Что такое готовность к школе?
О. Ю. Богданова,
МАОУ ТСОШ № 1
ФГОС начального общего образования (далее Стандарт) - документ, который содержит требования для успешной реализации основных образовательных программ. Сегодня образование нацелено на высокое качество обучения детей, ориентировано на их саморазвитие. Цель Стандарта – развитие потенциала личности, формирование ключевых компетенций (компетенция – это совокупность определенных знаний, умений, навыков, в которых человек должен быть осведомлен и иметь практический опыт работы), среди которых лидирует – «умение учиться». В основе Стандарта второго поколения лежит системно - деятельностный подход к организации обучения детей. Системный подход к образовательной деятельности был всегда, т.е. все науки изучались в комплексе. Системно – деятельностный, безусловно меняет характер деятельности и детей, и учителя на уроке. Знания уже не даются в готовом виде, а добываются в процессе совместной работы учителя и детей.
Во – вторых, Стандарт представлен как общественный договор, т.е. указаны согласованные требования, предъявляемые к образованию семьей, обществом, государством, выражающие солидарную ответственность за результаты образования. Таким образом, новый Стандарт предоставит ребёнку возможность обучаться в школе, которая в состоянии повысить уровень его компетентности, раскрыть таланты, сформировать активную жизненную позицию, а также способность к саморазвитию и самоопределению. Наверное, нет на свете ни одного родителя, которого бы не волновало, как его ребенок будет учиться в школе, какие взаимоотношения у него сложатся с учителем, со сверстниками, насколько учение будет для него радостным и полезным.
Часто учителю начальных классов приходится слышать вопрос от родителей: «Что такое готовность к школе?» Что же должен знать и уметь ребёнок, чтобы быть готовым к школе. Под «готовностью к школе» понимаются не отдельные знания и умения, а их определённый набор, в котором должны присутствовать все основные составляющие, причём уровень их развития может быть разным.
Во-первых, у ребёнка должна быть мотивационная (личностная) готовность, включающая внутреннюю позицию школьника, интеллектуальная готовность и волевая. Во-вторых, достаточный уровень развития зрительно-моторной координации.
Мотивационная готовность – это наличие у детей желания учиться. Но необходимо различать желание пойти в школу и желание учиться. Ребёнок может хотеть пойти в школу, потому что туда пойдут его сверстники; он слышал дома, что попасть в школу очень важно и почётно; к школе он получит красивый ранец, пенал и другие подарки. Кроме того, всё новое привлекает детей, а со школой ассоциируется и класс, и учительница, и занятия. Однако, это ещё не значит, что дети осознали важность учёбы и готовы прилежно учиться. Просто они поняли, что статусное место школьника гораздо важнее и почётнее, чем дошкольника, который ходит в детский сад или сидит дома с мамой. Ребёнок стремится в школу, т.к. он хочет быть взрослым, иметь определённые права и обязанности, например, рано вставать , готовить уроки, обеспечивающие ему новое статусное место в семье. Именно стремление стать школьником, выполнять правила поведения, иметь права и обязанности и составляют внутреннюю позицию , которая является основой готовности ребёнка к школе.
Многие родители считают, что интеллектуальная готовность является основой психологической готовности к школе, которая выражается в умении детей писать, читать, считать. Главное – это наличие высокого уровня психического развития, которое обеспечивает регуляцию внимания, памяти, мышления, что позволяет ребёнку научиться читать, считать, решать задачи. На самом деле интеллектуально готовый ребёнок – это в первую очередь ребёнок, обладающий любознательностью и пытливым умом. Познавательная активность, умение наблюдать, рассуждать, сравнивать, обобщать, выдвигать гипотезы, устанавливать связи между явлениями и событиями, делать выводы – вот те интеллектуальные навыки и умения которые помогут ребёнку овладеть школьными дисциплинами. Это его главные сподвижники и помощники в такой нелегкой и новой для него учебной деятельности. К 6-7 годам ребенок должен знать:
- свой адрес и название города(села), в котором он живет
- название страны и её столицы
-имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы
-времена года, их последовательность и основные признаки
-названия месяцев, дней недели
-основные виды деревьев, цветов
-различать диких и домашних животных
- понимать, что бабушка- это мама отца или матери и т. д. ( т. е. несложные родственные отношения)
- ориентироваться во времени и пространстве.
Волевая готовность необходима для успешной адаптации детей к школьным условиям. Это не только об умении ребят слушаться, хотя выполнять правила школьного распорядка тоже важно, но и об умении слушать, вникать в содержание того, о чём говорит взрослый. Родители могут развивать такое умение дома, давая детям разные, вначале несложные задания. Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании. Обязательно надо просить детей повторить сказанное, чтобы убедиться в том, что они всё услышали и правильно поняли. Волевая готовность к школе позволит первокласснику включиться в общую деятельность, принять систему школьных требований, выполнять новые для него правила.
Двигательное развитие часто рассматривается как одна из составляющих физической готовности ребёнка к школе, однако для психологов оно имеет большое значение. Действительно, мышцы руки должны быть крепкими, т.е. развита мелкая моторика руки, чтобы ребёнок мог правильно держать ручку и карандаш, не уставать быстро при письме. Подготовку руки к письму в дошкольном возрасте целесообразно проводить в игровой форме, поскольку знания таким образом лучше усваиваются. Когда говорят о моторной готовности к школе, то имеют в виду координацию системы «глаз–рука» и развитие тонкой моторики, необходимой для обучения письму. Здесь надо сказать, что скорость овладения движениями руки, связанными с письмом, может быть у разных детей различной. Это связано с неравномерным и индивидуальным созреванием соответствующих участков головного мозга человека. Многие современные методики обучения письму учитывают этот факт и не требуют от ребёнка с самого начала мелкого письма в разлинованных тетрадях со строгим соблюдением границ. Дети сначала «пишут» буквы и «рисуют» формы в воздухе, потом – карандашом на больших листах, и лишь на следующем этапе переходят к написанию букв в тетрадях. Такой щадящий метод учитывает, что ребёнок может поступить в школу, имея недостаточно развитую руку. Однако в большинстве школ до сих пор требуют писать сразу маленьким шрифтом (по прописи) и соблюдать соответствующие границы. Это для многих детей сложно. Поэтому хорошо, если уже до школы ребёнок овладел до известной степени движением руки, кисти и пальцев. Владение тонкой моторикой является важной характеристикой моторной готовности ребёнка к школе.
Обучая, важно соблюдать чувство меры. Если ребёнок будет знать слишком мало, в школе ему придётся работать с напряжением, чтобы не отстать от других детей. И наоборот, если будет знать слишком много, он начнёт отвлекаться, мешать другим, потеряет интерес к учёбе , и может случиться: приобретёт вредную привычку ничего не делать. Хорошо развитый ребёнок с правильной речью и устойчивыми навыками к труду быстро догонит товарищей по классу, если его даже не обучали дома чтению. Если не выработано чувство ответственности за порученное дело, то школьник не сможет в целом хорошо учиться, даже если умеет читать. Об этом нужно помнить и не стараться ограничить подготовку к школе тем, чтобы как можно быстрее научить ребёнка читать, считать, писать. Под умственной готовностью детей к школе понимают развитие у них мышления, речи и любознательности. У него должно быть сформировано умение внимательно рассматривать предмет, картинку, выделять её отдельные детали. Главный показатель умственного развития – его речь. Человек мыслит словами и с помощью слов передаёт свои мысли и чувства, и в свою очередь узнаёт мысли других людей. Все новые сведения к школе ребёнок тоже усваивает посредством слова и словами выражает свои знания. Поэтому важно чтобы ребёнок хорошо понимал чужую речь и сам владел речью. Иногда ребёнок говорит очень быстро, его речь неразборчива и непонятна. Дети, с трудом подбирающие слова для рассказа, с недостатками речи, как правило, отстают в учёбе. Они становятся неразговорчивыми, замкнутыми или наоборот, дерзкими, завистливыми. Если в семье звучит чёткая, правильная речь, ребёнок быстрее и легче научится хорошо говорить. Учебная деятельность потребует от ребёнка волевых и умственных усилий, т.к. должен уметь отвлекаться от всего постороннего и сосредоточиться на заданном, уметь усваивать новые знания и многое другое. Все эти знания и умения не появляются сами собой, они формируются в процессе воспитания, под влиянием окружающих, их отношением к детским играм. Современная школа предполагает тесное взаимодействие с семьёй. Школьные праздники, концерты, спектакли, спортивные мероприятия становятся привлекательным местом семейного отдыха.
Начальная школа – это самоценный, принципиально новый этап в жизни ребёнка. Начинается систематическое обучение в школе, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении. Все отношения учащихся с внешним миром теперь определяются его новой социальной позицией – ролью ученика. Поэтому считаю, что прежде, чем ребёнок пошёл в школу, родители, воспитатели и педагоги обязаны подготовить его к этой новой социальной роли – роли школьника.
Литература
1. Запорожец, А. В. «Подготовка детей к школе. Основы дошкольной педагогики». / А.В. Запорожец// Под редакцией А.В. Запорожца, Г. А. Марковой. - с. 56-60.
2. Буря, Р. С. « Готовим детей к школе». /Р.С. Буря// - М.1987 г. – с. 101-109.