако, несмотря на усилия воспитателей детских садов, учителя начальных классов все чаще жалуются на недостаточную готовность детей при поступлении в школу. При тестировании детей подготовительных групп дошкольных общеобразовательных учреждений на психологическую готовность получаются следующие результаты: 5% детей имеют высокий уровень готовности, 65% - средний и 30% - низкий. Почему получаем такой результат? Что необходимо делать для решения данной проблемы?
На первом собрании родителей будущих первоклассников учителя нашей школы дают рекомендации мамам и папам по вопросу готовности детей к школе. Готовить ребёнка к школе – это значит сформировать в нём психологическую готовность к обучению – интерес и потребность к познанию нового, усидчивость, трудолюбие, внимание, память, логическое мышление, способность к волевым усилиям. Это достигается не только путём специальных занятий, но и в результате знакомства с окружающей жизнью – в играх, труде, общении со взрослыми и сверстниками.
Психологами и врачами выработаны критерии школьной успеваемости детей. Ребёнок, переступающий порог школы, должен соответствовать определённому физическому, умственному, эмоциональному и социальному развитию. Начнём с такого необходимого для школы условия, как социальная зрелость. За этими словами скрывается потребность детей в общении со сверстниками и взрослыми, умение подчиняться определённому режиму. Ребёнок не должен тревожиться при встрече с учителями и детьми, испытывать отрицательные эмоции к школе и к самому процессу обучения. Практика показывает, что нежелание учиться бывает в трёх случаях:
1.Когда ребёнок в дошкольном возрасте не приучен ограничивать свои желания, преодолевать трудности и у него сформировалась своеобразная установка на «отказ от усилия». Так как школа требует от ребёнка постоянных усилий, преодоление трудностей, то у него возникает активное противодействие учению.
2.Активное нежелание учиться у тех детей, у которых заранее сформировался страх перед школой. («Вот пойдёшь в школу, так тебе покажут!»)
3. У тех детей, которым, наоборот, рисовали школьную жизнь и будущие успехи ребёнка в радужных тонах. Реальность в этом случае может вызвать сильное разочарование, что у ребёнка возникает резко отрицательное отношение к школе.
И здесь именно родители должны помочь своему ребёнку. Необходимо создать условия для обучения, рассказывать о школе всё, вселять в ребёнка чувство уверенности: «У тебя обязательно получится! Мы рядом и всегда тебе поможем».
Важна в школе и способность к волевым усилиям. Выполнять порой нежелательную работу требует от детей волевого напряжения. Вместо «хочу это» ребёнок должен заставить себя делать то, что «надо», причём в течение установленного учителем времени. Вот почему так важно воспитывать и развивать волю у ребёнка. В играх, при выполнении хозяйственных поручений дома, на подготовительных занятиях необходимо ставить перед ребёнком задачи, при решении которых он должен проявить волевые усилия. Не закончив одну работу, он не должен приниматься за другую. Ребёнок должен прочно усвоить, что любое дело следует доводить до конца.
Необходимым условием готовности детей к школе является определённый уровень умственной зрелости ребёнка. Это значит, что у дошкольника должны быть сформированы следующие психические познавательные процессы:
- восприятие (геометрические фигуры, цвета, величины, положение предметов на плоскости, звуки и т.п.);
- внимание (объём внимания для детей 3-4 фигуры, предмета при одновременной демонстрации; устойчивость внимания 5-7 минут, т.е. в течение этого времени будущий первоклассник должен заниматься каким-то одним делом, связанным с познавательной деятельностью);
- память (учить детей самым простым приёмам запоминания: выделение главных и второстепенных деталей, группировка материала по смысловым частям, создание образов, о которых идёт речь);
- мышление (дошкольник должен уметь сам делать простые обобщения, т.е. находить сходство в предметах и объединять их по выявленным признакам в группы, а также распознавать различия в сходных предметах и явлениях окружающего мира. Необходимо учить ребёнка сравнивать, объяснять ему причину и результат явлений, происходящих вокруг; ни в коем случае нельзя обрывать поток его вопросов или фантазий);
- развитие крупной и мелкой моторики (Крупная моторика – это умение ребёнка прямо и твёрдо ходить, бегать, прыгать, точно ловить и бросать мяч, на протяжении некоторого времени носить большие, не очень лёгкие предметы, застёгивать пуговицы, завязывать шнурки. Мелкая моторика – это владение ножницами, карандашом, кисточкой. Линии на рисунке должны быть прямые, а не прерывистые, дрожащие. Ребёнок должен видеть строку и рисовать или писать в ней; видеть клетки и чётко и точно вести по ним рисунок.
Хорошо развивают кисти рук занятия рисованием, лепка из пластилина, конструирование, изготовление различных поделок. Конечно, занимаясь всем этим, ребёнок не научится писать, но рука у него разовьётся и станет умело справляться с ручкой, карандашом, фломастером.
Важное место в подготовке будущих первоклассников к школе занимает развитие речи. Необходимо учить детей осмысленно говорить, прививать любовь к чтению книг, обогащать их словарный запас. Если ребёнка с детства приучить к чтению, он растёт любознательным, общительным, быстрее овладевает культурой речи и орфографическими умениями и навыками.
Для более успешного вхождения детей в школьное обучение в нашем учебном заведении ежегодно работает «Школа радости». Задачи, которые призвана решить школа будущих первоклассников следующие:
- укрепление психофизического здоровья детей;
- формирование коммуникативных связей в процессе общения, развитие эмпатии и воспитание культуры общения;
- создание условий для развития перцептивных способностей через практическую деятельность ребёнка, развитие логического мышления;
- формирование познавательного интереса ребёнка, развитие творческих способностей;
- привлечение родителей к взаимодействию и сотрудничеству при подготовке детей к школе.
1 раз в неделю по субботам проходят занятия с будущими первоклассниками, длительностью 30 минут. Работаем по программе «Школа радости. Пути сближения образовательных программ», цель которой приблизить образовательные программы дошкольного учреждения и школы первой ступени. В субботней школе работаем по 3 направлениям:
1.Введение в школьную жизнь.
2.Развитие речи.
3.Математика. Логика.
«Курс «Введение в школьную жизнь» стремится создать у ребёнка представление о школе как о месте, где он будет принят весь целиком – со всеми своими чувствами, озарениями, большими и малыми событиями личной жизни, что всё это в школе важно, интересно». [1]
Программа по развитию речи состоит из таких разделов:
- формирование начальных фонетических представлений;
- слово и предложение;
- связная устная речь;
- подготовка к письму.
Цель изучения этого курса в правильности произношения и восприятия звуков речи, в умении произносить, сознательно выбирать слова для отображения предметов и явлений окружающей действительности, высказывать мысли в связной форме, изображая их на письме в виде моделей слов и предложений. Учитывая особую в этом возрасте восприимчивость детей, программой предусмотрено знакомство с простейшими случаями многозначности слов, близких и противоположных по значению слов. Обучение письму требует специальной подготовительной работы. Вводятся упражнения, развивающие моторику и координацию движений. Программой предусмотрено обучить детей организовывать своё рабочее место, правильной посадке за партой, умению держать карандаш и ручку.
Задача курса «Математика» направлена на подготовку детей к усвоению представлений о счёте, величине, о свойствах (длине, ширине, форме, цвете, материале) предметов, о расположении предметов в пространстве, о геометрических фигурах и действиях с ними, на развитие восприятий, т.е. сенсорное развитие детей. Овладение программным содержанием способствует развитию мыслительных процессов, внимания памяти. Упражнения со счётными палочками развивают логическое мышление детей, их сообразительность, комбинаторные способности, а главное – способствуют формированию навыков осмысленного выбора действий, практических умений.
Работая с геометрическими фигурами, прежде всего изучается их разновидности. Затем предлагаются упражнения на конструирование с фигурами, рисование фигур, дорисовку по образцу, создание геометрических узоров, предметов.
С целью укрепления кисти руки и подготовке к письму детям предлагаются разнообразные задания творческого развивающего характера: обводка фигуры по образцу в разных направлениях, штриховка рисунков по образцу, штриховка сюжетных рисунков различными видами штриховки, рисование фигур и предметов по точкам.
Подготовка детей в субботней школе проходит в тесном сотрудничестве с родителями будущих первоклассников. Способами работы с родителями являются: анкетирование, встречи с родителями, индивидуальное консультирование, тематический лекторий, открытые уроки. В результате совместной деятельности вырабатывается общий взгляд на процесс развития, воспитания и обучения детей.
В заключении можно сделать вывод, что любознательность, развитие внимания, памяти, мышления, речи дошкольников – эти качества важнее перед школой, чем умение читать и писать.
Литература
1. Цукерман Г.А., Поливанова Н.К. Введение в школьную жизнь. – Томск «Пеленг», 1996, с.40.
2.Безруких М.М., Ефимова С.П., Круглов Б.С. Как помочь первокласснику хорошо учиться.- Тула «Издательство АСТ», 2003.
3.Симановский А.Э. Подготовка ребёнка к освоению чтения и письма.// Начальная школа, 1994, №3.
4.Макарычева Н.В. Чему и как следует учить ребёнка до школы. – «АРКТИ», 2015