УДК 372.3

ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Пересадченко Екатерина Юрьевна

Научный руководитель:

Абраменко Ирина Анатольевна старший преподаватель

ФГБОУ ВО ДонНУ. Институт педагогики

г Донецк. ДНР, РФ

Аннотация: В данной статье раскрываются особенности сложного восприятия, которым является восприятие времени для старших дошкольников и предпосылки формирования у них временных представлений и роль дидактических средств в работе педагога с этими вопросами рассматриваются особенности формирования представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста при помощи дидактических средств.

Ключевые слова: сложные восприятия временные представления, дидактические средства, дети старшего дошкольного возраста.

Раннее овладение навыками временных ориентиров и умением определять время играет важную роль в жизни детей уже в дошкольном возрасте. Эти навыки помогают сориентироваться насколько долго длится определенная ситуация или действие, и изменять свои действия в соответствии с временными рамками, ускорять их или оставаться в том же темпе протекания действий. Умение эффективно планировать свою деятельность во времени развивает такие важные личностные качества, как организованность, сосредоточенность, направленность на цель и точность навыки, которые необходимы для успешного обучения и повседневной жизни.

Дидактические средства это инструментарий, используемый педагогом для осуществления образовательной деятельности и развития познавательных процессов у детей. Назначение дидактических средств сводится к наглядности дидактического материала, который необходим как доступная и понятная, предназначенная для усвоения нового познания информация, которую позволяет выделить дидактическое средство и довести до полноценного её усвоения детьми.

Под дидактическими функциями средств обучения понимаются их назначение, роль и место в образовательном процессе. Дидактические функции средств обучения есть внешнее проявление их свойств, которые и используются в учебно-воспитательном процессе для реализации поставленных целей.

Средства обучения являются необходимым элементом образовательной деятельности, они влияют на все остальные составляющие образовательного процесса цель, форму, метод и т.д. Дидактические средства обучения в образовании работают на познание конкретного отрывка реальности (познавательная), являются источником знаний, умений, навыков, упрощают закрепление пройденной информации, а также контроля полученных знаний и т.д.; развивают познавательные способности, возбуждают интерес к изучаемому материалу (формирующая функция). выполняют следующие функции: мотивационную (способствует проявлению мотивации к обучению у учащихся); информационную (передает информацию); управляющую (ДСО способно изменять ход занятия); оптимизационную (правильно подобранное дидактическое средство дает возможность не тратить много сил и времени на подготовку к занятию у педагога). Данные функции могут взаимодействовать друг с другом, одна из них может исполнять роль доминирующей, а также действовать по раздельности.

Прежде всего, основными задачами по формированию и развитию временных представлений среди дошкольников являются:

-развитие первичной практической ориентировки во времени;

-развитие чувства времени; знакомство с индивидуальными «временными» стандартами;

- разработка исходных идей и представлений о существующих характеристиках времени (объективность, периодичность, одновременность).

Задачи формирования временных представлений у старших дошкольников включают:

-формирование представлений о том, что утро, вечер, день и ночь составляют сутки;

-закрепление умения на конкретных примерах устанавливать последовательность различных событий;

-формирование представлений о днях недели, чередовании времен года, частей суток и их некоторых характеристиках.

Работа по формированию временных представлений происходит в следующем порядке:

1. Ознакомление с частями суток предполагает формирование представлений о последовательности частей суток и о сутках в целом. Дети также усваивают элементарные понятия о временных свойствах, таких как текучесть и непрерывность.

2. Ознакомление с календарем основывается на овладении знаниями о временных эталонах, их количественной характеристике и восприятии их продолжительности. Дети осознают зависимость между различными звеньями этой сложной системы временных эталонов.

3. Развитие чувства времени предполагает знание временных эталонов, переживание времени и ощущение длительности временных интервалов. Ребята развивают умение оценивать временные интервалы без помощи часов.

4. Формирование понимания отношений временной последовательности.

Детей старшего дошкольного возраста необходимо не только продолжать учить ориентировке во времени, но и организовывать практику использования фактора времени как на НОД, так и в режимных моментах и при привлечении родителей к этой работе в домашних условиях.

В соответствии с действующей образовательной программой в ДОО воспитатель проводит занятия с детьми, учитывая требования ФГОС, а, следовательно, обеспечивая всестороннее развитие дошкольника, в том числе и формируя временные представления. При взаимодействии ДОО с родителями необходимо обращать внимание взрослых на то как дети воспринимают время и его проявления, тем самым закрепляя и расширяя те знания, которые были получены на занятиях в саду. Все задания и игры следует проводить так, чтобы у детей была возможность найти свои ошибки и неточности, а также постараться найти верное решение для исправления неточностей.

Построенная таким образом работа помогает ребенку сохранить интерес к выполнению действий, несмотря на трудность предложенных заданий, то есть возможные трудности становятся мотивацией поиска решения, ориентированной на познания и преодоления трудностей, как волевой компонент необходимый для подготовки ребёнка к школьному обучению. Для этой цели педагог может не только сам подобрать и использовать задания для работы с детьми, но и рекомендовать их родителям. Такие задания классифицируем следующим образом:

– задания на выбор, показ и называние действий в различных промежутках времени. Для этого ребёнку предлагается дидактический материал из последовательности картинок, где необходимо выбрать те картинки, которые показывают последовательность, соответствующая определенному промежутку времени);

– задания, которые предполагают по словесному описанию различных сюжетов жизненных сценариев, которые включают временные отрезки, о которых говорится в описании;

– задания на установление хронологии, то есть последовательности действий;

– задания на систематизацию картинок с изображением временных сюжетов в природе: пробуждение и активация животных или их утомлённость и отыскивание уголка для ночного и безопасного отдыха;

– задания на удаление ошибок в ряду картинок с изображёнными ошибочными действиями в промежутки времени;

– задания на показ действий детьми в смоделированном промежутке времени;

- задание «Наоборот» на определение, где в картинке или в показанной модели действий перевёрнуты события;

Воспитатель должен знать возможности, особенностей оценки малых промежутков времени детьми дошкольного возраста и условий развития «чувства времени» у старших дошкольников.

Однако важно помнить, что каждый ребенок развивается индивидуально, поэтому необходимо учитывать его особенности и потребности при планировании и проведении занятий по развитию временных представлений.

Литература:

1. Блехер, Ф.Н. Дидактические игры в формировании временных представлений [Электронный ресурс] / Ф.Н. Блехер. – URL: college4.ru›attachments/article/84/f_n_bleherdid

2. Венгер, Л.А. Восприятие и обучение: Дошкольный возраст / Л.А. Венгер. – М.: Просвещение, 2008.

3. Кононенко, И.В. Знакомство детей со временем / И.В. Кононенко // Дошкольное воспитание. – М.: Изд-во Спектр, 2009.

4. Рихтерман, Т.Д. Формирование приставлений о времени у детей дошкольного возраста. / Т.Д. Рихтерман. – М.: Просвещение, 1991. – 47 с.