ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Бублей Ольга Александровна
МБОУ «Школа № 42 города Донецка»
учитель изобразительного искусства
olga.bubley.74@bk.ru
Аннотация.
В статье представлен опыт использования различных форм дистанционных технологий при обучении изобразительному искусству в общеобразовательной школе.
Опыт применения дистанционных курсов при обучении изобразительному искусству показывает, что при наличии всегда доступного информационного ресурса выигрывают и учитель, и ученики. И теперь не только учитель выстраивает процесс обучения с учетом индивидуальности ученика, но и ученик сам может выстроить собственный образовательный маршрут с учетом своих личностных особенностей и предпочтений. Безусловно, обучение творческому предмету невозможно строить только на теоретическом материале, без практических упражнений и творческих работ. Но возможность систематизировать теоретические основы в форме дистанционного курса позволяет сформировать определенную информационную базу, на которую ученики могут опираться при выполнении практических заданий.
За время работы с дистанционными технологиями мы опробовали разные формы их использования. При исключительно дистанционном формате обучения важную роль играет общая подготовленность ученика на данный момент, его природные способности, а также такие личностные качества, как самодисциплина и уверенность в своих силах. С детьми, которые уже достигли в творческих работах определенного качественного уровня, дистанционный формат позволяет столь же успешно осваивать программу обучения, как и при традиционных учебных занятиях. И все-таки желательно совмещать дистанционное обучение с очными консультациями по работам. А если ученик увлекается компьютерной графикой, можно предложить ему, с учетом его интересов, некоторые из заданий выполнить в графической программе, которой он владеет.
Смешанный формат обучения является, на мой взгляд, более рациональным и вариативным. Так, например, модель «Перевернутый класс» предполагает изучение детьми теоретического материала дома, при самостоятельной подготовке к занятиям. Каждый ученик работает при этом в своем индивидуальном темпе, затрачивая на изучение и понимание теоретических основ столько времени, сколько требуется лично ему. А на уроке происходит обсуждение материала, разбор сложных для учеников моментов и выполнение творческого задания. Таким образом, на само задание остается больше времени, чем на традиционном уроке, что позволяет добиться более высокого качества рисунка. И, как показывает опыт, большинству детей легче реализовывать практическую часть работы в непосредственном контакте с учителем.
Использование дистанционных технологий во всем разнообразии и вариативности форм их применения стало откликом на требования современной образовательной среды и подтвердило свою эффективность при обучении.
Дистанционная форма образования - это новая и активно развивающаяся среда, которая подразумевает обязательное использование современных цифровых ресурсов. Основная проблематика данной формы это: методика проведения занятия и вариативность форм её осуществления.
Реализация программы по учебному предмету «Изобразительное искусство» с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий осуществляется учителем индивидуально. Прежде всего, педагог руководствуется методическими рекомендациями по реализации основных образовательных программ, техническими условиями (доступ в интернет, скорость его обслуживания, наличие цифрового оборудования, оснащенность домашнего рабочего места учителя и ученика, наличие необходимых программ, доступность платформ), уровня IT-компетенций педагога, пользовательских навыков учащихся и родителей. Использование средств информационно-компьютерных технологий для решения основных образовательных задач, поиск в сети Интернет и умение работать за компьютером являются требованиями к метапредметным результатам ФГОС ОО.
При исключительно дистанционном формате обучения важную роль играет общая подготовленность ученика на данный момент, его природные способности, а также такие личностные качества, как самодисциплина и уверенность в своих силах. С детьми, которые уже достигли в творческих работах определенного уровня, дистанционный формат позволяет столь же успешно осваивать программу обучения, как и при традиционных учебных занятиях.
Значительной частью учебного процесса в системе дистанционного обучения изобразительному искусству является проведение урока в режиме реального времени с последовательным изложением и демонстрацией учебного материала. Дистанционное обучение осуществлялось благодаря online- платформам по усмотрению образовательного учреждения.
Для повышения качества занятий, существует несколько интересных мультимедийных форм, которые использовались на уроках изобразительного искусства. Одна из них – это мультимедиа-урок, который представляет собой единый комплекс информации, расположенной на разных носителях. Мультимедиа урок является средством разнообразного воздействия на обучаемого. Комплекс материалов, которые входят в мультимедиа-урок, это: презентации, видео и аудио материалы, online квесты, графическая анимация, текст и т.д. Важной частью в проведении online занятия остается контроль над актуальностью информации и поддержание интереса к материалу. Данная форма обучения позволяет это осуществлять. Важно учитывать возрастную группу учеников. Структура и пользовательский интерфейс этих программ, материалов разнообразны и создаются для разных возрастов с учетом этой особенности.
Технологии дистанционного обучения изобразительному искусству отличаются гибкостью и легко адаптируются к индивидуальным особенностям школьников, что является положительной стороной образования. Система электронного обучения также должна обеспечивать взаимную деятельность между учащимися и учителем (возможность группового обучения) через компьютер. Система должна предусматривать обратную связь между участниками образовательного процесса. Основными инструментами для организации взаимодействия педагогов и обучающихся в дистанционном режиме являются персональные компьютеры, планшеты, мобильные телефоны с выходом в интернет.
Для осуществления контроля над результативностью обучения учащихся важно использовать различные контрольно-измерительные материалы, так как именно они обеспечивают обратную связь от учащихся (измерение, оценка и просмотр результативности обучения). Основные формы контроля в новых условиях представлены в таблице 1. [4]
Таблица 1Форма контроля
В дистанционной форме необходимо учесть, что:
самоконтроль и самооценка становятся регулярными формами контроля.
задания, разработанные педагогом, должны быть небольшого объема, адаптированы для возрастной группы, удобны для оценивания учащимися и могут относиться одновременно к нескольким темам.
В условиях современной реальности, мы становимся свидетелями активного развития не только цифровых компьютерных технологий, но и других сфер нашей жизни. Мы с легкостью можем, не выходя из дома получить нужную услугу: оформление документов, запись к врачу и т.д. Цифровизация коснулась и эстетической сферы нашей жизни. Теперь открыв любой браузер и введя нужное название сайта, мы можем отправиться на виртуальные экскурсии по лучшим музеям и галереям. Во внеурочное время можно использовать данный ресурс для дополнительного образования.
Современные дети увлечены всевозможными гаджетами и компьютерами, что соответственно сказывается на знании КТ. А если ученик увлекается компьютерной графикой, можно предложить ему, с учетом его интересов, некоторые из заданий выполнить в графической программе, которой он владеет.
Художественная деятельность сама по себе, в силу ее образной насыщенности и эмоциональности, в сочетании же с техниками цифровой графики значительно увеличивает творческий потенциал воздействия изобразительного искусства. Помимо расширения возможностей в предметной сфере, применение компьютерных программ помогает ребенку стать уверенным пользователем компьютера, укрепляет межпредметные связи и способствует формированию информационно-эстетической культуры, обеспечивая становление целостного мышления на основе сочетания эмоционально-образного и рационально-логического типов мышления.
Как следует из положений федерального государственного образовательного стандарта общего образования, информационно-коммуникативные навыки являются необходимым элементом и условием формирования компетентности школьника в художественно-изобразительной сфере. Они помогают познавать мир через визуальные образы цифровой графики, расширяют кругозор, развивают воображение, фантазию, эстетический вкус, ассоциативное мышление, открывая новые перспективы для самовыражения [1].
Давно художники, дизайнеры, архитекторы, мультипликаторы активно используют ИКТ для своего творчества. Применение графических редактирующих программ разрастается практически на всю художественную продукцию, к примеру, плакаты, афиши, открытки и др. Эти виды художественных работ изучаются и реализуются учениками, в соответствии с программой, уже в школе.
Возможности компьютерной графики неисчерпаемы и позволяют создавать собственные цифровые художественные образы всем учащимся, включая и тех, чьи способности к традиционной изобразительной деятельности невелики. Это значительно повышает самооценку учащихся и побуждает их к самостоятельному творчеству – как к компьютерному, так и к традиционному изобразительному искусству, что особенно важно при работе с подростками, у которых интерес к рисованию непостоянен.
В подростковый период, когда у детей активно развивается вербальное мышление, накапливаются опыт и знания, а восприятие произведений искусства из интуитивного становится понятийным, очень важно заинтересовать эту возрастную группу учащихся, раскрывая преимущества цифровых видов художественно-изобразительной деятельности. По этой причине, столь важно, что «компьютерное рисование, обладающее огромным потенциалом возможностей для творчества, помогает им поверить в собственные способности, вернуть уверенность в себе…» [3].
Различные графические программы, такие как Photoshop, позволяют с учащимися, начиная с 5 класса, выполнить несложную ретушь фотографических изображений, делать фотомонтаж [2], выполнять простейшие дизайнерские проекты и т.д.
Посредством векторных программ, таких как Corel Draw, возможно создание плана местности, рисование постеров, изучение декоративных шрифтов и печатных символов и т.д. Таким образом, ученику предоставляется возможность быстро и качественно оформить работу. Безусловно, никакая компьютерная художественная работа не заметит ручной, но все же сохраняется творческий замысел, находятся оригинальные, нестандартные решения в выборе стиля и формата. Работу также легко исправить, выполняя в графических редакторах, к примеру, поменять цвет, удалить не нужный элемент и многое другое. Графических редакторов на данное время составляет большое количество, упрощенных и углубленных. Большую помощь ученику окажет цифровая ручка, ведь ученик привык на уроках ИЗО работать карандашами, ему не составит труда освоить и этот инструмент.
Педагог на занятиях изобразительного искусства уже сможет определить в школьнике потенциал компьютерного графика, направив деятельность таких учащихся в нужное русло.
Литература:
Веселова, Л.С. Изучение графических редакторов и выразительная задача [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.it-n.ru/profil.aspx?cat_no=692&d_no=21342.
Воронина В.В., Рыбакова Т.К. Компьютерная графика – интегрированный курс информационных технологий и изобразительного искусства. Доклад на августовский Интернет-педсовет 2005.// [Электронный ресурс] URL: http://vio.uchim.info/Vio_31/cd_site/articles/art_3_3.htm.
Глухова, Н.В. О подготовке будущего учителя изобразительного искусства в области компьютерной графики. Письма
в
Эмиссия. Электронное научное издание (научно-педагогический интернет-журнал) ART 1260 (Июль 2008 г.): [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.emissia.org/offline/2008/1260.htm.
Методические рекомендации по реализации программы учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательных организациях в условиях использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий / В.Г. Петрович, Е.В. Колесова, Г.Н. Гаврилова, Ж.В. Яковлева. – Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2020 г. – 35 с.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования: одобрена решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 №1/15. Москва. Реестр примерных основных общеобразовательных программ: официальный сайт. – 2020 г. URL: https://fgosreestr.ru/.