Получение образования в средних специализированных учебных заведениях и принятие новой социальной роли (статуса студента) представляют собой важный этап, который оказывает существенное воздействие на личную самореализацию, профессиональное самоопределение и карьерное развитие. Этот период становится ключевым моментом, влияющим на возможности роста в личном и профессиональном плане. Время учебы в учебном заведении означает начало общения студента с психологической атмосферой, созданной в учебном окружении, которое будет сопровождать его весь период обучения.
Студент, находящийся на этом этапе, является сложной личностью. С одной стороны, влияние демократизации общества делает его более независимым и свободным, но, с другой стороны, уровень общей подготовки и культурного развития может быть недостаточным. Иногда студент упускает возможности для участия в теоретических, практических и лабораторных занятиях, а также в практике. Поэтому одной из ключевых задач куратора группы является убеждение студентов в том, что их главной целью на данный момент является обучение и освоение выбранной профессии. Особенно важно пробудить интерес студентов к учебе уже на начальных этапах обучения, представив интересные аспекты как отдельных предметов, так и будущей профессии в целом.
Хотя студент, поступая в среднее специальное учебное заведение, уже имеет определенную индивидуальность, куратор выполняет ряд общих функций: организационную, информационную, коммуникационную, контролирующую и творческую.
Первая встреча куратора с группой студентов происходит в День Знаний. На этом этапе начинается разработка плана работы куратора с учетом мнения студентов. Куратор помогает в структурировании студенческого актива и органов самоуправления. Куратор играет роль первого звена в обеспечении своевременной и достоверной информацией студентов о внутренних правилах, обязанностях и правах, а также о традициях учебного заведения, кружках и клубах по интересам, студенческих организациях.
Важной является роль куратора в мониторинге успеваемости и посещаемости студентов и возможности вмешательства на основе взаимодействия с преподавателями, администрацией и родителями. Результаты такого мониторинга и его анализа, с активным участием старосты, обсуждаются на кураторских собраниях, а данные о текущей успеваемости и итогах аттестации регулярно информируют родителей. Как коммуникатор, куратор поддерживает благоприятную психологическую атмосферу в группе, способствует формированию взаимоотношений между студентами. Творческий аспект работы куратора направлен на организацию внеклассных мероприятий.
Общее мнение заключается в том, что куратор необходим лишь на начальных курсах для адаптации первокурсников. Однако это недостаточно. Роль куратора остается значимой на протяжении всего периода обучения, и можно выделить несколько типов кураторов:
-
Информационный куратор: передача актуальной информации студентам (расписание, мероприятия и др.), считая студентов самостоятельными.
-
Организационный куратор: организация внеучебных мероприятий, участие в выборе старосты, решение межличностных конфликтов.
-
Психотерапевтический куратор: оказание психологической поддержки, внимание к личным проблемам студентов.
-
Родительский куратор: контроль и управление жизнью студентов, основанный на личном опыте.
-
Дружественный куратор: включенность в жизнь группы, участие в мероприятиях, но иногда недостаточное воздействие на выполнение требований.
-
Пассивный куратор: отсутствие активности, недостаточное знание группы.
-
Административный куратор: передача информации администрации, контроль посещаемости, осуществление формального контроля.
Личность обучающегося представляет собой цельную систему, способную к саморегуляции. В отличие от личности школьника, она более устойчива, но нельзя считать ее окончательно сложившейся. Личность обучающегося нуждается в педагогическом влиянии, так как многие аспекты продолжают развиваться. Часто психологический возраст студента значительно отстает от физиологического. Это проявляется, например, в несознательности студента перед своей ответственностью за жизнь и его подверженности влиянию окружающих.
Кураторская деятельность обеспечивает необходимую педагогическую поддержку, которая актуальна даже для взрослых. Однако, в рамках образования в средних специализированных учебных заведениях, уровень этой поддержки может варьироваться в зависимости от этапа обучения. На начальных курсах требуется помощь в адаптации, в то время как на последних курсах акцент смещается на научное самоопределение. Группа студентов на всех этапах обучения состоит из индивидуумов с различным психологическим возрастом и, следовательно, разными уровнями ответственности и самостоятельности в принятии решений. Таким образом, роль куратора группы является профессиональной и включает в себя поддержку и взрослых, и несовершеннолетних студентов.
Важно помнить, что одной из главных целей социально-педагогического процесса является формирование самостоятельных и ответственных личностей, способных решать возникающие проблемы самостоятельно. Следовательно, контроль и наблюдение за учебной и социальной активностью студентов должны постепенно уменьшаться. С каждым курсом они должны становиться менее заметными, чтобы создать условия для целенаправленной активности молодых людей.
Таким образом, роль куратора охватывает широкий спектр функций и остается важной не только на начальных курсах, но и на протяжении всего периода обучения.