ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Воспитатель Лазарева И.М.
МБДОУ № 25
г.Бугульма, Республика Татарстан
«Знаете ли вы, что чаще всего встречается тип детей, у которых развито несколько видов памяти? Именно поэтому и развивать память у детей нужно комплексно».
Зрительная память. Хорошо тренировать её, придя с прогулки. Попросите ребёнка нарисовать, что н видел на улице. Рассмотрите вместе рисунок, обсудите детали. Задайте интересные вопросы, по типу «На что это может быть похоже?» Используйте этот приём в том случае, если малыш никак не может выучить буквы или цифры. Ищите вместе, на что похожи цифры и буквы. Так у ребёнка будут возникать ассоциации, которые он будет в дальнейшем соотносить, что будет способствовать запоминанию.
Зрительная память отлично тренируется, если родители предлагают ребёнку поиграть в таких дидактических играх как «Запоминаем картинку», «Находим отличие», «Собираем картинку».
Слуховая память. Этот вид памяти имеет немаловажное значение для хорошего запоминания новых слов, стихов и песенок. Эффективным упражнением для развития слуховой памяти является задание «Слушай и запоминай». В нём ребёнок прослушивает небольшую сказку, в котором персонаж (белочка, котёнок) идёт на базар и покупает яблоко, лопатку, мяч и шапку. Ребенок вспоминает и рассказывает, в каком порядке главный герой покупал предметы.
Цепочка слов: называются связанные пары предметов (тарелка-чашка, туфли-шнурки). Прочитав цепочку слов, называйте ребёнку первое слово, а второе он должен вспомнить и сказать сам.
Тактильная память. Она выражается в умении запоминать предметы, прикасаясь к ним. Хорошая тактильная память помогает лучше вникнуть ребёнку в школьное обучение. Эффективной игрой в этом направлении является игра «Угадай». Ребенку закрываются глаза, и на руку кладётся предмет, который и должен он угадать. Можно усложнить игру. Перед сном предложить ребёнку лечь на живот, а на спине писать пальцем буквы, цифры, рисовать фигуры, которые но должен узнать и назвать
Двигательная память. Развитию двигательной памяти хорошо способствуют занятия физкультурой и танцами. Делая утреннюю зарядку, малыш запоминает последовательность упражнений, а танцуя – выучивает комбинации движений, их целые связки.
Упражнения, развивающие память
«Опиши комнату». Ребёнку предлагается закрыть глаза и описать свою комнату, подробно перечислив все предметы в ней.
Игра «Фотограф». Пусть ребёнок заглянет в шкаф и «сделает фотогр
а
фию» (в уме) всех вещей и их расположение на полках. После этого он
должен с закрытыми глазами постараться воссоздать подробную ка
р
тину.
«Узор из спичек». Раскладываем на столе произвольный узор из сп
и
чек. Пусть ребёнок внимательно изучит его. Потом закройте малышу глаза, немого
измените
узор и спросите у ребёнка, что изменилось. П
о
просите воссоздать первоначальный вид узора.
«Рисунок». Покажите ребёнку картинку и попросите нарисовать такую же по памяти.
«Ошибки в тексте». Прочитайте ребёнку одни раз текст. Затем ещё раз, но уже изменяя его и допуская неточности. Предложите ребёнку и
с
править
услышанное
во второй раз: пусть перескажет текст.
Игра «Связанные слова». Придумайте пары слов, которые имеют связь: тело — рука, рыба — море, огурец-помидор и прочие. Расскажите их ребёнку. В следующий раз называйте только первое слово, а второе предложите назвать малышу.
Игра «Мешок». Лучше, когда в эту игру играет много человек. Вед
у
щий начинает: «Я кладу в мешок картошку». Другой продолжает: «Я кладу в мешок картошку и яблоки». Третий: «Я кладу в мешок карто
ш
ку, яблоки и огурцы». То есть, каждый следующий игрок повторяет с самого начала все слова, добавляя своё слово.
«Какой игрушки не хватает?»
Поставить перед ребенком на 1 минуту 4—6 игрушек, затем попросить ребенка отвернуться и убрать одну и
г
рушку. Вопрос к ребенку: «Какой игрушки не хватает?»
Как приготовить кофе?
Вспомните, что Вы делаете ежедневно или часто вместе с ребенком. Допустим, малыш видит, как приготавливается омлет на завтрак. Попросите ребенка рассказать Вам последовательность действий, которые при этом совершаются. Если ребенок затрудняется или говорит пока только слова, еще не составляя предложения, то начните сами, а малыш пусть добавляет ключевое слово.
Например, спросите ребенка, как приготовить кофе?
Мама: «Сначала мы берем из шкафа чистую…»
Ребенок: «Кружку»
Мама: «Затем ложечкой насыпаем из баночки…»
Ребенок: «Кофе»
Мама: «А что потом?»
Ребенок: «Кладем ложечкой сахар, наливаем воду, размешиваем, наливаем молоко!»
Что еще можно спрашивать? Как почистить зубы? Как постирать одежду? Как поливать цветы и т.д.
Игра учит малыша думать, тренирует память и наблюдательность. Играть можно в транспорте, в очереди и т.п.
Возраст 5-7 наиболее стремительного развития ребёнка. Дошкольникам отлично удаётся запоминать стихи и песни. Этот период считается оптимальным для изучения иностранного языка. Учим скороговорки: они сформируют хорошую дикцию ребёнка и улучшат память.