Развитие дистанционной формы обучения в начальной школе
Информатизация всех сторон жизни общества невозможна без информатизации образования, что означает создание информационно-образовательной среды (ИОС) в каждом образовательном учреждении. В статье рассмотрим дистанционное обучение как одно из развития этой среды.
Модернизация российского образования одним из своих приоритетов выделяет информатизацию образования, главной задачей которой является создание единой информационно-образовательной среды (ИОС), как одного из условий достижения нового к качества образования. Что такое информационная образовательная среда школы? На современном этапе общепринятым является формулировка данного понятия Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования: «это система информационно-образовательных ресурсов и инструментов, обеспечивающих условия реализации основной образовательной программы образовательного учреждения». В соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования ИОС ОУ должна обеспечивать: ‒ информационно-методическую поддержку образовательного процесса; ‒ планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения; ‒ мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательного процесса; ‒ мониторинг здоровья обучающихся; ‒ современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации; ‒ дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, управления в сфере образования,.
Основная задача информационной образовательной среды — это адаптировать существующую образовательную среду к интересам и способностям учащихся, обеспечить сетевое взаимодействие между всеми субъектами образовательного процесса, между разными образовательными структурами, способствовать широкому применению информационно-коммуникационных технологий в разных образовательных контекстах. Ее главная отличительная черта — создание условий для появления новых образовательных практик, новых методов и организационных форм учебной работы, увеличение разнообразия, широты и интенсивности применения информационно-коммуникационных технологий. Несомненным преимуществом внедрения ИОС, по моему мнению, является организация дистанционного обучения.
Дистанционное обучение — это совокупность информационных технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого учебного материала, а также в процессе обучения. В настоящее время наиболее активно используются такие виды дистанционного обучения, как обучение, основанное на возможностях применения телекоммуникационных сетей и сети Интернет.
Дистанционное обучение обладает рядом преимуществ над традиционными формами обучения. Особенно оно важно для детей с ограниченными возможностями здоровья и часто болеющими. Дистанционное обучение является средством в индивидуальной помощи для отстающего обучающегося, которое не исключает ещё и контактного обучения в массовой школе. Дистанционное обучение как дополнительное средство обучения «одарённых детей», как уникальная возможность, которая создает предпосылки для интенсификации образовательной деятельности. В то же время элементы дистанционного обучения с успехом можно применять и при инновационных формах обучения, ориентированного на развитие творческих способностей учащихся.
К сожалению, говоря о дистанционном обучении в начальной школе, нельзя не сказать о недостатках этого метода. Основной из них заключается в том, что такой способ получения знаний подходит далеко не всем детям. Он требует определенной ответственности и само мотивации, а их недостаток наблюдается у большинства школьников 1-4 класса. К счастью, эта проблема решается жестким контролем со стороны родителей.
- Еще один минус – необходимость качественных интерактивных средств коммуникации (компьютеров, скоростного интернета и т.п.). К сожалению, доступны они далеко не всегда и не всем.
- Третьим же недостатком можно считать нестандартность данного подхода, что может вызвать определенные сложности у детей младшего школьного возраста.
Важной особенностью дистанционного обучения является его направленность на самостоятельную работу учащихся, что способствует развитию индивидуального стиля обучения, способности найти, обработать, оценить, выбрать и использовать информацию. Это отражает глобальную цель образования сегодняшнего дня — учащийся несет ответственность за своё образование, принимает активное участие в его организации и осуществлении обучения на протяжении всей жизни.
Используемые информационные технологии выдвигают дополнительные требования к ИКТ-компетенции учителя. В этих условиях недостаточно овладеть основами работы на компьютере и в сети Интернет. Необходимо знание возможностей информационных систем, установленных в школе, владение основами методики внедрения цифровых образовательных ресурсов в учебно-воспитательный процесс, умение создавать собственные информационные ресурсы учебного назначения с использованием различных программных средств и давать экспертную оценку продуктов образовательной деятельности, разработанных с использованием ИКТ.
В этих условиях традиционная система педагогического общения «учитель — ученик» трансформируется. На первый план выдвигается коммуникативная деятельности педагога. Первостепенной задачей учителя становится создание положительной мотивации школьников к общению в дистанционной среде, проведение работы по формированию информационной компетенции обучающихся.
В связи сложившейся ситуации в мире, школы переходят на дистанционное обучение. И в момент чрезвычайной ситуации (в ситуации вынужденной самоизоляции) дистанционное обучение — это одна из основных форм обучения, помогающая контролировать процесс обучения и не прерывать его. Я отношусь к этому, как вынужденной мере в конкретно возникшей ситуации. Отношусь как к инструменту взаимодействия учителя с классом на достаточно короткое время.
В целом, одна из задач дистанционного обучения – принимать во внимание возможности и интересы каждого обучающегося ребенка, то есть содействовать построению индивидуальной траектории, ориентированной на эффективное сочетание различных форм обучения, включая дистанционное. Вместе с тем, немаловажной задачей является обеспечение культурного развития ребенка, его социализации, развитие творческих способностей и навыков самостоятельной деятельности.
Самый главный риск у дистанционного обучения -это снижение успеваемости и желания учиться, т. к. у учащихся начальной школы ещё не сформированы саморегулирующие функции. А у родителей нет достаточных знаний, а главное — ВРЕМЕНИ, чтобы контролировать учебный процесс на дистанционном обучении.
Активное использование младшими школьниками таких интернет платформ, как Дневник.ру, Учи.ру, Яндекс.Учебник, ЯКласс, «Моя школа», что очень помогало не прерывать работу в период «самоизоляции» и продолжать обучение дистанционно.
Однозначно, что поддерживать мотивацию ученика необходимо интересными онлайн уроками, видео уроками, заданиями на различных обучающих платформах, запись видео уроков в YouTube , онлайн-обучение с помощью ЭОР (образовательные платформы Российская электронная школа (РЭШ), Учи.ру, ЯндексУчебник, ЯКласс, ресурсы издательств «Просвещение» и «Российский учебник», видеоколлекции.
В первую очередь нужно выбрать обучающую платформу. При этом нужно обязательно контролировать весь учебный процесс и поощрять выполнение каждой работы ученика. Обязательно необходимо выработать и поддерживать свои требования к обучению на «дистанционке» и донести эти требования до каждой семьи класса. Быть на связи с родителями через учебные платформы, телефон, электронную почту, так как без этого родители начинают паниковать из-за своей беспомощности и некомпетентности.
С помощью видео сервиса СФЕРУМ удобно проводить трансляцию занятия. Функции голосовых и видео звонков групп СФЕРУМ позволяют одновременно вмещать до 100 человек на занятии. Можно показать свой рабочий стол и проводить трансляцию занятия, с показом презентации, видео. В видео уроке учитель подробно объясняет ученику изучаемую тему. В ходе урока дает задания по теме, комментирует. Предлагаются тренажеры для закрепления пройденного материала. Учитель контролирует уровень знаний детей, объясняет непонятные вопросы по изучаемым темам, дает задания ученикам и тут же спрашивает их, если нужно, то корректирует и объясняет непонятные моменты еще раз.
Дается домашнее задание по каждому предмету (кроме первоклассников). Задание может быть в виде тестов или письменное, тогда сделать его надо в обычной тетради, сфотографировать и отослать учителю.
Предусмотрена обратная связь для консультаций учеников, общения с родителями, быстрой коммуникации с использованием удобных сервисов (мессенджеры, социальные сети, СФЕРУМ и т.д.). Учитель может назначать групповые консультации для контроля прохождения программного материала
Трансляции на YouTube. Можно легко подключить учеников по ссылке, причем ученики легко могут подключиться со своего смартфона (при наличии интернета) и посмотреть урок.
Интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1-го по 4-й класс лучших учителей страны предоставляет «Российская электронная школа». Это более 120 тысяч уникальных задач, тематические курсы, видео уроки, задания для самопроверки, каталог музеев, фильмов и музыкальных концертов. Интерактивные уроки построены на основе авторских разработок, соответствуют ФГОС и примерной основной образовательной программе. Использовать их, помимо учителей и школьников, могут родители для помощи детям в учебе в новых условиях.
Младшие школьники смогут продолжить занятия по русскому языку и математике с помощью сервиса «Яндекс.Учебник». Он содержит более 45000 уникальных заданий по математике и русскому языку по ФГОС.
Легкий переход на дистанционный формат обучения обеспечивает образовательная платформа «Учи.ру». Школьникам предлагаются интерактивные курсы по основным предметам и подготовке к проверочным работам.
Выгодно создавать проверочную работу на портале ЯКласс. Созданную проверочную работу можно назначить для выполнения как всему классу, так и одному или нескольким ученикам, пропустившим или не решившим данную работу. За ходом выполнения созданной и назначенной работы можно наблюдать в любое удобное время. После выполнения учащимися назначенной работы, учитель может посмотреть и распечатать отчёт о проведённой проверочной работе. Оценку за выполненное задание можно перенести в электронный журнал.
Группа компаний «Просвещение» предоставила образовательным организациям бесплатный доступ к электронным версиям учебно-методических комплексов, входящих в Федеральный перечень, на время введения карантина. Доступ распространяется на сам учебник и специальные тренажеры для отработки и закрепления полученных знаний.
Для организации совместной деятельности учеников начальных классов, контроля знаний уже возможно использование возможностей сервисов Google (Google диск, документы, таблицы, формы и т.д.).
Педагогу необходимо контролировать:
-прохождение программы;
-организацию контроля знаний учеников с занесением оценок в электронный журнал «Сетевой Город»;
-соблюдение оптимальной нагрузки на школьников, объёма домашнего задания;
-соблюдение СанПиН.
Основываясь на всем вышесказанном, можно сделать выводы о перспективности дистанционного обучения в начальной школе. С каждым годом интерактивных методов коммуникации появляется все больше и, следовательно, будет наблюдаться и прогресс данного способа. Большое количество исследований и практик также должно привести к тому, что недостатки дистанционного обучения в начальной школе будут минимальными, зато его положительные стороны послужат решением множества актуальных сегодня проблем.
Литература:
Полат Е.С., Петров А.Е. Дистанционное обучение каким ему быть? [Электронный ресурс]http://distant.ioso.ru/library/publication/razvitie.htm
Обучение младших школьников в дистанционной форме
https://pedsovet.org/publikatsii/shkolnoe-obrazovanie/obuchenie-mladshih-shkolnikov-v-
distantsionnoy-forme
Гаврик, Н. А. Дистанционное обучение в начальной школе — будущее или уже настоящее? / Н. А. Гаврик. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 19 (309). — С. 441-443. — URL: https://moluch.ru/archive/309/69702/
Открытое и дистанционное обучение: Тенденции, политика и стратегия/ Под ред. Майкла Г. Мура (Университет шт. Пенсильвания, США), Алана Тейта (Открытый университет в г. Милтон Кейнс, Великобритания), Алексея Семенова (МИОО, Россия). ЮНЕСКО/М.: ИНТ, 2004.— 139 с.. Полат Е. С. Развитие дистанционной формы обучения в школьные образования.
[Электронный ресурс] http://gigabaza.ru/doc/101024.html
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) основного общего образования утвержден Приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. N1897. [Электронный ресурс]http://window.edu.ru/resource/768/72768 .