Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) на уроках русского языка и литературы

21-й век характеризуется взлетом компьютерных технологий, и современные дети живут в мире цифровой культуры. Роль учителя в информационной эпохе также изменяется — теперь он должен стать организатором информационного потока. Следовательно, педагогам необходимо освоить современные методики и образовательные технологии, чтобы эффективно общаться с детьми. Главная задача современного учителя — научить учеников самостоятельно искать знания, ориентироваться в информационном мире и развивать умение учиться. Умение обрабатывать информацию становится ключевой навыковой компетенцией. Тем не менее, это не означает, что традиционная форма обучения уходит в прошлое. Важно сохранить баланс между обучением, развитием и воспитанием на каждом уроке.

Выбранная тема на сегодняшний день чрезвычайно актуальна и заключается в следующем: использование цифровых образовательных ресурсов способствует повышению интереса к обучению, улучшению усвоения учебного материала и интеграции информационных технологий с другими предметами в учебном процессе.

Что представляют собой "Цифровые Образовательные Ресурсы"?

Мы уже много раз слышали и читали о том, как современное мультимедийное оборудование может значительно помочь учителям и учащимся — в подготовке к урокам, на самих уроках, при выполнении творческих заданий и во внеклассной деятельности. Цифровой образовательный ресурс (ЦОР) представляет собой информационный источник, содержащий графическую, текстовую, цифровую, речевую, музыкальную, видео-, фото- и другую информацию, направленную на достижение целей и задач современного образования.

Основные направления использования электронных образовательных ресурсов на уроках включают:

  • Визуальную информацию (иллюстрации и наглядные материалы).
  • Интерактивные демонстрационные материалы (упражнения, опорные схемы, таблицы и понятия).
  • Тренажёры.
  • Контроль навыков и умений учащихся.
  • Самостоятельную поисковую и творческую работу учеников.

В зависимости от образовательно-методических функций, цифровые образовательные ресурсы могут включать:

  • Электронные учебники, включая прототипы традиционных учебников и оригинальные электронные учебники.
  • Электронные учебные пособия, такие как репетиторы, тренажеры, обучающие и контролирующие материалы, игровые приложения, интерактивные ресурсы и справочники.
  • Электронные учебно-методические комплексы, включая предметные миры и инновационные учебно-методические среды.
  • Электронные издания для контроля и оценки знаний, такие как тесты и методические рекомендации.

Цифровые образовательные ресурсы также могут быть классифицированы по типу информации:

  • С текстовой информацией, включая учебники, задачники, словари, справочники и другие текстовые материалы.
  • С визуальной информацией, такие как иллюстрации, фотографии, видеофрагменты, модели и диаграммы.
  • С аудио информацией, включая звукозаписи выступлений, музыку и звуки природы.
  • С аудио и видео информацией, такие как аудио-видео объекты и интерактивные модели.
  • С комбинированной информацией, которая включает разные форматы и типы образовательных материалов.
  • Сложные структуры, объединяющие различные образовательные ресурсы.

Использование цифровых образовательных ресурсов как активной формы работы на уроках предоставляет учителям и учащимся множество преимуществ:

  • Для учителей это дополнительная нагрузка, но она приносит разнообразие в учебный процесс и делает урок более насыщенным и интересным.
  • Для учащихся это способствует увлечению предметом, позволяет заполнять пробелы в знаниях и улучшать оценки.
  • Для слабых и замкнутых учеников работа с цифровыми ресурсами может быть более продуктивной, так как она проходит в спокойной обстановке и без давления со стороны одноклассников.

Интересное применение цифровых образовательных ресурсов возможно в инновационных методах обучения, таких как создание учебных проектов и рациональный поиск информации в интернете. Электронные ресурсы также могут использоваться на разных этапах урока, включая актуализацию знаний, объяснение нового материала, контроль и оценку знаний, подготовку домашних заданий и самообучение.

Изменения, внесенные цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР) в учебный процесс:

  1. Повышение эффективности: ЦОР приносят разнообразие на разных этапах урока, что способствует более эффективному обучению.

  2. Дополнительный материал: Предоставляют обширный дополнительный материал как для учителя, так и для учащихся в подготовке к уроку.

  3. Визуализация процессов: Позволяют демонстрировать процессы в динамике с помощью видеофрагментов и анимации.

  4. Наглядность: Усиливают наглядность урока, заменяя старые таблицы на более наглядные изображения.

  5. Неосуществимое в других способах: Позволяют показать объекты и явления, которые иначе было бы невозможно продемонстрировать.

  6. Отработка навыков: Обеспечивают качественное закрепление и отработку навыков у большого числа учащихся при использовании локальной сети.

  7. Повышение интереса: Особенно интересными оказываются интерактивные объекты.

Использование электронных образовательных ресурсов на уроках русской литературы:

Современный урок литературы немыслим без сопоставления литературных произведений с другими видами искусства. Этот органичный синтез помогает учителю контролировать ассоциации, развивать воображение учеников и стимулировать их творческую активность. Конкретно, наглядные элементы делают урок ярким, зрелищным и, следовательно, более запоминающимся. Мы имеем значительный опыт работы с иллюстрациями, репродукциями, портретами и фотографиями в методической литературе, но проблема раздаточного материала всегда остается актуальной. Здесь на помощь могут прийти информационные технологии, которые позволяют подготовить иллюстративные и информационные материалы для урока. С помощью программы PowerPoint можно организовать сравнение иллюстраций, а также сравнительный анализ работ разных художников по одному и тому же произведению. Ученики могут не только ознакомиться с портретами, фотографиями и иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, послушать аудиозаписи, музыку и даже пройти виртуальные экскурсии в музеи.

Традиционная форма обучения остается важным методом передачи знаний, который доказал свою эффективность на протяжении многих лет. Однако важно использовать и другие методы, такие как обучение с использованием мультимедиа. Если на уроке работает только учитель, ученики остаются пассивными и безразличными к происходящему. Поэтому при использовании мультимедиа-ресурсов важно вовлечение учеников в активную познавательную деятельность, что способствует формированию творческих личностей.

Оформите свидетельство
о публикации в СМИ

оформить
Tests