В наше время, с прогрессом технологий, книги утратили свою прежнюю роль, и интерес к чтению среди детей значительно снизился. Школьники предпочитают проводить время за просмотром телевизора, игрой на компьютере, планшете, телефоне и других подобных устройствах. Однако уроки литературного чтения, входящие в обязательную программу гуманитарных предметов, играют важную роль в формировании навыков чтения у младших школьников. На этих уроках предполагается решение не только задач, специфичных для предмета, но и общих задач развития младшего школьника.
Уроки литературного чтения являются основой для всего последующего образования, где чтение приобретает метапредметный характер. Они играют важнейшую роль в формировании грамотности чтения у младших школьников и помогают им осознать себя как грамотных читателей.
А.М. Новиков подчеркивает, что "грамотность является одним из ключевых показателей культурного развития населения и существенным условием и показателем качества обучения в школе". Понятие грамотности имеет широкий смысл и означает не только умение читать и писать, но и владение знаниями в определенной области и умение применять их.
Читательская грамотность – это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и читать с целью достижения своих целей, расширения знаний и возможностей, а также участия в социальной жизни.
Под читательской грамотностью подразумевается способность понимать и использовать письменную речь во всех ее разновидностях для достижения целей, определенных обществом, и играющих важную роль в жизни каждого человека.
Долгое время педагоги начальной школы и исследователи обсуждали важность работы с текстом, однако это не придавалось должного значения на начальном этапе обучения. Сегодня перед современной начальной школой стоит задача формирования грамотности чтения у младших школьников. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального образования, развитие читательской грамотности является одним из планируемых результатов обучения. Требования ФГОС к читательской грамотности отражены в общих целях программы "Чтение: работа с текстом", а также в общих целях учебных программ для всех предметов начальной школы.
Читательская грамотность включает в себя следующие навыки, необходимые для работы с текстами:
- Навыки, основанные на тексте, позволяют извлекать информацию из текста и строить на ее основе простые суждения:
- Навык находить информацию и формулировать простые выводы;
- Навык находить явно представленную информацию в тексте;
- Навык формулировать простые выводы, опираясь на текст.
- Навыки, основанные на размышлениях о прочитанном, включают интеграцию, интерпретацию и оценку информации в тексте с учетом собственных знаний читателя:
- Навык устанавливать связи, неявно выраженные автором;
- Навык интерпретировать эти связи, связывая их с общей идеей текста;
- Навык восстанавливать намерения автора, опираясь не только на информацию, содержащуюся в тексте, но и на формальные элементы текста, такие как жанр, структура и язык.
Младший школьный возраст является оптимальным периодом для формирования грамотности чтения. Для успешного решения этой проблемы необходимо создать психолого-педагогические условия, направленные на поддержку и развитие чтения детей в образовательной среде школы.
Формирование навыков чтения и письма у младших школьников требует создания подходящих условий на уровне школы, учителя и ученика. Для развития чтения и воспитания гармоничной личности, педагоги должны использовать передовые технологии и разнообразные формы учебной и внеклассной работы, опираясь на литературные источники. Одной из ключевых составляющих развития навыков чтения у младших школьников являются уроки литературного чтения, где дети учатся работать с текстами и получать новую информацию. Неотъемлемым условием формирования навыков чтения является организация работы с учебными заданиями на этих уроках.
На уроках литературного чтения используются различные методы, способствующие успешному развитию навыков чтения у детей. При выборе методов необходимо учесть, что обучение должно приводить к изменениям в ребенке, которые определяются его жизненным опытом, полученными знаниями, а также характером и уровнем его познавательных интересов, готовностью к самообучению и саморазвитию. Рассмотрим некоторые методы в рамках современных педагогических технологий.
- Метод критического мышления – этот метод направлен на развитие мыслительных навыков у младших школьников, которые будут полезны не только в учебе, но и в повседневной жизни (навыки принятия обоснованных решений, работа с информацией, анализ различных аспектов явлений).
В рамках этого метода предлагаются следующие подходы:
-
"чтение с остановками" – на начальном этапе урока дети, исходя из названия текста, высказывают свои предположения о его содержании. Затем текст читается по частям, и после каждого фрагмента дети высказывают свои предположения о развитии сюжета;
-
"работа с вопросником" – этот подход используется при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Учитель задает ряд вопросов к тексту, на которые дети должны ответить. Вопросы могут быть как прямыми, так и требующими анализа, рассуждения и опоры на собственный опыт;
-
"Знаю, узнал, хочу узнать" – этот подход применяется как при объяснении нового материала, так и на этапе закрепления. Детям предлагается таблица с тремя колонками: "Знаю", "Узнал", "Хочу узнать", в которой они записывают свои ответы;
-
"уголки" – этот подход используется при составлении характеристик героев литературного произведения. Класс делится на две группы, одна подготавливает аргументы в пользу положительных качеств героя, опираясь на текст и свой опыт, а другая – аргументы в пользу отрицательных качеств, подкрепляя свои утверждения цитатами из текста;
-
"написание творческих работ" – этот подход играет важную роль на этапе закрепления изученного материала. Например, детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения, сказку или стихотворение. Работы выполняются в зависимости от уровня развития учеников.
- Метод проблемного обучения направлен на активизацию познавательной деятельности младших школьников путем создания ситуаций, которые требуют поиска и решения сложных вопросов. Он способствует актуализации знаний, анализу и развитию навыков видеть связь между фактами и явлениями.
Для создания проблемных ситуаций применяются следующие приемы:
-
Противоречивые ситуации: представление противоречивых фактов, теорий или точек зрения одновременно; столкновение разных мнений школьников через вопросы или практические задания.
-
Ситуации конфликта между повседневными представлениями: предъявление вопроса или практического задания, которые вызывают ошибочные представления учеников, а затем представление научных фактов, экспериментов или наглядности для исправления этих представлений.
- Проектная технология представляет собой совместную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность с общей целью создания проекта. В рамках проектной технологии для развития навыков чтения младших школьников используются следующие методы:
- Написание сочинения-рассуждения на заданную тему.
- Выполнение творческих работ, таких как иллюстрации к произведениям, викторины или кроссворды по прочитанным произведениям.
- Сочинение собственных стихотворений, басен или сказок.
- Игровая технология способствует объединению эмоционального и рационального в обучении. Она включает в себя получение и обмен информацией, а также формирование навыков общения и взаимодействия. Для закрепления изученного материала можно использовать следующие приемы:
- "Мим-театр" - ученики изображают мимикой и жестами героев произведений, а класс отгадывает их.
- "Крестики-нолики" - ученики играют в парах, задавая друг другу вопросы о прочитанных произведениях. Победителем становится тот, кто первым выстроит полный ряд своих знаков.
- "Древо мудрости" - ученики быстро, но внимательно читают текст, затем записывают вопросы по тексту на записки и прикрепляют их к нарисованному дереву на доске.
-
Информационно-коммуникационная технология особенно актуальна для развития навыков чтения. Она включает работу с различными источниками информации. При работе со словарями для объяснения незнакомых слов и понятий используются толковые и энциклопедические словари.
-
Здоровьесберегающая технология является неотъемлемой частью урока литературного чтения. Она создает атмосферу психологического комфорта на уроке.
-
Личностно-ориентированная технология предполагает создание учебной ситуации, которая позволяет раскрыть и развить личностные особенности младших школьников. Важно создать положительную эмоциональную атмосферу для успешной работы с текстами.
Таким образом, комбинация этих методов способствует эффективной организации уроков литературного чтения и формированию навыков чтения у младших школьников. Рассмотренные приемы способствуют развитию мышления и рефлексии, что является важными аспектами читательской деятельности.