Ибрагимова К.А., воспитатель

РФ, г. Уфа детский сад «Игроград» (ИП Ахтямов А.Ф.)

Дидактические игры как средство развития речи у дошкольников

Связная речь представляет собой один из основных элементов в развитии языка и коммуникативных навыков у детей начальной школы. Она обеспечивает возможность выразить свои мысли, идеи и эмоции, а также улучшает способность к пониманию и взаимодействию с окружающей средой. Связная речь подразумевает упорядоченное и логическое использование предложений, которые связаны друг с другом и вместе создают смысловую цельность.

Развитие связной речи требует систематического и целенаправленного подхода. Это включает в себя постоянное и последовательное применение различных методов и техник, направленных на улучшение речевых навыков и умений детей. Дидактические игры могут служить эффективным инструментом в этом процессе, так как они стимулируют активное участие ребенка, развивают его мышление и помогают улучшить его речевые навыки.

По вышеописанным причинам, развитие связной речи является важной проблемой современной педагогики.

Понятие «связная речь» в психолого-педагогической литературе обозначает способность детей к организации и структурированию своих мыслей при общении, что включает в себя использование правильных грамматических конструкций, а также эффективное выражение своих идей. Связная речь важна для развития когнитивных навыков и умения формулировать свои мысли ясно и точно. Связную речь также трактуют, как развернутое, последовательное, логическое, и образное изложение какого-либо содержания.

Речь может быть не связной по нескольким причинам:

Связи не осознаны и не представлены в мысли говорящего.

Связи не выявлены надлежащим образом в его речи.

Основная функция связной речи – коммуникативная. Данная функция осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе.

Особенностью развития связной речи является то, что это процесс, который требует времени и практики. Дети должны получить достаточное количество упражнений и возможностей для практики своего языка в разнообразных ситуациях, чтобы улучшить свои навыки связной речи. Это может включать в себя различные виды деятельности, такие как чтение, письмо, говорящие игры и диалоги, которые помогают детям развивать их навыки выражения своих мыслей через словесное общение.

Для связной речи характерны:

содержательность (хорошее знание предмета, о котором говорится);

точность (правдивое изображение окружающей действительности, подбор слов и словосочетаний, наиболее подходящих к данному содержанию);

логичность (последовательное изложение мыслей);

ясность (понятность для окружающих);

правильность, чистота, богатство (разнообразие).

Использование дидактических игр при обучении связной речи в дошкольном возрасте является актуальным в связи с тем, что игра, являясь простым и близким ребенку способом познания окружающей действительности, должна быть наиболее естественным и доступным путём к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками. Существующая же необходимость в рациональном построении, организации и применения её в процессе обучения и воспитания требует более тщательного и детального её изучения.

Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий, например, «Назови одним словом» или «Назови три предмета». Нахождение антонимов, синонимов, слов сходных по звучанию главная задача многих словесных игр.

Игровой процесс обладает значительным потенциалом для обучения и развития личности учащихся. В младшем школьном возрасте игра выполняет центральную роль в формировании личности ребенка, приводя к созданию новых положительных изменений на психологическом и личностном уровне. Дидактическая игра, в свою очередь, характеризуется исследовательским содержанием, что позволяет детям изучать, моделировать доступные им объекты, процессы и явления окружающего мира. Взаимодействие развития мышления ребенка и формирования его базовых представлений, знаний, умений, навыков поведения и деятельности в процессе игры является одним из путей улучшения эффективности обучения и воспитания в образовательной организации. Использование дидактических игр требует от ребенка внимательности, сообразительности, способствует позитивному отношению к познанию, учит выдержке, вырабатывает умение быстро ориентироваться и находить правильное решение. Большое влияние дидактической игры ощущается в различных сферах личности ребенка: физической, сенсорной, интеллектуальной, духовной, эмоционально-волевой и др. Кроме того, необходимо признать и главные функции игры: она приносит радость и восторг, сам процесс игры полон сюрпризов, а результат – это своеобразное открытие.

Подведя итог, можно сделать вывод, что игра является основным видом деятельности ребенка, начиная практически от рождения. Вообще термин «игра» включает в себя разнообразные виды деятельности. Именно она играет большую роль в формировании и развитии умственных, эмоциональных, физических и творческих способностей ребенка. Игра помогает развивать память, мышление, воображение, внимание.

Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.