Что помогает начинающему специалисту быстрее адаптироваться в условиях педагогической деятельности Хасанова Ю.А. ГБПОУ ?Колледж музыкально-театрального искусства им. Г. П. Вишневской? г. Москва 1. Знание предмета, личное трудолюбие и ответственность в деле. При этом очень важно безупречно, со всей серьезностью выполнять общественные поручения. Выполнять общественное поручение нужно с душой, т.е. так, чтобы оно оставило след в душах питомцев. Это помогает преподавателю уже с первых шагов педагогической работы утвердиться в качестве серьезного и вдумчивого специалиста, умелого классного руководителя. 2. Наблюдательность и обдуманность в отношениях и поведении. Необходимо прислушиваться к мнению каждого преподавателя, мастера и не мастера, опытного и стремящегося к этому, ответственного и безынициативного, но не спешить с выводами и заключениями, а тем более с оценками работы коллег. Однако это не означает безликость специалиста в отношениях с коллегами. Свою точку зрения надо уметь отстаивать, но достаточно аргументировано, без лишней горячности, с соблюдением такта. Но и прятать себя не стоит. Справедливость всегда побеждает. 3. Разумная требовательность и педагогический такт. Эти качества характеризуют и сопровождаются личным примером в деле. Разумная требовательность предполагает также объективность в суждениях и оценках. К любому совету, даже не квалифицированному, нужно прислушиваться. А отстаивать свою точку зрения правомерно лишь на основе проверенных фактов. При этом надо помнить, что одно и то же действие в различных условиях проявляется по-разному. Молодому специалисту важно как можно больше и чаще посещать уроки опытных преподавателей. 4. Чуткость и доброжелательность в отношении с коллегами по работе, уравновешенность в поведении, идейность во всем. При этом никогда не следует занимать выгодную для себя позицию, если приходится иметь дело даже с большинством количеством недобросовестных и нечестных работников. Надо постоянно руководствоваться целями дела, интересами общества и государства. Моральный капитал возвышает человека в любой обстановке, украшает его жизнь, делает человека нужным и счастливым. [1] Классификация ошибок, допускаемых начинающим преподавателем 1-ая группа. Ошибки, связанные с взаимоотношениями с обучающимися: 1) проявление невнимания к одаренным обучающимся; 2) проявление невнимания к отстающим обучающимся; 3) проявление непосильных требований к обучающимся; 4) необдуманность принимаемых решений в отношении недисциплинированных обучающихся; 5) нетребовательность в стремлении завоевать ?дешевый авторитет?; 6) проявление фактов грубого обращения с обучающимися; 7) стремление установить контакт и взаимопонимание путем сокращения расстояния ?преподаватель-обучающийся?; 8) неуверенность в себе, в правильности своего поведения в тех или иных случаях; 9) незнание психолого-возрастных особенностей, непонимание причин того или иного поступка обучающегося; 10) стремление завоевать авторитет ?любой ценой?; 11) невыполнение данных обещаний; 12) неоправданная апелляция по мелочам к руководству; 13) излишняя придирчивость, чрезмерная суровость в отношение к обучающимся; 14) жалобы на обучающихся родителям, классному руководителю, преподавателям. 2-ая группа. Ошибки, связанные с взаимопониманиями с преподавателями: неуважение к опыту и мудрости старших; бестактность в обращении со старшими; стремление уединиться, чтобы не участвовать в жизни; пренебрежение к сложившимся традициям коллектива; неблагодарность за помощь, которую оказывает преподаватель; обсуждение преподавателя ?за глаза?; 3-я группа. Ошибки, связанные с взаимоотношениями молодых преподавателей между собой: неуважение к опыту и мудрости старших; отсутствие критического отношения к поведению коллег; нетребовательность друг к другу; в новой обстановке ( вместо ?Вы?-?ты?, вместо ?Геннадий Иванович?-?Гена?). 4-я группа. Ошибки, связанные с недостаточной общей и ?технической? подготовкой преподавателя к самостоятельной работе: недостаточное знание предмета и методики изложения; неумение управлять своим состоянием; отсутствие навыков общения; неотработанная дикция, жесты, мимика, движение; неумение правильно действовать в различных ситуациях; медленная реакция, рассеянность на уроке; скованность. 5-я группа. Ошибки, связанные с переоценкой начинающими преподавателями своих сил и возможностей: самоуверенность, выражающаяся в неприятии советов, рекомендаций преподавателей; высокомерие, выражающееся в неприятии советов, рекомендаций преподавателей; формальное отношение к выполнению своих обязанностей; категоричность суждений. [3] Затруднения преподавателей в подготовке современного урока Первая трудность связана с поиском такой организации урока, которая обеспечила бы не только усвоение учебного материала всеми обучающимися на самом уроке, но и их самостоятельную познавательную деятельность, способствующую умственному развитию. А это связано с подготовкой учебного материала и выбором соответствующих методов обучения. Вторая трудность состоит в нахождении способов и приемов создания таких учебных ситуаций и такого подбора дидактического материала (задания для самостоятельной познавательной деятельности творческого характера, заданий, связанных с жизнью, подбор наглядных пособий и др.), которая обеспечила бы эффективную познавательную деятельность всех обучающихся в меру их способностей и подготовленности. Третья трудность связана с необходимостью комплексного применения различных средств обучения, в том числе и технических, направленных на повышения темпа урока и экономию времени для усвоения нового учебного материала и способов его изучения, а применение приобретенных знаний, умений и навыков. Четвертая трудность-сложность формирования мотивов учения, возбуждения познавательного интереса обучающихся по теме, повышения их эмоционального настроения и обеспечения единства обучения, воспитания и развития. [2] Причины этих трудностей. 1-я. Изменилось соотношение деятельности преподавателя и обучающихся в учебном процессе, что требует поиска новой схемы взаимодействий преподавателя и обучающегося. Увеличилась доля самостоятельной познавательной деятельности обучающихся. Увеличилась информативность учебного материала, а также активизировалась деятельность обучающихся: они выполняют много учебно-практических работ (анализируют, обсуждают, решают задачи, ставят опыты, пишут различные рефераты, доклады), а частные методики еще слабо оказывают помощь преподавателю в этом. 2-я. Научная организация труда еще не вошла в практику техникума должным образом. 3-я. Преподаватели не могут полностью избавиться от объяснительно-иллюстративного типа обучения. 4-я. Изложение учебного материала в учебниках (даже в последних) остается чаще всего информационным, в них нет заданий вариативного характера, заданий на творческую деятельность обучающихся, как при изучении нового материала, так и при применении полученных знаний и умений. 5-я. Нет целенаправленной работы преподавателя над развитием творческих способностей. [4] Основные недостатки, встречающиеся в работе преподавателя и пути их устранения Таблица 1. Деятельность педагога Мотивы поведения, состояния и реакция обучающихся Пути и способы устранения недостатков Неумение поддерживать внимание обучающихся Отсутствие дисциплины и работоспособности, обучающиеся постоянно отвлекаются, шумят Увлекательный рассказ; активизации учения обучающихся Затруднение в распределении внимания между всеми обучающимися Наличие аритмии в овладении знаниями Прогнозирование информации с учётом вовлечения в поиск всех питомцев; правильная расстановка акцентов Острая реакция на любые отклонения в поведении учащихся Неприязненное отношение к преподавателю Сочетание требовательности с доверием Заигрывание перед обучающимися, стремление понравиться Безответственное поведение Соблюдение меры в требованиях Артистичность в поведении, неумение найти правильный тон в отношениях Несерьёзное, неуважительное отношение к преподавателю Тщательная обдуманность поступков Неумение концентрировать внимание на главном, существенном Отсутствует стремление к овладению информацией, потеря уверенности в учении Систематическое нацеливание на отбор обязательной информации Неумение соотносить существенную информацию с содержанием учебника Ощущение постоянной перегрузки Ориентация на овладение существенной (обязательной) информацией по учебнику Неустойчивый интерес целям обучения и воспитания Пассивное отношение к восприятию информации Постоянное нацеливание на переосмысление главного Игнорирование самостоятельной работы обучающихся Безразличное отношение к информации преподавателя Тщательное продумывание оттенков в голосе при изложении информации как фактор нацеливания обучающихся на её осмысление Невыразительность речи, неумение правильно расставить акценты в процессе подачи информации Потеря ответственности и целеустремлённости Чередование различных видов работы Неумение опираться на коллектив обучающихся Пассивное поведение части обучающихся Постоянная конкретизация заданий с учётом интересов и возможностей обучающихся Недостаточное внимание к организации домашнего задания обучающихся Потеря ответственности в выполнении установки педагога Периодическая целенаправленная проверка осмысления обучающимся заданий преподавателей Механическое перенесение чужого опыта в свою работу Потеря внимания и интереса, пассивное присутствие на уроке Творческое переосмысление методов обучения обучающихся соответственно складывающейся ситуации Однообразная структура урока Приспособление к действиям преподавателя, отсутствие пытливости и интереса Структура урока, соответствующая целям обучения Одергивание и угроза – основные стимулы обучения Неприязненное отношение к требованиям преподавателя Эмоционально-волевое влияние в сочетании с доверием к обучающимся Невнимательное выслушивание опрашиваемого обучающегося (несвоевременное вмешательство в ответ, постоянное подталкивание или одёргивание). Нервозное состояние отвечающего обучающегося Внимание к логически законченной информации (средствами акцентов на главном, составлении плана) Недооценка или переоценка познавательных возможностей обучающихся Притупление интереса в обучении Творческий подход к заданиям (усложнение или временное облегчение) Отсутствие индивидуального подхода к обучающимся Потеря уверенности в учении Умелое и своевременное поощрение интересов обучающихся постановка их перед фактом интеллектуального роста Формальное внимание к развитию познавательных способностей обучающихся Замедление интеллектуального развития обучающихся, притупление интереса к обучению, преодоление трудностей Создание творческой активности Нерациональное распределение трудностей на уроке Отсутствие системы в работе, неустойчивый ориентир в учении Упорядочение дозировки времени на уроке в соответствии с его целями(при опросе, изложении нового, закреплении) Противопоставление себя группе Конфронтация с преподавателем Разумная требовательность, установление деловых отношений Предпочтение словесному методу Снижение интереса к информации преподавателя Усиление внимания к частично-поисковым проблемным методам обучения Повышение внимания к проблемному обучению Неумение строить логически законченный рассказ Сочетание объяснительно-иллюстративных и эвристических методов обучения Формальное отношение к оценке знаний обучающихся Потеря интереса к поощрению преподавателя, отрицательное отношение к преподавателю Ознакомление обучающихся с критериями оценок Обезличенный подход к обучающимся (безразличие к их внутреннему миру, маскировка собственных отношений) Неуважение педагога как серьёзного и неответственного человека Истинная любовь к делу, к обучающимся, откровенность в отношениях и в общении Использование наглядных пособий лишь как иллюстративного материала (в качестве привлечения дополнительной информации) Неумение применять наглядность как источник приобретения новых знаний Обоснование путей сочетания слова преподавателя и средств наглядности (по Л.В. Занкову) Игнорирование трудностей, с которыми встречаются обучающиеся при осмыслении нового материала Потеря веры в собственные силы, негативное отношение к преподавателю Переосмысление обязательной информации с учётом допустимости овладения его обучающимися; индивидуальные дополнительные знания (в особых случая) Недооценка или переоценка абстрактного и конкретного в обучении (недостаточное внимание к формированию содержательных обобщений, когда усвоение абстрактного всеобщего предшествует усвоению конкретно-чувственного) Нервное отношение к овладению знаниями, игнорирование предметно-материальных условий происхождения понятий Изменение типа мышления, проектируемого содержанием и методами обучения; переориентировка рассудочно-эмпирического мышления на развитие у обучающихся научно-теоретического мышления Список литературы 1. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания в школе. М.,2021 - 72 c. 2. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю. Основы профессионального мастерства. М., 2020- 98 c. 3. Гурьянова М.П. Школа и социальная педагогика. Пособие для педагогов. – Мн.: Амалфея, 2022– 449 с. 4. Назарова Т.С. Педагогические технологии: новый этап эволюции? / Т.С. Назарова // Педагогика. – 1997. – № 3 – 23 c.
Что помогает начинающему специалисту быстрее адаптироваться в условиях педагогической деятельности