Каждый репетитор хотя бы раз сталкивался с ситуацией, когда ребенок постояно отвлекается на занятии, крутится, балуется с ручкой или карандашом или вовсе заводит разговор на постороннюю тему. За годы практики у меня было много таких учеников. Расскажу вам историю об одном из них - второклашке Тане, и о том, как мне удалось сделать занятия с ней эффективными.
Таня - ребенок-солнышко, источник неуемной энергии. "Ой, какие красивые у вас бусы, можно, я потрогаю?" Через пару минут: "А что это такое на полке, я раньше не видела, можно взять посмотреть?" И ещё сто вопросов, а в перерывах постукивание ручкой по парте или перелистывание уголков страниц в учебнике... Когда же тут учиться?
Вот, что помогло нам с Таней добиться хороших результатов на уроках:
1. Частая смена деятельности.
Чего мы только не делали! Читали, рисовали, лепили, играли - конечно, для меня как для репетитора это очень усложняло подготовку к урокам, ведь непросто вплести в канву занятия множество разнообразных активностей, которые будут полезны для усвоения и закрепления текущей темы. Но это того стоило! Таким образом нам удалось "обмануть" неустойчивое внимание: ребенку нужно было постоянно переключаться, я создала подходящие для этого условия, и усвоение материала стало происходить быстрее.
2. Подвижные игры.
Когда активный ребенок находится в движении, ему легче запоминать новую информацию. В этом случае он не тратит силы на то, чтобы "сидеть спокойно", а полностью посвящает свое внимание изучаемому материалу. Есть множество подвижных игр, которые позволяют тренировать нужные для предмета навыки и закреплять пройденные темы.
3. Таймер.
На уроках с гиперактивными детьми таймер просто необходим! Выбираем вид деятельности, устанавливаем таймер и в отведенное время занимаемся только этим. Да, поначалу ребенку будет сложно, но когда вы с пониманием относитесь к ученику и идете на уступки, он отвечает взаимностью. Во всяком случае, я ни разу не слышала отказа на мою просьбу "давай сейчас уделим ровно 5 минут чтению". Постепенно внимание становится более устойчивым, 5 минут превращаются в 10, затем в 15 - и так до той длительности, которая вам необходима.
4. Игры, направленные на развитие внимания.
Как и любой навык, внимание можно тренировать! Благодаря специально подобранным играм, детям удается удерживать внимание все дольше с каждым уроком.
Главное в работе с гиперактивными детьми - правильно выстроенная структура занятия и чуткое отношение к особенностям ребенка. Эти два фактора формируют тот фундамент, на котором вы сможете построить увлекательные и эффективные занятия.