Что помогает начинающему специалисту быстрее адаптироваться в условиях педагогической деятельности

Хасанова Ю.А.
ГБПОУ ?Колледж музыкально-театрального искусства им. Г. П. Вишневской?
г. Москва

      1. Знание предмета, личное трудолюбие и ответственность в деле. При  этом очень важно безупречно, со всей серьезностью выполнять общественные поручения. Выполнять общественное поручение нужно с душой, т.е. так, чтобы оно оставило след в душах питомцев. Это помогает преподавателю уже с первых шагов педагогической работы утвердиться в качестве серьезного и вдумчивого специалиста, умелого классного руководителя.
     2. Наблюдательность и обдуманность в отношениях и  поведении. Необходимо прислушиваться к мнению каждого преподавателя, мастера и не мастера, опытного и стремящегося к этому, ответственного и безынициативного, но не спешить с выводами и заключениями, а тем более с оценками работы коллег. Однако это не означает безликость специалиста в отношениях с коллегами. Свою точку зрения надо уметь отстаивать, но достаточно аргументировано, без лишней горячности, с соблюдением такта. Но и прятать себя не стоит. Справедливость всегда побеждает.
      3. Разумная требовательность и педагогический  такт. Эти качества характеризуют и сопровождаются личным примером в деле. Разумная требовательность предполагает также объективность в суждениях и оценках. К любому совету,  даже не квалифицированному,  нужно прислушиваться. А отстаивать свою точку зрения правомерно лишь на основе проверенных фактов. При этом надо помнить, что одно и то же действие в различных условиях проявляется по-разному. Молодому специалисту важно как можно больше и чаще посещать уроки опытных преподавателей. 
       4. Чуткость и доброжелательность в отношении с коллегами по работе, уравновешенность в поведении, идейность во всем. При этом никогда не следует занимать выгодную для себя позицию, если приходится иметь дело даже с большинством количеством недобросовестных и нечестных работников. Надо постоянно руководствоваться целями дела, интересами общества и государства. Моральный капитал возвышает человека в любой обстановке, украшает его жизнь, делает человека нужным  и счастливым. [1]

Классификация ошибок, допускаемых начинающим преподавателем
1-ая группа. Ошибки, связанные с взаимоотношениями с обучающимися:
1) проявление невнимания к одаренным обучающимся;
2) проявление невнимания к отстающим обучающимся;
3) проявление непосильных требований к обучающимся;
4) необдуманность принимаемых решений в отношении недисциплинированных обучающихся;
5) нетребовательность в стремлении завоевать ?дешевый авторитет?;
6) проявление фактов грубого обращения с обучающимися;
7) стремление установить контакт и взаимопонимание путем сокращения расстояния ?преподаватель-обучающийся?;
8) неуверенность в себе, в правильности своего поведения в тех или иных случаях;
9) незнание психолого-возрастных особенностей, непонимание причин того или иного поступка обучающегося;
10) стремление завоевать авторитет ?любой ценой?;
11) невыполнение данных  обещаний;
12) неоправданная апелляция по мелочам к руководству;
13) излишняя придирчивость, чрезмерная суровость в отношение к обучающимся;
14) жалобы на обучающихся родителям, классному руководителю, преподавателям.

2-ая группа. Ошибки, связанные с взаимопониманиями с преподавателями:
неуважение к опыту и мудрости старших;
бестактность в обращении со старшими;
стремление уединиться, чтобы не участвовать в жизни;
пренебрежение к сложившимся традициям коллектива;
неблагодарность за помощь, которую оказывает преподаватель;
обсуждение преподавателя ?за глаза?;

3-я группа. Ошибки, связанные с взаимоотношениями молодых преподавателей между собой:
неуважение к опыту и мудрости старших;
отсутствие критического отношения к поведению коллег;
нетребовательность друг к другу;
в новой обстановке ( вместо ?Вы?-?ты?, вместо ?Геннадий Иванович?-?Гена?).

4-я группа. Ошибки, связанные с недостаточной общей и ?технической? подготовкой преподавателя к самостоятельной работе:
недостаточное знание предмета и методики изложения;
неумение управлять своим состоянием;
отсутствие навыков общения;
неотработанная дикция, жесты, мимика, движение;
неумение правильно действовать в различных ситуациях;
медленная реакция, рассеянность на уроке;
скованность.

5-я группа. Ошибки, связанные с переоценкой начинающими преподавателями своих сил и возможностей:
самоуверенность, выражающаяся в неприятии советов, рекомендаций преподавателей;
высокомерие, выражающееся в неприятии советов, рекомендаций преподавателей;
формальное отношение к выполнению своих обязанностей;
категоричность суждений. [3] 

Затруднения преподавателей в подготовке современного урока
Первая трудность связана с поиском такой организации урока, которая обеспечила бы не только усвоение учебного материала всеми обучающимися на самом уроке, но и их самостоятельную познавательную деятельность, способствующую умственному развитию. А это связано с подготовкой учебного материала и выбором соответствующих методов обучения.
Вторая трудность состоит в нахождении способов и приемов создания таких учебных ситуаций и такого подбора дидактического материала (задания для самостоятельной познавательной деятельности творческого характера, заданий, связанных с жизнью, подбор наглядных пособий и др.), которая обеспечила бы эффективную познавательную деятельность всех обучающихся в меру их способностей и подготовленности.
Третья трудность связана с необходимостью комплексного применения различных средств обучения, в том числе и технических, направленных на повышения темпа урока и экономию времени для усвоения нового учебного материала и способов его изучения, а применение приобретенных знаний, умений и навыков.
Четвертая трудность-сложность формирования мотивов учения, возбуждения познавательного интереса обучающихся по теме, повышения их эмоционального настроения и обеспечения единства обучения, воспитания и развития. [2]

Причины этих трудностей.
1-я. Изменилось соотношение деятельности преподавателя и обучающихся в учебном процессе, что требует поиска новой схемы взаимодействий преподавателя и обучающегося. Увеличилась доля самостоятельной познавательной деятельности обучающихся. Увеличилась информативность учебного материала, а также активизировалась деятельность обучающихся: они выполняют много учебно-практических работ (анализируют, обсуждают, решают задачи, ставят опыты, пишут различные рефераты, доклады), а частные методики еще слабо оказывают помощь преподавателю в этом.
2-я. Научная организация труда еще не вошла в практику техникума должным образом.
3-я. Преподаватели не могут полностью избавиться от объяснительно-иллюстративного типа обучения.
4-я. Изложение учебного материала в учебниках (даже в последних) остается чаще всего информационным, в них нет заданий вариативного характера, заданий на творческую деятельность обучающихся, как при изучении нового материала, так и при применении полученных знаний и умений.
5-я. Нет целенаправленной работы преподавателя над развитием творческих способностей. [4]

Основные недостатки, встречающиеся в работе преподавателя и пути их устранения Таблица 1.
Деятельность педагога
Мотивы поведения, состояния и реакция обучающихся 
Пути и способы устранения недостатков

Неумение поддерживать внимание обучающихся
Отсутствие дисциплины и работоспособности, обучающиеся постоянно отвлекаются, шумят 
Увлекательный рассказ; активизации учения обучающихся

Затруднение в распределении внимания между всеми обучающимися
Наличие аритмии в овладении знаниями
Прогнозирование информации с учётом вовлечения в поиск всех питомцев; правильная расстановка акцентов

Острая реакция на любые отклонения в поведении учащихся 
Неприязненное отношение к преподавателю
Сочетание требовательности с доверием

Заигрывание перед обучающимися, стремление понравиться
Безответственное поведение
Соблюдение меры в требованиях

Артистичность в поведении, неумение найти правильный тон в отношениях
Несерьёзное, неуважительное отношение к преподавателю
Тщательная обдуманность поступков 

Неумение концентрировать внимание на главном, существенном
Отсутствует стремление к овладению информацией, потеря уверенности в учении 
Систематическое нацеливание на отбор обязательной информации

Неумение соотносить существенную информацию с содержанием учебника
Ощущение постоянной перегрузки
Ориентация на овладение существенной (обязательной)  информацией по учебнику

Неустойчивый интерес целям обучения и воспитания
Пассивное отношение к восприятию информации
Постоянное нацеливание на переосмысление главного

Игнорирование самостоятельной работы обучающихся
Безразличное отношение к информации преподавателя
Тщательное продумывание оттенков в голосе при изложении информации как фактор нацеливания обучающихся на её осмысление

Невыразительность речи, неумение правильно расставить акценты в процессе подачи информации
Потеря ответственности и целеустремлённости
Чередование различных видов работы

Неумение опираться на коллектив обучающихся
Пассивное поведение части обучающихся
Постоянная конкретизация заданий с учётом интересов и возможностей обучающихся 

Недостаточное внимание к организации домашнего задания обучающихся
Потеря ответственности в выполнении установки педагога
Периодическая целенаправленная проверка осмысления обучающимся заданий преподавателей

Механическое перенесение чужого опыта в свою работу
Потеря внимания и интереса, пассивное присутствие на уроке
Творческое переосмысление методов обучения обучающихся соответственно складывающейся ситуации

Однообразная структура урока
Приспособление к действиям преподавателя, отсутствие пытливости и интереса
Структура урока, соответствующая целям обучения 

Одергивание и угроза – основные стимулы обучения
Неприязненное отношение к требованиям преподавателя
Эмоционально-волевое влияние в сочетании с доверием к обучающимся

Невнимательное выслушивание опрашиваемого обучающегося (несвоевременное вмешательство в ответ, постоянное подталкивание или одёргивание).
Нервозное состояние отвечающего обучающегося
Внимание к логически законченной информации (средствами акцентов на главном, составлении плана) 

Недооценка или переоценка познавательных возможностей обучающихся
Притупление интереса в обучении
Творческий подход к заданиям (усложнение или временное облегчение) 

Отсутствие индивидуального подхода к обучающимся
Потеря уверенности в учении 
Умелое и своевременное поощрение интересов обучающихся постановка их перед фактом интеллектуального роста 

Формальное внимание к развитию познавательных способностей обучающихся
Замедление интеллектуального развития обучающихся, притупление интереса к обучению, преодоление трудностей 
Создание творческой активности

Нерациональное распределение трудностей на уроке
Отсутствие системы в работе, неустойчивый ориентир в учении
Упорядочение дозировки времени на уроке в соответствии с его целями(при опросе, изложении нового, закреплении)

Противопоставление себя группе
Конфронтация с преподавателем
Разумная требовательность, установление деловых отношений

Предпочтение словесному методу 
Снижение интереса к информации преподавателя
Усиление внимания к частично-поисковым проблемным методам обучения

Повышение внимания к проблемному обучению
Неумение строить логически законченный рассказ
Сочетание объяснительно-иллюстративных и эвристических методов обучения

Формальное отношение к оценке знаний обучающихся
Потеря интереса к поощрению преподавателя, отрицательное отношение к преподавателю
Ознакомление обучающихся с критериями оценок

Обезличенный подход к обучающимся (безразличие к их внутреннему миру, маскировка собственных отношений)
Неуважение педагога как серьёзного и неответственного человека
Истинная любовь к делу, к обучающимся, откровенность в отношениях и в общении 

Использование наглядных пособий лишь как иллюстративного материала (в качестве привлечения дополнительной информации) 
Неумение применять наглядность как источник приобретения новых знаний
Обоснование путей сочетания слова преподавателя и средств наглядности (по Л.В. Занкову)

Игнорирование трудностей, с которыми встречаются обучающиеся при осмыслении нового материала
Потеря веры в собственные силы, негативное отношение к преподавателю
Переосмысление обязательной информации с учётом допустимости овладения его обучающимися; индивидуальные дополнительные знания (в особых случая)

Недооценка или переоценка абстрактного и конкретного в обучении (недостаточное внимание к формированию содержательных обобщений, когда усвоение абстрактного   всеобщего предшествует усвоению конкретно-чувственного)
Нервное отношение к овладению знаниями, игнорирование предметно-материальных условий происхождения понятий
Изменение типа мышления, проектируемого содержанием и методами обучения; переориентировка рассудочно-эмпирического  мышления на развитие у обучающихся научно-теоретического мышления 



Список литературы 
1. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания в школе. М.,2021 - 72 c.
2. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю. Основы профессионального мастерства. М., 2020- 98 c.
3. Гурьянова М.П. Школа и социальная педагогика. Пособие для педагогов. – Мн.: Амалфея, 2022– 449 с.
4. Назарова Т.С. Педагогические технологии: новый этап эволюции? / Т.С. Назарова // Педагогика. – 1997. – № 3 – 23 c.