Диагностико-развивающая работа в процессе формирования социальной компетентности обучающихся

Козлова Г.Н.

МОУ СШ №118 Красноармейского района Волгограда

may-53@mail.ru

Система российского образования в 2022 году перешла на обновленный ФГОС(третьего поколения), в основе построения которого лежит компетентностный подход, предполагающий формирование и развитие в ходе образовательного процесса качеств личности, отвечающих потребностям информационного общества, инновационной экономики, демократического строя и многонационального, поликультурного российского общества. Исходя из этого, в науке и в практике, говоря о качестве обучения и воспитания, все чаще стали связывать его с конечным результатом - компетенцией школьника. В настоящее время проблема развития социальной компетентности школьников – это актуальная социальная и психолого-педагогическая проблема. Перед образованием поставлена задача не просто дать обучающимся определенный уровень знаний, умений и навыков по основам наук, но и обеспечить способность жить в современном сверхсложном обществе, достигать социально-значимые цели, эффективно взаимодействовать и решать жизненные проблемы. Школа должна создать оптимальные предпосылки для формирования социального потенциала школьника, путём развития социальных компетенций, сформировать социально компетентную личность, умеющую применять свои знания на практике. Социальная компетентность личности проявляется в ее умении ориентироваться в системе социальных отношений и социальных ценностях, принимать решения исходя из знания общества, социального окружения, с учетом специфики микросоциума, конкретной ситуации и своих ресурсов. Однако следует учесть, что умение проявлять конструктивную социальную компетентность требует организованной социально-педагогической среды. Возможность и необходимость социально-педагогического сопровождения развития социальных компетенций у обучающихся объективно обусловлена длительным периодом включенности ребенка в функционирование образования как социального института. Под социальной компетенцией школьника мы понимаем способность ребенка к социальной деятельности в современном обществе, к продуктивному взаимодействию со сверстниками и взрослыми и успешному выполнению социальной роли обучающегося. Как интегративная характеристика личности социальная компетенция имеет в определенной степени четкую структуру, в которой мы выделяем следующие компоненты: когнитивный компонент, который связан с представлениями о способах и правилах социального взаимодействия (в частности, нормы поведения в обществе, нормы общения); мотивационно-ценностный компонент, включающий отношение к себе и другому человеку как высшей ценности; проявления доброты, заботы, милосердия; наличие мотивации достижения в собственном поведении и в совместной групповой деятельности; деятельностный компонент, предполагающий сформированность навыков самоорганизации, самоконтроля, навыков конструктивного неконфликтного взаимодействия, а также выбор адекватных ситуации способов общения и поведения. К показателям социальной компетентности можно отнести: сотрудничество, работа в команде, коммуникативные навыки, способность принимать собственные решения, способность делать осознанный выбор, стремление к осознанию собственных потребностей и целей, наличие опыта выполнения разнообразных социальных ролей, владение банком приёмов ненасильственного разрешения конфликтов, развитие личностных качеств, саморегулирование. Вступление в школьный возраст предполагает изменение социальной ситуации развития ребенка. Происходит переход к учению как ведущей деятельности, которая в свою очередь приобщает младшего школьника к общественной жизни. Успешность в учебной деятельности, в социальном взаимодействии с окружающими обеспечивают возрастные новообразования, такие как мотивация достижения, способность к произвольной регуляции поведения и саморегуляции, адекватная самооценка, которая является регулятором поведения и деятельности. Эти личностные образования мы рассматриваем как показатели социальных компетенций обучающихся.

Для того, чтобы осуществить психолого-педагогическую диагностику развития социальной компетентности школьников можно выделить критериальный аппарат:

1. Осведомленность в способах продуктивного взаимодействия в социуме.

2. Результативность взаимодействия.

3. Поведение в социальных ситуациях.

В пакет диагностических методик нами отобраны диагностические методики, реально направленные на оценку социальных компетенций учащихся в соответствии с возрастом:

Задание «Рукавички» (Г.А. Цукерман) – с помощью этой методики выявить результативность взаимодействия младших школьников.В начальной школе и среднем звене информативной может быть проективная методика «Дерево». Автором этого психоэмоционального теста является британский психолог ПитУилсон, который изучал экспериментальное обучение и развитие эмоционального интеллекта. Уилсон впервые разработал этот тест, который стал известным, чтобы определить эмоциональное благополучие детей в школе. Для среднего звена достаточно информативны «Диагностика уровня сформированности социальной компетентности» (Перелыгина Е.А., Фишман И.С.), «Коммуникативные и организаторские склонности» В.В. Синявский, В.А. Федорошин (КОС). Методика дает возможность определить уровень осведомленности учащихся в способах продуктивного взаимодействия в социуме. Наблюдение за эмоционально-социальным развитием ребенка – с помощью этого метода можно анализировать поведение школьников в социальных ситуациях.

Для того, чтобы развивать социальную компетентность младших школьников необходимо: организовывать групповую работу обучающихся, создавать отношения ответственной зависимости внутри группы; организовывать активное социальное взаимодействие; использовать метод проектов, проводить социально-психологические тренинги, включать детей в игровую деятельность. В ходе групповой работы нами используется набор карточек психологической игры «Час икс. Псикреты публичных выступлений». Психологический смысл игры повод приглядеться к себе и поделиться собственными псикретами успешности в ситуации публичных выступлений с другими.
Игра предназначена для детей и подростков в возрасте 7-17 лет, которые часто оказываются в непростых ситуациях, требующих стойкости, силы воли, выносливости, работы на пределе возможностей, умения преодолевать лень, волнение и страх публичных выступлений. Возраст 7-17 лет – время активной социализации. Предъявление себя другим требует от детей умения выдерживать напряжение, эмоциональной саморегуляции, помехоустойчивости, концентрации внимания, работы в команде. Игра позволяет увидеть сложности, которые могут стать препятствием для успешной самопрезентации ребенка, его социализации в обществе, самореализации. Отработка навыков успешной социальной компетентности нами осуществляется также в процессе работы психологического театра. Учебно-творческая работа в психологическом театре способствует духовному обогащению, нравственно-эстетическому и художественному развитию, личностному становлению, росту социально-психологического опыта. При выборе темы спектакля учитываются интересы, запросы, проблемы, эстетические потребности данной группы детей. Формы и методы: беседы об искусстве, просмотры и обсуждение спектаклей, фильмов, выполнение творческих заданий: пластические эмоциональные этюды – импровизации, моделирование ситуаций, упражнения на взаимодействие, индивидуальные и групповые подготовительные занятия с применением психотехник и упражнений в актерском мастерстве, ассоциативное серийное рисование, сочинение сказок, стихов, диалогов, постановка спектаклей( разбор пьесы, сценическое воплощение отдельных эпизодов, и наконец, всего спектакля, приготовление костюмов и декораций, музыкальное сопровождение), показ зрителям, участие в конкурсах. Участники занятий активно высказывают свое мнение, выражают чувства, настроения. Группа представляет собой маленькую лабораторию, в которой все ее участники учатся понимать закономерности человеческих отношений на основании собственных реакций и реакций своих партнеров по работе, перерабатывают свои внутренние проблемы, обобщают, усваивают определенные знания и обогащают свой личностный опыт. Занятие театральным искусством, в силу своей специфики, создают предпосылки для многостороннего развития личности ребенка, развивает познавательную и эмоционально-волевую сферу, активизирует творческий потенциал, повышают общую и психологическую культуру ребенка, способствует формированию его социальных и духовных отношений с окружающим миром. Главный результат - открытие творческого развития каждого обучающегося, его раскрепощение, выявление индивидуальности каждого и формирование социальных компетенций.

Исакова, Т.В. Развитие социальной компетентности как фактор социального здоровья [Текст] / Т.В. Исакова. – СПб: РГПУ, 2003. – С. 18 - 24.

Калинина Н. В. Формирование социальной компетентности как механизм укрепления психического здоровья подрастающего поколения [Текст] / Н. В. Калинина // Психологическая наука и образование. - 2001.- № 4. - С. 16 - 48.

Лебедев О.Е.

Компетентностный

подход в образовании/ О.Е. Лебедева// школьные технологии.-2004.- №5.- с.3-12

Стишенок

И.В. «Из гусеницы в бабочку. Психологические сказки, притчи, метафоры в индивидуальной и групповой работе»

енезис М.2012

Скурат Г.Г. Детский психологический театр. Развивающая работа с детьми и подростками. Речь. Санкт-Петербург. 2007