«ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ, ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ»

Алеся Викторовна Кашина,

преподаватель КГБПОУ АМТ

В настоящее время учебный процесс требует постоянного совершенствования, так как происходит смена приоритетов и социальных ценностей. В процессе реализации ФГОС особое внимание уделяется формированию у студентов способности к самостоятельной деятельности, таким как поиск информации, работа в команде, отстаивание собственной позиции и умение выслушать других, нести ответственность за принятые решения и т.д.

 Одними из главных черт выпускника Ачинского медицинского техникума являются его компетентность и мобильность. В этой связи акценты при изучении дисциплин переносятся на процесс познания, эффективность которого полностью зависит от познавательной активности самого студента. Успешность достижения этой цели зависит не только от того, что усваивается, но и от того, как усваивается: индивидуально или коллективно, с помощью репродуктивных или активных методов обучения.

На современном этапе развития образования существуют различные методики и технологии, применяемые в образовательном процессе.

Одно из главных направлений методов подготовки студентов среднего профессионального медицинского образования является использование в учебном процессе деловых игр.

На занятиях клинических дисциплин игра чаще всего используется как средство, помогающее сделать занятие более интересным, занимательным, помогающее проиллюстрировать материал. Освоение учебного материала в такой ситуации становится средством достижения игровой цели. Игра организует и поддерживает все интеллектуальные усилия студентов, они обучаются, даже не подозревая об этом.

На практических занятиях целесообразно использование методов решения ситуационных задач в форме деловой игры. Игровая форма позволяет в «психологически безопасной» ситуации приобрести необходимые для профессиональной деятельности практические умения и навыки, снять определенные психологические барьеры, возникающие из-за отсутствия опыта практической профессиональной деятельности, получить необходимую поддержку и помощь со стороны других участников образовательного процесса, обрести уверенность в собственных действиях, профессиональном выбор.

Деловая игра организуется следующим образом: подгруппа делится на две, или более малые группы. В каждой группе выбирается или намечается ведущий. Задача ведущего – направлять и активизировать работу внутри группы. Группам предлагаются задачи, или ситуации, заранее подготовленные преподавателем. Пример ситуационный задачи по теме: «Черепно – мозговые травмы». «Почему во время кулачных боёв на Руси были запрещены удары в висок? Дайте анатомическое обоснование. Укажите общие и профессиональные компетенции в ходе оказания первой медицинской помощи пострадавшему». Каждый студент решает ситуационную задачу вначале индивидуально, а затем свои рассуждения, решение, представляет для обсуждения в группе. Затем группы обмениваются результатами между собой. Коллективное обсуждение позволяет выявлять и своевременно устранять «дефициты» теоретических знаний и практических умений. Подведение итогов и анализ оптимальных решений завершают деловую игр.

Для проведения игр с исполнением роли, разрабатывается ситуация, между студентами распределяются роли с «обязательным содержанием», характеризующиеся различными ролевыми позициями, установками; в процессе их взаимодействия должно быть найдено компромиссное решение. Студенты, не получившие роли, выступают в качестве экспертов, наблюдают за ходом игры и участвуют в её заключительном анализе.

Пример следующей ситуации, предложенный студентам на практическом занятии по теме: «Острые хирургические заболевания брюшной полости, травмы живота». «Медицинская сестра возвращается из отпуска поездом. Вместе с ней в купе едет мужчина. Внезапно мужчина почувствовал себя плохо: появилась резкая слабость, головокружение, тошнота, а через некоторое время рвота темной жидкостью. До этого из беседы с попутчиком медицинская сестра узнала, что он страдает язвенной болезнью желудка. По клиническим признакам медицинская сестра предположила развитие у мужчины язвенного кровотечения. Остаться безучастным свидетелем несчастья попутчика медицинская сестра не может, но, в то же время, для оказания помощи она ничего не имеет. Как поступить медицинской сестре, чтобы помочь попутчику?». Условие позволяет предположить единственное осложнение – кровотечение. Вопрос адресован непосредственно медицинской сестре. И, наконец, имеются противоречия: медицинская сестра должна оказать помощь, но не имеет необходимого оснащения для этого. Студентами выдвигаются самые разные пути решения: остановить поезд, сорвав «стоп-кран», высадить больного на ближайшей станции, успокоить и уложить попутчика, вести наблюдение за ним, найти в вагоне-ресторане лед и приложить его к животу и др.

В процессе анализа идей, отбираются приемлемые и оптимальные решения. Студенты «проигрывают» вариант правильного решения, используя в случае необходимости наглядные пособия и муляжи. При реализации игровых методов особое значение имеет завершающий этап рефлексивного анализа. Анализируя выбор методов решения ситуационной задачи, возникшие в ходе выполнения задания затруднения и способы их преодоления, студенты осознают значимость теоретических знаний, устанавливают межпредметные связи, получают необходимые практические навыки. Сравнивая себя с другими, осознают, что помогает, а что мешает им эффективно выполнять профессиональные задачи, получают эмоциональную поддержку со стороны других участников образовательного процесса.

Таким образом, практический опыт педагогической деятельности позволяет сделать вывод о том, что применение деловых игр при изучении курса «Сестринский уход в хирургии» повышает учебно-познавательную мотивацию обучающихся, помогает им осознавать значимость теоретических знаний, устанавливать межпредметные связи, обеспечивает возможность творческого сотрудничества преподавателя и студентов, а так же позволяет сформулировать у обучающихся личностные результаты. Рефлексивный анализ затруднений и ошибок, допускаемых студентами при решении профессионально-значимых деловых ситуационных задач, снижает вероятность их повторения в реальной действительности, в конечном итоге, способствует сокращению срока адаптации молодого специалиста к полноценному выполнению профессиональной деятельности.