Выступление на педсовете: Диагностические исследования в работе классного руководителя Подготовила Педагог-психолог Глухова Е.А. 2019-2020 учебный год Психолого-педагогическая диагностика является одним из компонентов педагогического процесса. Психолого-педагогическая диагностика – это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально-психологических особенностей ученика и социально-психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса. Чтобы оказывать эффективное педагогическое воздействие на учащихся, надо обладать объективными научными знаниями об их индивидуальных особенностях. Такие знания можно получить, если использовать методы диагностики. В диагностику вкладывается более широкий и более глубокий смысл, чем в традиционную проверку знаний, умений обучаемых. Проверка лишь констатирует результаты, не объясняя их происхождения. Диагностирование рассматривает результаты в связи с путями, способами их достижения, выявляет тенденции, динамику формирования продуктов обучения. Диагностирование включает в себя контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование дальнейшего развития событий. Таким образом, педагогическая диагностика призвана, во-первых, оптимизировать процесс индивидуального обучения, во-вторых, в интересах общества обеспечить правильное определение результатов обучения и ,в- третьих, руководствуясь выработанными критериями, свести к минимуму ошибки при переводе учащихся из одной учебной группы в другую, при направлении их на различные курсы и выборе специализации обучения. В педагогическом процессе диагностика выполняет следующие функции: 1.Информационную 2. Прогнозирующую 3. Оценочную 4. Развивающую Информационная функция диагностики заключается в том, чтобы: выявить относительный уровень развития ребенка, выявить уровень состояния педагогического взаимодействия, определить основные параметры будущей характеристики ученика. Прогнозирующая функция диагностики заключается в том, чтобы: способствовать выявлению потенциальных возможностей развития ученика. Оценочная функция диагностики заключается в том, чтобы: иметь представление о результативности педагогического взаимодействия, определить эффективность использования в педагогическом процессе различных воспитательных и обучающих средств. Развивающая функция диагностики заключается в том, чтобы: использовать диагностические методики для демонстрации ученику его возможностей и перспектив развития, создать условия для самореализации, самоощущения и саморазвития личности на основе диагностики. Основными задачами диагностики в начальной школе являются следующие задачи: Определить уровни развития ребенка, обнаружить изменения основных характеристик и признаков личности в лучшую или худшую сторону, увидеть норму и отклонения, проанализировать полученные фаты, становить причины изменений, выработать план дальнейшей коррекционной работы по результатам диагностики. Диагностика, служащая улучшению учебного процесса, должна ориентироваться на следующие цели: 1. внутренняя и внешняя коррекция в случае неверной оценки результатов обучения; 2. определение пробелов в обучении; подтверждение успешных результатов обучения; 3. планирование последующих этапов учебного процесса; 4. мотивация с помощью поощрения за успехи в учебе и регулирования сложности последующих шагов; 5. улучшение условий учебы. Отбирая диагностические методики, учитель должен руководствоваться следующими критериями: Возраст учащихся, особенности формирования детского коллектива, готовность учащихся к диагностическому исследованию, степень взаимодействия учащихся и педагога. Хотя содержание психодиагностической деятельности (на этапе тестирования) практически не зависит от того, кто сформировал запрос, но на этапе интерпретации результатов возникает проблема перевода психодиагностической информации и психологических рекомендаций на язык её пользователя. Кроме того, перед психологом встают этические проблемы, поскольку он должен исходить из гуманистического принципа защиты личности ребенка. Работая с диагностическими методиками, учитель должен придерживаться следующих правил: Содержание диагностической методики должно предполагать ожидаемый результат Диагностика должна быть достаточно информативной и создавать широкое поле исследовательской деятельности Результаты диагностического исследования должны анализироваться компетентными людьми Любые результаты исследования должны служить не во вред, а во благо По результатам диагностического исследования должна проводиться систематическая коррекционная работа Необходимость педагогической диагностики должна разъясняться учащимся и их родителям. Выбор методик изучения не должен быть случайным – его необходимо делать в соответсвтии с установленными критериями и показателями. Диагностика воспитательного процесса является новой отраслью педагогической науки. Цели и методы решения задачи определяет педагог, а психолог-диагност выполняет вспомогательную функцию, а именно: проводит психодиагностику ученика, дает его психологический портрет и прогнозирует результат педагогического воздействия, а в некоторых случаях проводит и вторичную психологическую диагностику после воздействия. Этот тип задач в большинстве случаев связан с обслуживанием общеобразовательной функции школы. Наиболее информативными методами диагностики являются следующие методы: Беседа, наблюдение, анкетирование, тестирование, сочинения, социометрия, ранжирование, графический и рисуночный тест. Метод бесед является одним из главных методов педагогической диагностики. Беседа может стать важным аргументом в изучении интеллектуальной и личностной сфер ребенка, его индивидуальных особенностей, существующих у него проблем. Применение бесед и интервью требует от исследователя чётко поставленных целей, основных и вспомогательных вопросов, создания благоприятного морально-психологического климата и доверия, умения наблюдать за ходом беседы или интервью и направлять их в нужное русло, вести записи получаемой информации Метод наблюдения дает возможность изучить участие ребенка в конкретном виде деятельности без вмешательства в естественный процесс данной деятельности. Целенаправленное восприятие фактов, процессов или явлений, которое может быть непосредственным, осуществляемым с помощью органов чувств, или косвенным, основанным на информации, получаемой от различных приборов и средств наблюдения, а также других лиц, проводивших непосредственное наблюдение. Классификация видов наблюдения: - по времени проведения: непрерывные и дискретные; - по объему: широкие и узкоспециальные; - по типу связи наблюдателя и наблюдаемых: невключенные (открытые) и включенные (скрытые). Опросник дает возможность изучить мотивацию действий учащихся, интересов конкретного ребенка ил группы класса в целом, уровень тревожности учащихся класса. Анкеты дают возможность выявить степень влияния коллектива на личность и личности на коллектив, позиции детей в коллективе и степень их значимости в нем. Графические и рисуночные тесты позволяют изучить отношение коллективу, семейные отношения, взаимодействие с педагогами и родителями. Сочинения помогают изучить в некоторой степени интеллектуальные умения учащихся, их кругозор, личностные качества, отношение к мировым ценностям, мироощущения ребенка. Также к диагностическим исследовательским методам относятся различные тесты, т.е. методы, позволяющие исследователю давать количественную квалификацию изучаемому явлению, а также различные приемы качественной диагностики, при помощи которых выявляются, например, различные уровни развития психологических свойств и характеристик испытуемых. Тест- стандартизированное задание, результат выполнения которого позволяет измерить психологические характеристики испытуемого. Таким образом, целью тестового исследования является испытание, диагностика определенных психологических особенностей человека, а его результатом - количественный показатель, соотносимый с ранее установленными соответствующими нормами и стандартами. Диагностические исследования, которые проводит классный руководитель младших школьников, необходимы ему для того, чтоб организовать целенаправленную и эффективную индивидуальную работу с учащимися класса. Воспитательная деятельность, как и любая другая, предусматривает получение и оценку результатов исходя из цели, которая ставились. Классному руководителю необходимо отследить предварительные, промежуточные и конечные ( итоговые ) результаты своей деятельности. Это нужно для корректировки содержания форм и методов педагогической деятельности и создания необходимых условий для ее совершенствования в интересах лучшего воспитания школьников. Также на современном этапе весьма важной является диагностика интеллектуальной сферы школьников и рассматривается специалистами как весьма актуальная, призванная обеспечить функцию обратной связи, заключающуюся в информировании общества о том, несколько результаты работы системы образования соответсвтуют поставленным пред ней целям и задачам. Таим образом, рассматривая умственное развитие учащихся и как результат, и как предпосылку обучения, можно посредством диагностики этой характеристики оценить следующее: Эффективность системы образования в целом, также ее отдельных составляющих, Возможности каждого ученика в усвоении школьных знаний. Диагностика умственного развития выступает так обязательный этап и средство решения целого комплекса практических проблем, возникающих школе. Признавая ведущую роль обучения в умственном развитии школьников, можно использовать диагностику этой психологической характеристики как средства обратной связи, отражающее особенности и эффективность процесса обучения. Тест интеллекта и умственного развития состоят из заданий, для выполнения которых испытуемый должен владеть теми умственными действиями, которые необходимы и для учебной деятельности. Тестирование умственного развития учащихся позволит оценить используемые программы, учебные пособия и методы обучения с точки зрения степени и особенностей их влияния на эту важнейшую составляющую психического развития. Примеры диагностик для работы с младшими школьниками: Диагностики изучения мотивационной сферы учащихся 1 класс: ?Рамочка для фотографий?, ?Градусник?, ?Краски?, ?Фотография? 2 класс: ?Настроение?, ?Остров невезения?, Школа будущего?, ?Волшебник? 3 класс: ?Ранжирование?, ?Лесная школа?, ?Ассоциации? 4 класс: ?Сочинение?, ?Анкетирование?, ?Проектирование?, ?Номинация? Диагностики для изучения детского коллектива 1 класс: ?Урок физкультуры?, ?Солнце, туча, дождик?, ?Подарки? 2 класс: ?Пьедестал?, ?Дом, в котором я живу?, ?Социометрия? 3 класс: ?Круги на воде?, ?Мультфильм о нашем классе?, ?Аукцион? 4 класс: ?Самые памятные события из жизни нашего ласа?, ?Необитаемый остров?, ?Портретная галерея нашего класса?, Диагностические исследования личности учащегося. ?Мой портрет в интерьере?, ?10 моих Я?, ?Звезда?, ?Анкета?, ?Самореклама?, ?Сказки?, ?Оценка контактности младшего школьника?, ?Тест на выявление самооценки младшего школьника?, ?оценка наблюдательности ребенка?, ?Оценка творческого воображения ребенка?, ?Пословицы?, ?Репка?, Диагностики для изучения взаимоотношений родителей и детей ?Талантливый ребенок: какой он??, ?Правильны ли ваши представления о мальчиках и девочках??, ?Посмотрите на себя глазами детей?, ?Родительская позиция? Используемая литература: Н.И. Дереклеева ?Справочник классного руководителя? Л.И. Саляхова ?Настольная книга классного руководителя? ?Спутник классного руководителя? Е.Н. Степанов ?Педагогу о воспитательной системе школы и класса? М.К. Акимова ?Диагностика умственного развития детей?
"Диагностические исследования в работе классного руководителя"