ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ
ТЕМА: «Цифровая образовательная среда как средство повышения качества обучения учащихся ».
Бернард Шоу: “Единственный путь, ведущий к знанию – деятельность».
Дата проведения: 25.12.2024
Регламент педсовета:
Выступление с докладом
«
Ц
ифров
ая
образовательн
ая
сред
а
как средство
повышения
качества
обучения учащихся
».
Выступление
директора школы «Важные системные направления.Оснащение образовательной организации»
Выступление системного администратора : «Использование оборудования Точки роста естественно-научной направленности в учебном процессе»
Система образования – это совокупность элементов, которые формируют и организуют единый и целенаправленный образовательный процесс.
С 1 сентября 2019 года в России начался эксперимент по внедрению «Цифровой образовательной среды» в школах, т.е реализация федерального проекта «Образование». Основной целью федерального проекта «Цифровая образовательная среда» является создание к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.
Рассмотрим некоторые направления, требующие выполнения различных задач:
1. Цифровая образовательная среда.
Что же такое цифровая образовательная среда?
Итак, цифровая образовательная среда (ЦОС)
– это цифровое пространство, состоящее из открытой совокупности информационных систем, которые объединяют всех участников образовательного процесса – администрацию школы, учителей, учеников и их родителей.
- это совокупность условий, созданных для реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
Иными словами, это все те инструменты, которые уже есть у российских школ, и которых еще нет (их сильно не хватало при дистанционном обучении):
электронные журналы и дневники;
платформы для получения и обмена информацией;
сервисы для связи с учителями и учениками в чатах и в режиме видеоконференций;
инструменты для создания проектов и презентаций;
платформы для выполнения заданий в режиме онлайн.
Федеральный проект ЦОС поможет оптимизировать систему школьного образования и позволит эффективно использовать современные технологии в процессе обучения. При этом об отмене традиционной классно-урочной системы речь не идет — отказываться от нее в ближайшее время не планируется.
Внедрение целевой модели цифровой образовательной среды направлено на расширение доступа российских школ и учеников к качественным программам обучения и применения новых современных технологий. Но он не предполагает ухода от традиционных занятий в школах. Цифровая образовательная среда предполагает высокоскоростной интернет в школах, обеспечение соответствующей техникой и широкий набор сервисов, расширяющих интерактивность процесса обучения, но "не подменяющих собой живое общение с педагогом на уроках". Как рассказал журналистам министр просвещения РФ Сергей Кравцов:
Речь идет не о замене одного вида обучения, – очного – другим, дистанционным, а о возможностях использования в очном образовательном процессе некоторых элементов цифровых программ, например материалов Российской электронной школы, собравшей лучшие методики и уроки лучших учителей страны.
Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка обучающихся как самостоятельного субъекта
образовательной деятельности.
В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика.
Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования. Ведь как говорил Бернард Шоу: “Единственный путь, ведущий к знанию – деятельность».
Приоритетом современного образования, гарантирующим его высокое качество, становится обучение, ориентированное на саморазвитие и самореализацию личности.
Одна из важнейших задач современного учителя – это умение организовать профессиональную деятельность в условиях электронной образовательной среды.
Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного и воспитательного процесса и определяет успешность учебной и воспитательской деятельности.
Наверное, каждый учитель готовясь к урокам, задает себе вопросы: «Как сделать урок
интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Рассмотрим некоторые направления, требующие выполнения различных задач:
1. Цифровая образовательная среда.
1.1.СФЕРУМ
Сферум — это платформа для учителей, учеников и их родителей позволяет
-проводить дистанционные уроки;
- отправлять домашние задания;
- сообщать о важных событиях школы;
координировать деятельность учителей и учеников.
Платформа разработана компаниями «Ростелеком» и VK при поддержке Министерства цифрового развития и Министерства просвещения. Её можно использовать в любой школе.
В 2023 году Сферум работает на базе платформы VK Мессенджер. Взаимодействие всех участников происходит в рамках одной школы.
Платформа интегрируется с ФГИС «Моя школа» (Федеральная государственная информационная система) и региональными журналами и дневниками.
Что такое платформа обучения?
Образовательная платформа – это сайт, на котором размещены образовательные материалы и где происходит коммуникация между преподавателем и учащимися. Это одновременно и канал связи, и хранилище данных, и е ситуацию успеха для каждого ученика?»
1.2. ФГИС МОЯ ШКОЛА
Федеральная государственная информационная система, созданная в рамках федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование".
Единая точка доступа для педагогов, учащихся и родителей к качественному образовательному контенту и цифровым сервисам на всей территории РФ.
Цели создания :
Формирование условий для цифровой трансформации системы образования, использования новых возможностей информационных технологий при реализации основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ
Информационная поддержка органов государственной власти и местного самоуправления, организаций системы образования и граждан при реализации основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ
Поддержка системы образования и создание благоприятных условий для функционирования системы общего и среднего профессионального образования, дополнительного образования детей и взрослых
Обеспечение возможности использования цифровой образовательной среды
Управление образовательным процессом
Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» направлен на создание и внедрение в образовательных организациях цифровой образовательной среды, а также обеспечение реализации цифровой трансформации системы образования. В рамках проекта ведется работа по оснащению организаций современным оборудованием и развитию цифровых сервисов и контента для образовательной деятельности.
Ученикам можно использовать платформу для подготовки к экзаменам. Для тренировок и выполнения заданий например в учи.ру. Многие педагоги это делают. Если каждый педагог приложит немного усилий, процент активности по нашей ОО заметно увеличится.
Использование информационно-коммуникационных технологий в образовании характеризуется активным внедрением мобильных форм взаимодействия в преподавании разных дисциплин. Данная тенденция приветствуется пунктом 1.5 федерального проекта «Современная школа», цель которого запустить в полном объеме сетевые формы реализации образовательного процесса [2].
О внедрение ФГИС «Моя школа» говорится в Постановлении Правительства РФ от 13 июля 2022 г. No 1241 «О федеральной государственной информационной системе «Моя школа», а именно, что с 1 сентября 2022 года заработает единый доступ к образовательным сервисам и цифровым учебным материалам ФГИС «Моя школа» для учеников, родителей и учителей. А в федеральном законе от 30.12.2021 г. No 472-ФЗ о внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и об использовании с 1 января 2023 года исключительно государственных информационных систем (ресурсов) при реализации основных общеобразовательных программ.[1]
Важно отметить, что вход на платформу осуществляется исключительно через приложение ГОСУСЛУГИ.
Основными возможностями ФГИС «Моя школа» являются облачное хранилище документов, тестирующая подсистема для оценки знаний учащихся и отработки учащимися изучаемого материала на тренажерах, видеоконференцсвязь, персональные и групповые каналы на базе «Сферума».
На данной платформе у педагога могут быть разные роли такие, как педагог образовательной организации, классный руководитель, педагог определённой параллели класса, где работает учитель. На главной странице педагога есть возможность просматривать новости, находить ответы на основные вопросы по работе ФГИС, воспользоваться ссылками на интернет-ресурсы.
Раздел «Библиотека цифрового образовательного контента» обеспечивает поиск, просмотр, добавление контента в портфель. Библиотека представлена различными поставщиками цифрового образовательного контента, в том числе Академией Минпросвещения и РЭШ. При входе в данный раздел обязательно нужно выбрать класс и предмет, в котором будет проводиться урок. Так же здесь можно выбирать тип урока и одну из подсистем контента Когда найден нужный материал, важно поместить его в свой «Портфель», так есть возможность сохранить выбранный урок, чтобы он не потерялся. Возможно заранее просмотреть содержание предложенного урока, ознакомиться с некоторыми рекомендациями по его проведению.
Хочется отметить ещё один раздел «Тесты», который предназначен для контроля степени усвоения обучаемыми учебного материала. Он даёт возможность проводить контрольные и пробные тестирования учащихся в заданный период, а также использовать тесты - тренажеры для отработки изученного материала. Учащиеся могут получать автоматическое уведомление о необходимости пройти тестирование, а также о результатах пройденных тестов.
Проверка выполненных тестов может быть как автоматической, так и проверкой учителем и даже экспертом, если это требуется. После проверки, ребёнок, выполнивший задание, получает отметку в своём личном кабинете. Результаты работ детей учитель может сохранить в таблице, в которой подробно описаны результаты.
Ещё одна из подсистем- это «Мои файлы». Это тот самый раздел, где хранятся все разработки учителя, которыми он может поделиться с коллегами. Именно здесь вы можете создавать, хранить, редактировать, работать онлайн с документами в разлиных форматах. Т.е. этот раздел предоставляет безопасное облачное хранилище данных. Данная подсистема очень удобна тем, что нужные документы всегда под рукой. Можно открыть, скачать, поделиться документами, где бы ты не был. Ведь есть возможность пользоваться платформой даже через телефон.
Подсистема ФГИС «Моя школа» «Сферум помогает регистрировать и вести страницы классов, приглашать учеников в классы; создавать чаты класса и управлять ими
Исходя из вышесказанного, можно сказать, что работа на платформе ФГИС «Моя школа» даёт широкие возможности учителю разнообразить свой урок. ФГИС «Моя школа » это витрина данных не только для учителей, но также для учеников и родителей. Это будущее всех школ!
Проект решения:
Проанализировать работу учителей предметников по теме «Использование ЦОР в учебном процессе с целью достижения образовательных результатов учащихся»
2.Рассмотреть выполнение плана работы школы в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда
Конкретизировать план проведения консультаций для учителей естественно-научного цикла по использованию оборудования Точка роста
Провести открытые уроки учителями естественно-научного цикла по использованию оборудования Точки роста естественно-научной направленности