Статья на тему:
Система работы учителя русского языка и литературы на уроках с использованием ЦОР.
Автор Чеснокова Елена Павловна,
учитель русского языка и литературы
МАОУ СОШ № 37 г. Каменска-Уральского.
В современном мире компьютерные технологии используются во многих сферах жизни. Современные дети живут в мире цифровой культуры. Роль учителя в информационной эпохе также изменяется — теперь он должен стать организатором информационного потока. Следовательно, педагогам необходимо применять современные методики и образовательные технологии, чтобы эффективно общаться с детьми.
Главная задача современного учителя — научить учеников самостоятельно искать знания, ориентироваться в информационном мире и развивать умение учиться. Умение обрабатывать информацию становится ключевым навыком компетенций. Важно сохранить баланс между традиционным обучением, развитием и воспитанием и инновациями на каждом уроке.
Актуальность проблемы заключается в следующем: использование цифровых образовательных ресурсов способствует повышению интереса к обучению, улучшению усвоения учебного материала и интеграции информационных технологий с другими предметами в учебном процессе.
Цифровые Образовательные Ресурсы.
Мы уже много раз слышали и читали о том, как современное мультимедийное оборудование может значительно помочь учителям и учащимся — в подготовке к урокам, на самих уроках, при выполнении творческих заданий и во внеклассной деятельности. Цифровой образовательный ресурс (ЦОР) представляет собой информационный источник, содержащий графическую, текстовую, цифровую, речевую, музыкальную, видео-, фото- и другую информацию, направленную на достижение целей и задач современного образования.
Основные направления использования
электронных образовательных ресурсов
Визуальную информацию (иллюстрации и наглядные материалы).
Интерактивные демонстрационные материалы (упражнения, опорные схемы, таблицы и понятия).
Тренажёры.
Контроль навыков и умений учащихся.
Самостоятельную поисковую и творческую работу учеников.
Контент цифровых образовательных ресурсов.
Электронные учебники, включая прототипы традиционных учебников и оригинальные электронные учебники.
Электронные учебные пособия, такие как репетиторы, тренажеры, обучающие и контролирующие материалы, игровые приложения, интерактивные ресурсы и справочники.
Электронные учебно-методические комплексы, включая предметные миры и инновационные учебно-методические среды.
Электронные издания для контроля и оценки знаний, такие как тесты и методические рекомендации
Классификации цифровых образовательных ресурсов.
С текстовой информацией, включая учебники, задачники, словари, справочники и другие текстовые материалы.
С визуальной информацией, такие как иллюстрации, фотографии, видеофрагменты, модели и диаграммы.
С аудио информацией, включая звукозаписи выступлений, музыку и звуки природы.
С аудио и видео информацией, такие как аудио-видео объекты и интерактивные модели.
С комбинированной информацией, которая включает разные форматы и типы образовательных материалов.
Сложные структуры, объединяющие различные образовательные ресурсы.
Преимущества при использовании цифровых образовательных ресурсов.
Для учителей это дополнительная нагрузка, но она приносит разнообразие в учебный процесс и делает урок более насыщенным и интересным.
Для учащихся это способствует увлечению предметом, позволяет заполнять пробелы в знаниях и улучшать оценки.
Для слабых и замкнутых учеников работа с цифровыми ресурсами может быть более продуктивной, так как она проходит в спокойной обстановке и без давления со стороны одноклассников.
Интересное применение цифровых образовательных ресурсов возможно в инновационных методах обучения, таких как создание учебных проектов и рациональный поиск информации в интернете. Подготовка и защита проектов учащимися на научно-исследовательских конференциях.
Электронные ресурсы также могут использоваться на разных этапах урока, включая актуализацию знаний, объяснение нового материала, контроль и оценку знаний, подготовку домашних заданий и самообучение.
Результат использования цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в учебном процессе.
Повышение эффективности
.
Дополни
тельный материал.
Визуализация процессов.
Наглядность
Отработка навыков.
Повышение интереса.
Использование электронных образовательных
ресурсов на уроках русского языка и русской литературы.
Современный урок литературы немыслим без сопоставления литературных произведений с другими видами искусства. Этот органичный синтез помогает учителю контролировать ассоциации, развивать воображение учеников и стимулировать их творческую активность. Конкретно, наглядные элементы делают урок ярким, зрелищным и, следовательно, более запоминающимся. Мы имеем значительный опыт работы с иллюстрациями, репродукциями, портретами и фотографиями в методической литературе, но проблема раздаточного материала всегда остается актуальной. Здесь на помощь могут прийти информационные технологии, которые позволяют подготовить иллюстративные и информационные материалы для урока.
С помощью программы PowerPoint можно организовать сравнение иллюстраций, а также сравнительный анализ работ разных художников по одному и тому же произведению. Ученики могут не только ознакомиться с портретами, фотографиями и иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, послушать аудиозаписи, музыку и даже пройти виртуальные экскурсии в музеи.
Традиционная форма обучения остается важным методом передачи знаний, который доказал свою эффективность на протяжении многих лет. Однако важно использовать и другие методы, такие как обучение с использованием мультимедиа. Если на уроке работает только учитель, ученики остаются пассивными и безразличными к происходящему. Поэтому при использовании мультимедиа-ресурсов важно вовлечение учеников в активную познавательную деятельность, что способствует формированию творческих личностей.