Житель XIX века за всю жизнь получал столько информации, сколько сейчас мы получаем из одного выпуска газеты.
Каждые три года информации становится больше — она удваивается.
Смартфон становится частью тела.
Соцсети есть практически у всех.
Погружение в интернет становится еще глубже.
Поколение Z — те, кто родились в 1995-2010 году. Большинство школьников сегодня принадлежат как раз к этой категории. И, конечно, они отличаются от своих родителей, бабушек и дедушек. Но это не удивительно, такая закономерность наблюдается уже давно: каждое следующее поколение разительно отличается от предыдущего: Z — от Y, а Y — от X и т.д.
Какими методиками должна обладать школа, чтобы образовательный продукт, который получит ученик, был эффективен?
Цифровая школа подразумевает свободный доступ к электронному образовательному контенту и широкие возможности индивидуализации учебного процесса с учетом способностей каждого ученика.
Объемы электронного контента увеличиваются — оцифровываются учебники, разрабатываются онлайн-курсы. Требования использовать электронные ресурсы при обучении были прописаны в федеральных государственных образовательных стандартах с сентября 2015 года — все школьные учебники сегодня должны иметь электронные версии.
Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) – необходимые для организации учебного процесса и представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, модели, ролевые игры, картографические материалы, отобранные в соответствии с содержанием конкретного учебника, “привязанных” к поурочному планированию и снабженные необходимыми методическими рекомендациями.
Внедрение новых информационных технологий, ЦОР, в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной и индивидуальной работы учащихся.
Электронный образовательный контент дает больше возможностей получать знания самостоятельно, ориентироваться в больших объемах информации — это то качество, которое необходимо для работодателей в цифровой экономике.
Роль учителя трансформируется из транслятора знаний в функцию наставника, направляющего ученика по максимально индивидуализированной траектории обучения.
С каждым днем в образовательной среде все активнее и активнее используются так называемые цифровые инструменты.
Сегодняшние цифровые технологии обучения это:
Инструментальный набор для оптимального доведения информационных данных до учеников.
Набор инструментов, позволяющий создавать различные учебные материалы.
Инструменты, оптимизирующие методы преподавательской деятельности
Какие же инструменты используются для обучения в современном образовании.
Я бы разделила их на несколько групп:
Инструменты для оформления своих работ (презентации, раздаточный материал…)
1. Онлайн-сервис для оформления работ Canva
2. Сервисы для удаления фона с изображений для создания презентаций, оформления рабочих листов… https://retoucher.online/ru
3. Программа для работы с PDF документами Foxit Reader и Foxit PhantomPDF с их помощью можно создавать интерактивные учебные пособия.
Цифровые инструменты для контроля знаний учащихся.
Google формы – один из типов документов, доступных на Google. Позволяетсоздавать форму с различными элементами или типами вопросов и хранить
полученные данные и сами формы для опросов. Любой вопрос можно сделать обязательным или необязательным для ответа. В процессе создания формы можно изменять порядок вопросов. Для каждой созданной формы можно выбрать дизайн для ее оформления. Ссылка на форму генерируется автоматически после ее создания. Пользователю, создавшему опрос или анкету, в любой момент доступна сводка опроса с диаграммами по каждому вопросу. Для каждого опроса
автоматически сохраняются результаты. Все полученные ответы тут же отображаются. Сервис обеспечивает сбор ответов в электронную таблицу, с помощью которой можно провести обработку полученных данных. Бесплатно можно создавать неограниченное количество опросов, анкет, тестов и приглашать неограниченное количество респондентов. Для создания опросов пользователю
необходимо иметь аккаунт в Google. Таблицу можно экспортировать в различные форматы (pdf, xls, txt), но в таблице ответов нельзя фильтровать результаты.
OnlineTestPad
– бесплатный универсальный и простой конструктор, спомощью которого можно создать различные тесты, задания, задачи,
кроссворды,сканворды
опросы, логические игры, диалоги. Конструктор доступен на русскомязыке. Используется данный сервис для сбора и систематизации информации илиже как цифровой инструмент формирующего и итогового оценивания.
Сервисы для создания интерактивных упражнений, игр,
кроссвордов и викторин
Существует множество конструкторов для создания интерактивных упражнений. С помощью огромного количества интернет-ресурсов можно создать целую коллекцию интерактивных заданий. Это могут быть задания следующего характера:
соотнесение понятий и определений;
вставка пропущенной буквы или слова;
кроссворды, пазлы, ребусы, шарады, головоломки;
поиск слова;
викторины с одним или множеством правильных ответов;
интерактивные игры;
построение ленты времени и др.
Любое из этих заданий может стать для учителя незаменимым помощником на учебном занятии. Можно выбрать и освоить сервисы для создания дидактической игры по готовым шаблонам, сервисы для создания и генерации кроссвордов, ребусов и пазлов. Живой интерес педагогов вызывают инструменты создания интерактивных заданий, которые позволяют вставлять текст, формулы, иконки, картинки и видеоролики на рабочую карточку. Рассмотрим некоторые из таких инструментов и сервисов.
«Фабрика кроссвордов» – конструктор для создания кроссвордовонлайн. Можно не регистрироваться. Позволяет составить кроссвордсамостоятельно или с помощью специального сервиса, разгадывать в режимеонлайн. Вы можете сразу же увидеть результат своего труда. После
того,кроссворд
создан, под рабочим полем появляется ссылка для разгадывания иэлектронный адрес странички, который можно отправить учащимся, коллегам,друзьям. Ссылка:
http://puzzlecup.com
Learningsapps2– является приложением
Web
2.0 для поддержки обучения ипроцесса преподавания с помощью интерактивных модулей. Существующиемодули могут быть непосредственно включены в содержание обучения, а также ихможно изменять или создавать в онлайн-режиме. Учитель может выбрать нужныеблоки и сделать их общедоступным. Доступ к готовым ресурсам открыт и длянезарегистрированных пользователей. Задания являются
интерактивными,учащиеся
могут проверить и закрепить свои знания в игровой форме, чтоспособствует формированию их познавательного интереса к определеннойучебной дисциплине. Ссылка:
https://learningapps.org/
Ментальные карты
Ментальные карты являются графическим представлением информации,которое передает отношения между отдельными идеями и концепциями.Независимо от того, насколько сложным является предмет, интеллект-картапомогает увидеть общую картину. Онлайн-карты позволяют проводитьсовместную работу. Например, мозговой штурм с командой в режиме реальноговремени. Причем место расположения всех членов команды не имеет значения.Перечисленные ниже инструменты предлагают бесплатный и платный пакетыуслуг.
Mindmeister
– позволяет делиться ментальными картами с любымколичеством учеников или коллег, сотрудничать с ними в реальном
времени.Независимо
от места расположения, все члены команды мгновенно увидятизменения, сделанные в ментальной карте. Члены команды могуткомментировать темы, голосовать за идеи или обсуждать изменения вовстроенном чате. Важный результат совместной работы – это визуализация идейи возможность донести их до остальных. С помощью встроенного в
MindMeisterрежима
презентаций есть возможность преобразовать ментальные карты вдинамичные слайд-шоу, вставить презентацию на сайт или транслировать ее врежиме реального времени своим коллегам. Ссылка:
https://www.mindmeister.com/
Coggle
– инструмент для того, чтобы делиться сложной
информацией.Позволяет
работать совместно, перетаскивать изображения на диаграмм прямос рабочего стола. Есть возможность при совместной работе создаватьраздельные личные рабочие пространства. Ссылка:
https://coggle.it/
Итак, использование информационных технологий повышает мотивацию обучения, Тем самым педагогические воздействия становятся менее авторитарными, более демократичными. Использование информационных технологий позволяет достичь свободы творчества участников педагогического процесса: ученика и учителя. Педагог учит, воспитывает, но и стимулирует ученика к развитию его задатков, развивает потребность к самостоятельной работе.