«ДИДАКТИЧЕСКАЯ  ИГРА  КАК  СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ  ПАМЯТИ  ДОШКОЛЬНИКА»

       Память – один из важнейших психологических процессов , с помощью которого ребенок познает окружающий мир. Именно память сохраняет наше прошлое для нашего будущего. Любая деятельность, которая будет осваиваться ребенком :чтение, письмо, занятия физической культурой, спортом, трудовая деятельность- основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти. Чтобы ребенок успешно осваивал учебную деятельность, у него должны быть развиты  к моменту поступления в школу все виды памяти.

Память – это одно из необходимых условий развития интеллектуальных способностей. И.М. Сеченов указывал, что без памяти наши ощущения и восприятия, исчезая бесследно по мере их возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного. Основными процессами памяти являются  запоминание, сохранение, забывание, узнавание, воспроизведение. В зависимости от особенностей этих процессов память делится на два основных виде : непроизвольную и произвольную. Непроизвольно лучше запоминается тот материал, который вызывает активную умственную работу над ним. Произвольное запоминание характеризуется наличием  сознательной  цели. Главное , что характеризует  качественное  изменение  в памяти ребенка  -  это переход  от  непроизвольных  к  произвольным  ее процессам. Произвольная   память обязательно предполагает использования  определенных способов  запоминания. Подготовка детей к развитию у них произвольной  памяти начинается  очень рано.

Первые  занятия по развитию  памяти  проводятся  с  детьми  в  возрасте  от  1 года  до 1 года  6 мес. Детей учат самостоятельно прятать  игрушки в мешочек и  после этого  сразу же  воспроизводить их названия; с детьми  второго года  жизни  организуются поиски спрятанных  игрушек , что также  способствует лучшему запоминанию. С  возрастом  дети  уже достаточно хорошо  могут выделить цель запоминания. Но  это происходит только в том случае  , когда ребенку  создаются  условия, требующие от него активного  запоминания.. Запоминание  должно быть чем – то мотивировано. Оказалось, что наиболее благоприятными условиями для формирования произвольной  памяти является игровая деятельность  и  выполнения ребенком  поручения  взрослого.

 С чего следует  начинать?

1. Развивать их непроизвольную память, накапливающую   материал  для последующего произвольного  воспроизведения  (важно, чтобы было чем пользоваться, что вспоминать)

На  данном  этапе  это игры с картинками. Картинка – важное средство развития  речи , мышления, памяти, воображения. Организуя  игры детей  с картинками , мы обеспечиваем возможность  непроизвольного запоминания тех предметов, которые на них изображены. Сколько  предметов смогут запомнить  непроизвольно дети , зависит от того , какую деятельность с картинками  они будут осуществлять.

В тех случаях, когда дети просто рассматривают картинки(раскладывают их на столе, перекладывая с места на место, складывая их стопкой), не отыскивая в них сходства и различия, не группируя их на основании общих существенных признаков , они запоминают значительно небольшое количество картинок. Запоминание значительно возрастает если дети сравнивают картинки между собой, находят в изображениях на них общие признаки и на этой основе объединяют их. Для того, чтобы дети быстрее овладели этим приемом запоминания используются дидактические игры.

Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество  повторений на разном материале при сохранение эмоционально положительного отношения к заданию.

2. Побуждать ребенка к воспроизведению вначале при выполнении им практических поручений и в игре, в дальнейшем и в процессе учебной деятельности.

Для этого необходимо обучить детей приему классификации. Классификация – это сложная мыслительная операция, требующая умения анализировать материал, сопоставлять друг с другом отдельные его элементы, находить в них общие признаки, осуществляя на этой основе обобщения, распределять объекты по группам на основании выделенных в них  и отраженных в слове – названии группы общих признаков. Классификация содержит в себе такие операции, как соотнесение, обобщение и обозначение. Используем классификацию как способ развития памяти начале дети овладевают простой ориентировкой . Ее можно назвать предварительной. Ее цель – поочередно выделить  и обозначить каждый объект, предмет, картинку, каждый элемент какого – либо целого. Чтобы  дети беспорядочно не называли картинки , необходимо постоянно побуждать их к деятельности ставя вопрос» А что это?» Совершенствуя операции обобщения формируем у детей познавательное действие. Прежде всего ребенок анализирует единичный предмет, выделяя в нем свойства. Важно, чтобы ребенок при этом использовал обобщающее слово. Создавая группы предметов , нужно чтобы ребенок также пользовался обобщающим словом. В практике формирования познавательного действия мы используем дидактические игры «Чудесный мешочек « Это очень распространенная игра. Организуя игру « Чудесный мешочек «, воспитатель каждый раз подбирает различное содержание мешочка, различные группы однородных предметов (игрушки, животные, посуда и т. д.ынимая по одному их них , воспитатель использует игровой сюжет, например, говорит детям о том, что пришла к ним в гости кошка , а за ней другие животные. Далее , выясняется , какие животные пришли к детям .Во время игры часто употребляется обобщающее слово для лучшего запоминания. Можно использовать и другие дидактические игры, например, «Что в коробочке?», « Кто в домике живет?», «Посмотри, что у нас есть .», «Магазин ,»- где дети создают различные отделы, группируя предметы мебели, игрушек, посуды, одежды, и др.

3. Ставить перед детьми мнемические задачи, упражняя в запоминании, тренируя их память в игровой деятельности.

После определенного количества дидактических игр , в которых дети осуществляли практическое действие отнесения и группировки, можно начинать играть в дидактические словесные игры: «Назови , что знаешь.», «Кто больше назовет?»,» Что вам нужно?», «Нужно- не нужно.»,» Что вы задумали ?» и др.

Известно , что пассивный словарь ребенка шире его активного словаря, ребенок может понимать слова обувь, насекомые, мебель но не употреблять их в своей речи. Наиболее трудными оказываются для детей обобщающие слова : насекомые, инструменты, транспорт, деревья , мебель. Для запоминания этих слов, необходимо побуждать детей к самостоятельному употреблению их, что мы и делаем играя в дидактические игры. Игровые ситуации активизируют детей и процесс запоминания происходит значительно быстрее.

Научив детей осуществлять классификацию как умственное действие , следует переходить к играм , где дети будут пользоваться классификацией для запоминания и воспроизведения. Для этой цели подходят дидактические игры : « Чего не стало?», « Что изменилось?», « Наведи порядоки др.

Однако, некоторые дети при выполнение заданий, требующих самостоятельности находят не все картинки, и даже правильно произведя классификацию они не могут назвать группы при воспроизведении. Эти трудности возникают в результате того, что дети не умеют пользоваться повторением, чтобы лучше запомнить. Поэтому нужно специально обучать и такому способу запоминания. Для этого подойдут такие игры: «Угадай, что в мешочке?», « Назови одним словом.», « Подбери пару.», «Кто быстрее разделит на группы.» и др. В основе этих дидактических игр лежит принцип многократного повторения.

4. Обучать детей различным способам запоминания.

Прочность и полнота запоминаний зависит от организации повторений. Успех запоминания не от количества повторений , а от того как они распределены по времени. Распределенное повторение ( с перерывом в несколько часов или даже через день ) более продуктивно , чем сплошное без перерыва. При разнообразии повторений повышается интерес детей , а в связи с этим мнемическая  деятельность осуществляется более успешно. Повторение как мнемический прием выступает у детей в разнообразных формах: это и повторное восприятие предметов, и повторное их называние, это повторение слов в процессе их восприятия, а также воспроизводящие повторение, которое осуществляется после восприятия всего материала. Повторение имеет двоякое значение: оно необходимо для того, что бы материал запечатлен , выучен , и для того , чтобы сохранился в памяти, не был забыт.                                                                                                                                                 Добиваясь .например. усвоения  детьми названий геометрических фигур. воспитатель  проводит с детьми дидактические игры ( « Чудесный мешочек», «Что спрятано ?» и т.д, ),где дети упражняются в назывании предметов различной геометрической формы ,то предлагает им найти в групповой комнате предметы, имеющие форму квадрата, овала и пр., то предлагает ответить, какую форму имеют окружающие детей предметы, и т.д.

Зная особенности памяти детей своей группы, воспитатель проводит с некоторыми из них индивидуальные упражнения, направленные на развитие способностей запоминания.

Некоторые считают , что путем многократного повторения формируется только механическое запоминание, и что память детей дошкольного возраста имеет механический характер. Тенденция не вникать в смысл того, что запоминается не является возрастной особенностью памяти. На путь механического заучивания чаще всего становятся дети интеллектуально пассивные . не приученные к умственным усилиям, не умеющие и не любящие думать. Проблемные дети пассивны и не проявляют желания не только думать, но и активно действовать с предметами и игрушками. Поэтому взрослым необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношения к любой предполагаемой деятельности.

Память с самого начала развивается как осмысленная деятельность, и понимание – это основа как непроизвольной так и произвольной памяти.

Дошкольное детство – это период интенсивного развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью.

Ребенок учится воспринимать, думать, говорить; он овладевает многими способами действия с предметами, усваивает определенные правила проведения и начинает управлять собой. Все это предполагает работу памяти. И наша задача за дошкольный период развить как можно больше видов памяти для того, чтобы в дальнейшем ребенок мог усвоить общественный опыт и расширить свои связи с окружающим миром.