Деловая игра для педагогов
«STEAM-практики как эффективный инструмент профессионального развития участников системы наставничества»
Подготовили: Федорова С.Н., воспитатель
высшей квалификационной категории
Цель: повышение уровня педагогического мастерства и профессиональной компетенции педагогов, приобретение опыта совместной работы в паре «Наставник-молодой педагог».
Задачи:
1. Способствовать активизации творческого потенциала и личностного саморазвития педагогов.
2. Развивать навыки анализа и рефлексии своей деятельности.
3. Обогащать практический опыт педагогов по использованию STEAM-практик.
Форма проведения: деловая игра
Правила игры:
1. Принимать активное участие в игре.
2. Уметь слушать других.
3. Вырабатывать общее решение вопроса.
4. Соблюдать культуру речи и тактичность.
Оборудование: таблички на столы «Наставник», «Наставляемый», листы формата А3 с надписями «Синквейн», маркеры, ручки, «Алгоритм работы «Наставник-наставляемый», карточки с предлагаемыми видами деятельности, клей-карандаш, СТИМ-куб, СТИМ-контейнеры, наполнение для СТИМ-лабораторий, буклеты по количеству участников.
Ход игры:
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы хотим предложить Вам поучаствовать в деловой игре «СТИМ-практики как эффективный инструмент профессионального развития участников системы наставничества» (показываем буклет, предлагаем начать работу). Наставничество – старейший метод передачи опыта, который используется как в образовательных учреждениях, так и в других самых разнообразных сферах. Ни для кого не секрет, что молодой специалист, едва закончивший высшее учебное заведение, каким бы «красным» ни был его диплом, не обладает полным комплексом практических умений и навыков. Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем, а родители, администрация и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма. Поэтому воспитатели, которые в первый год своей работы не получают поддержки от коллег и администрации, чувствуют себя «брошенными на произвол судьбы», от столкновения с реальностью - испытывают шок.
Кто и как должен помочь молодому воспитателю, как можно своим примером, своими знаниями «заряжать» молодых воспитателей на активность и творчество в работе? Конечно же, наставники – опытные педагоги, готовые прийти на помощь, подсказать, направить, научить.
1.Составление Синквейна «Молодой педагог-Наставник». Цель: активизировать работу педагогов в умении находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.
Чтобы понять, кто же такой наставник и кто такой молодой педагог, и что их связывает, мы предлагаем Вам составить синквейн к этим понятиям (молодые педагоги составляют синквейн к понятию «Наставник», а наставники к понятию «Наставляемый»- 2-3 мин, каждая команда озвучивает свои синквейны (2 мин)
Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк.
- 1 строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
- 2 строка – два слова, прилагательные, характеризующие первое слово;
- 3 строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
- 4 строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме или фраза по теме;
- 5 строка – слово, связанное с первым, отражающее сущность темы, ассоциация.
(Пример: 1-наставник, 2-опытный, заботливый, 3-разъясняет, поддерживает, совершенствует, 4-человек, передающий свои знания, 5-мастер (профессионал).
1-наставляемый, 2-молодой, начинающий, 3-осваивает, совершенствуется, учится, 4-учится на своих ошибках, 5-новичок)
Вывод: если мы проанализируем наши ответы, то можем сделать вывод, что наставник и наставляемый–это тандем, который включает в себя взаимодействие молодого специалиста с опытным и располагающим ресурсами и навыками педагогом, оказывающим первому разностороннюю поддержку.
В педагогической реальности существуют различные виды наставничества, для меня наиболее результативным является прямое индивидуальное и открытое наставничество, предполагающее непосредственный контакт с педагогом, двустороннее взаимодействие, общение в различной обстановке: как на рабочем месте, так и по телефону, через социальные сети. Целью моей работы в качестве наставника стало: помочь молодому педагогу в адаптации к коллективу коллег, детей, родителей; повышение квалификации, уровня его профессиональных знаний и умений; научить выходить из сложных ситуаций; развить в нем уверенность в собственных силах. На протяжении многих лет работы в дошкольном учреждении, в моей практике сложился определенный алгоритм по формированию традиций наставничества, при поддержке, которой молодой педагог постепенно начинает внедрять имеющиеся теоретические знания и умения в практику работы с детьми и их родителями. Данная система работы включает в себя три этапа: адаптационный, основной и контрольно-оценочный.
2. Составление алгоритма работы для формы наставничества «Педагог-педагог». Цель: разработать алгоритм по организации работы с молодым педагогом.
Сейчас, я Вам предлагаю попробовать в своей группе выстроить алгоритм работы с молодым педагогом для формы наставничества «Педагог-педагог». Вам необходимо наклеить предложенные карточки в правильной (на Ваш взгляд) последовательности, разделив их по этапам.
Работа в группах (3 мин) (каждой команде: клей, листы формата А3 на них разметка: адаптационный этап, основной (проектировочный), контрольно-оценочный этап; карточки с надписями форм работы)
1.Беседа-знакомство с молодым педагогом с целью изучения затруднений молодого педагога для определения направлений работы
2. Изучение нормативно-правовой базы.
3. Составление индивидуального плана работы с молодым педагогом
4. Помощь в разработке программы собственного развития педагога (самообразование педагога)
5. Проведение наставником консультаций на различные темы
6. Повышение профессионального мастерства: посещение мероприятий различного уровня (ГОП, открытые просмотры, методические объединения), приобщение молодого педагога к подготовке и участию в проведении педсоветов, семинаров.
7. Разработка материалов для образовательной и совместной деятельности с детьми, участие в конкурсном движении
8. Ведение портфолио молодого педагога
9. Оценка деятельности воспитателя с детьми, родителями;
10. Определение перспектив дальнейшей работы
11. Контроль профессиональных навыков молодого специалиста)
Каждая команда показывает и озвучивает свой результат работы(2-3 мин)
3.Инструменты СТИМ технологии в работе с молодым педагогом
Традиционные формы методической работы, в которых главное место отводилось докладам, выступлениям, утратили свое значение из-за низкой их эффективности и недостаточной обратной связи. Сегодня мы используем новые, активные формы работы, которым свойственно вовлечение педагогов в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен мнениями. Один из методов, который поможет начинающему педагогу погрузиться в работу и научиться самостоятельно проектировать образовательный процесс, – это СТИМ технология, которую мы активно используем в нашем детском саду как в работе с детьми, так и в работе с молодыми педагогами. Молодой педагог должен научиться проектировать СТИМ-недели, организовывать РППС по теме недели, работать над реализацией СТИМ-проектов, он должен научиться вести не отрывистую деятельность, а деятельность в рамках одного продукта.
В нашем детском саду 2 раза в месяц проходят СТИМ-недели, в рамках которых, молодому педагогу необходимо спроектировать образ предстоящей тематической СТИМ-недели-здесь возникают трудности. Для преодоления этих трудностей в работе с молодым педагогом мы используем СТИМ-куб для поэтапной подготовки к предстоящей неделе. Давайте попробуем с Вами тоже «поиграть» со СТИМ кубом (Цель: развивать умение делать выбор, формулировать, анализировать) (3 мин.)
Например, тема нашей СТИМ-недели «Этот неизведанный космос», мы уже решили, что на этой неделе мы будем работать над созданием мультфильма «Полет в космос», у нас будут работать в группе следующие лаборатории: ЛЕГО-конструирование, 3Д-моделирование, Мультстудия, Математическое развитие, Экспериментирование с живой и неживой природой. Нам необходимо наполнить эти лаборатории необходимыми материалами для работы детей
(Куб бросается участникам мероприятия, выпадает какая-либо лаборатория, участникам необходимо наполнить СТИМ-коробки необходимым оборудованием)
Наставник: Также СТИМ-куб мы используем для отработки умений составлять образ тематической СТИМ-недели: ставить цель, формулировать задачи, планировать результат недели (продукт), организовывать РППС;
Таким образом, использование системы наставничества позволяет воспитателям быстро адаптироваться к работе в детском саду, почувствовать уверенность в своих силах, наладить плодотворное сотрудничество с коллегами, проявить себя грамотным педагогом, а использование СТИМ-инструментов делает сложную работу по проектированию своей деятельности интересной и необычной. Не меньше пользы приносит эта система и наставнику: ведь работа с молодым педагогом помогает повысить свою профессиональную компетенцию - я стараюсь следить за новинками методической литературы, участвую в педагогических семинарах и конференциях, использую в работе инновационные технологии.
4. «Дерево доверия». Цель: определить для себя наиболее значимые составляющие успешного взаимодействия молодого педагога и наставника
Вначале нашей работы, мы просили Вас составить Синквейн двух понятий: Наставник и Наставляемый, а сейчас мы предлагаем Вашим тандемом (вместе) заполнить «Дерево доверия» и ответить на вопрос: из чего складывается успешная работа в тандеме «Наставник-молодой педагог», и какое качество необходимо отодвинуть на «задний план» для достижения успешной работы в тандеме (участники (команда) мероприятия заполняют предложенный кластер, можно предложить слова-помощники).
Вывод: Молодые педагоги идите только вперед, добивайтесь поставленной цели, а Ваши наставники Вам в этом помогут, Ваш профессиональный успех - в Ваших руках! Пусть Ваши профессиональные тандемы добьются желаемого результата!
Благодарим всех участников за продуктивную работу!