ДОКЛАД
Деятельность преподавателя в современном образовательном процессе системы СПО
Иванова Наталья Игнатьевна
преподаватель
Приоритетные направления, характерные для системы образования в Российской Федерации на современном этапе развития, особо выделяют инновационную роль образования в обеспечении страны компетентными специалистами.
Традиционная подготовка специалистов, ориентированная на формирование знаний, умений и навыков в предметной области, всё больше отстаёт от современных требований. В соответствии с ФГОС третьего поколения оценка результатов освоения образовательной программы носит комплексный характер и выражается степенью сформированности у выпускника предусмотренных стандартом компетенций.
Инновации в образовательной деятельности – это использование новых знаний, приёмов, подходов, технологий и методов активного и интерактивного обучения.
Важнейшей составляющей современного образовательного процесса является инновационная деятельность педагога.
Инновация означает, введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности преподавателя и обучающегося.
В педагогике понятие «инновационная деятельность» трактуется как деятельность, основанная на осмыслении собственного педагогического опыта с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, внедрения новой педагогической практики.
Внедрение в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий позволяет отработать глубину и прочность знаний у студентов, закрепить умения и навыки в различных областях деятельности; развивать технологическое мышление, умения самостоятельно планировать свою учебную, самообразовательную деятельность; воспитывать привычки четкого следования требованиям технологической дисциплины в организации учебных занятий.
Рассмотрим более подробно инновационную деятельность преподавателей в современном образовательном процессе системы СПО.
Первым направлением инновационной деятельности является внесение изменений в цели обучения. Инновации в целях обучения согласно ФГОС СПО третьего поколения – это формирование общих компетенций, включающих в себя различного рода способности, и профессиональных компетенций, соответствующих основным видам профессиональной деятельности. Поэтому преподавателям необходимо сформулировать новые цели курсов преподаваемых дисциплин и междисциплинарных курсов. Применение инновационных технологий при выполнении практических занятий позволило выполнять расчеты объемов работ в компьютерной программе Microsoft Office Excel.
При проведении итогов по производственной практике ИКТ позволяет показать каждому студенту, как он работал во время практики, уровень выполнения индивидуального задания и показать презентацию отчета по практике, сопровождая её устными пояснениями.
С целью реализации творческого потенциала и формирования общих и профессиональных компетенций личности преподаватели могут включать творческие задания на аудиторных занятиях, а также осуществлять внеурочную работу, проводя внеклассные мероприятия, кружки, предлагая и координируя участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях. При этом мероприятия должны нести не только познавательный характер, позволять студентам показать свои знания по учебным дисциплинам, но и формировать, проявлять, развивать творческое профессиональное мышление. Большое количество таких мероприятий международного и всероссийского уровня можно найти, например, «на портале «РосКонкурс».
Вторым направлением инновационной деятельности является внесение Инноваций в содержание. Инновации в целях обучения влекут за собой инновации в содержании. Поэтому необходима разработка учебного материала с учетом новейших достижений науки, техники и производства, междисциплинарных связей и профессиональной деятельности. Обновление профессиональной информации и условий труда происходит непрерывно практических во всех областях: введение новых методик и технологий, изобретение и внедрение приборов, применение информационных технологий при выполнении должностных обязанностей и т.п.
В настоящее время актуально выглядит обучение студентов профессиональным умениям методом курсового проектирования. Курсовой проект по профессиональному модулю является одним из основных видов учебных занятий и формой контроля учебной работы студентов. Курсовое проектирование – это основной вид познавательной деятельности студентов, оно способствует развитию у студентов самостоятельных решений, стремление находить ответы на возникающие вопросы, проверять правильность своих ответов, на основе анализа информации, умению работать со справочной и технической литературой.
Работа над курсовым проектом дает возможность студентам проявить учебно-позновательные, информационные, социально-трудовые знания и навыки, коммуникативную способность, которые определяют в дальнейшем успешность функционирования специалиста в условиях профессиональной жизнедеятельности.
Третьим направлением инноваций является Инновации в методах и формах обучения. Согласно ФГОС СПО третьего поколения при проведении занятий необходимо использовать активные и интерактивные методы и формы обучения, которые ориентированы на широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения. Наиболее часто на своих занятиях преподаватели используют такие активные и интерактивные методы обучения, как проблемная лекция, самостоятельная работа с литературой, коллективная мыслительная деятельность, творческие задания, метод проектов, «Каждый учит каждого», а также обучение на основе использования информационных технологий.
Преимущества применения информационных технологий на занятиях в средних специальных учебных заведениях подтверждаются теми преподавателями, которые их активно используют на своих уроках. Но существуют и проблемы использования информационных технологий в преподавании дисциплин и модулей. Анализ методической деятельности преподавателей позволил выделить следующие:
недостаточная информационная компетентность преподавателей (отсутствие навыков работы за компьютером; быстрое обновление информационных технологий; а порой нежелание стать активным участником процесса создания информационной образовательной среды);
отсутствие готовых к использованию на занятиях материалов;
трудоемкость разработки уроков с применением информационных технологий («нехватка» времени);
разобщенность, отсутствие обмена опытом между преподавателями общеобразовательных и специальных дисциплин;
недостаточная техническая база для проведения занятий.
Перспективы для широкого использования информационных технологий в образовании связаны не только с имеющимися проверками вышестоящих органов, системы материального и морального поощрения, курсов повышения квалификации в области информационно-коммуникационных технологий, но и:
наличием в каждом из учебников рекомендованных и допущенных к использованию в образовательном процессе дисков с компьютерной поддержкой уроков,
которые позволят преподавателю использовать на уроках сертифицированные и адаптированные к процессу обучения программные средства;
изменением должностной инструкции преподавателя, где следует указать о его профессиональной компетентности в области информационных технологий, а именно: преподаватель должен знать дидактические возможности использования ресурсов сети Интернет, уметь использовать средства информатизации, прикладные программные средства в учебном процессе;
кадровой политикой, обеспечивающей такие ставки, как заместитель директора по информационным технологиям, системный администратор. Без работы, которых, невозможно эффективно использовать образовательные возможности информационных технологий, а также автоматизировать процесс управления образовательным учреждением в целом.
Четвертым направлением инноваций является Инновации в совместной деятельности преподавателя и студента. С внедрением в учебно-воспитательный процесс стандартов нового поколения преподаватель должен выполнять функции координатора, консультанта, советчика, воспитателя, а не основного источника информации для студентов. Уделять должное внимание руководству проектной и исследовательской деятельности обучающихся, ставить перед ними задачи, решение которых будет способствовать поиску, обработке, преобразованию информации, что в свою очередь повлечет проявление и формирование активной жизненной и профессиональной позиции.
Пятый тип инновационной деятельности заключается в реализации инновационных методов оценивания образовательного результата, среди которых могут быть рейтинговая оценка [3], создание портфолио [4], оценивание студентами друг друга [5].
Оценивая компетентность, следует помнить, что учебные и контрольные задания должны содержать различные профессиональные ситуации, при разрешении которых обучающиеся применяют полученные знания и умения, так как компетентность проявляется в тесной взаимосвязи знаний и действий.
Объективное сочетание традиционных и инновационных видов контроля знаний позволяет управлять процессом обучения, стимулирует к регулярной подготовке студентов и тем самым приводит к повышению качества образования будущих специалистов.
В настоящий момент для допуска студента к государственной (итоговой) аттестации необходимо наличие его портфолио, которое позволяет оценить сформированность общих и профессиональных компетенций выпускника, качество его подготовки к будущей профессиональной деятельности.
Шестой тип инновационной деятельности заключается в том, что Инновационная деятельность педагога не возможна без повышения его научно-методического мировоззрения, непрерывного развития творческого потенциала, а также обмена и распространения опыта.
Повышением квалификации преподаватели должны заниматься регулярно, проходя не только те курсы обучения, вебинары, которые предлагает администрация учебного заведения, но и подбирать самостоятельно, согласно профилю преподаваемых дисциплин и потребностей в совершенствовании своих профессиональных компетенций. Согласно ФГОС третьего поколения, преподаватели специальных дисциплин должны иметь опыт деятельности на предприятиях соответствующей профессиональной направленности. В связи с этим все преподаватели специальных дисциплин обязаны проходить стажировку не реже одного раз в три года с целью совершенствования своего профессионального мастерства при изучении передового опыта. В результате стажировки преподаватели приобретают практический опыт в рамках преподаваемых профессиональных модулей, необходимый для качественной подготовки востребованных и конкурентоспособных специалистов на рынке труда.
Для раскрытия творческого, профессионального потенциала, адекватной оценки уровня своей компетенции, преподаватели всё чаще принимают участие в конференциях, конкурсах педагогического мастерства, мастер-классах, размещают свои материалы в сети Интернет.
По рассмотренным шести направлениям инновационной деятельности преподавателями достигнуты различные результаты. В контексте инновационной стратегии целостного педагогического процесса существенно возрастает роль педагогов как непосредственных носителей новаторских процессов. При всем многообразии технологий обучения: дидактических, компьютерных, проблемных, модульных и других — реализация ведущих педагогических функций остается за педагогом. Таким образом, применяя инновационные обучающие технологии в инновационном образовательном процессе, каждый педагог делает процесс образования более полным, интересным, насыщенным.
Библиографический список
Сангаджиева
З.И. О содержании понятия «Инновационная деятельность» в образовательном процессе // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2013. – № 1 (17). – С.123-127.
Киричек
К.А. Деятельность преподавателей в современном образовательном процессе системы СПО // Современная педагогика. 2014. № 11 [Электронный ресурс].
Дмитриенко Т.В. Технологии, формирующие компетенции специалиста // Специалист. – 2010. № 2. – С. 16-17.
Битер О.А.
Электронное
портфолио
студента как показатель качества
обученности
// Методист. – 2010.- № 1. – С. 47 – 48.
Ялалов
Ф.Г.
Деятельностно-компетентностный
подход к практико-ориентированному образованию // Интернет-журнал «
Эйдос
». – 2007. – 15
января.
http
://www.eidos.ru/journal/2007/0115-2.htm
Деятельность преподавателей в современном образовательном процессе системы СПО // Современная педагогика. 2014. № 11 [Электронный ресурс].
7. Дебердеева, Т. Х. Новые ценности образования в условиях информационного общества/ Т. Х. Дебердеева// Инновации в образовании. - 2005. - № 3. – с. 79.
8. Бычков, А. В. Инновационная культура/ А. В. Бычков// Профильная школа. - 2005. - № 6. - с. 83