Основные компоненты образовательного процесса при использовании системно – деятельностного подхода.

При системно-деятельностном подходе основные компоненты образовательного процесса имеют свои особенности:

1. Мотивационно-целевой компонент определяет личностный смысл предстоящей деятельности. Для чего будет осуществляться предстоящая деятельность? В качестве системообразующей характеристики определяется личностный результат воспитания и обучения, а также - система действий, в процессе которых осваивается содержание образования (технические приёмы, способы и технологии).

2.Содержательный компонент предполагает, что содержание должно быть системным и деятельностным, т.е. в основе его должны лежать универсальные средства, методы и нормы деятельности. Знание (как таковое) уже не является системообразующим в структуре содержания образования, а включается только как один из компонентов.

3. Операциональный компонент предполагает становление и развитие субъектности ученика. Системно-деятельностный подход предполагает применение техник и технологий, направленных на выращивание способностей и освоение универсальных способов мыследеятельности. Если в «знаниевом» подходе основным средством являются тексты (в частности, учебник), то в СДП главным средством становятся ситуации. В традиционном образовании содержание осваивается за счет прочтения (слушания) и понимания текстов.

4. Рефлексивно-оценочный компонент. Системно-деятельностный подход придает особую значимость процессу осознания субъектом образования своей деятельности. Без понимания способов своего учения, механизмов познания и мыследеятельности учащиеся не смогут присвоить тех знаний, которые они добыли.

Показатели владения педагогом системно-деятельностными технологиями обучения:

имеет гуманистическую позицию по отношению к каждому ребенку;

системно видит предметный курс в иерархии

внутрипредметных

и межпредметных связей и отношений;

проектирует целей курса, темы, урока, исходя из личностных, метапредметных и предметных результатов;

создает мотивационно-целевое пространство уроков на основе развития личностных потребностей учеников;

организует поисковую, проблемную, проектную деятельность детей;

организует учебное сотрудничество детей при решении учебных задач на основе демократического общения;

организовывает самоконтроль и самооценку учащимися своей деятельности в соответствии с выработанными критериями;

владеет способами организации рефлексии, аутентичными формами оценивания; осуществляет самоанализ собственной педагогической деятельности с позиции достижения личностных, метапредметных и предметных результатов.

Дидактические принципы системно – деятельностного подхода.

Осуществление тeхнологии деятельностного мeтoдa в практическом преподавании происходит посредством следующих дидактических принципов.

1. Принцип дeятельности.

2. Принцип нeпрерывности.

3. Принцип цeлостности.

4. Принцип минимaксa.

5. Принцип психологической кoмфoртнocти.

6. Принцип вaриативности.

7. Принцип твoрчeства.

Формы деятельности учащихся на уроках системно – деятельностной модели.

1. Составление опорных планов, схемы, графика, диаграммы, рисунка и т.д. Дает возможность систематизировать учебную информацию, расположить ее в логической последовательности, выявить главное, аргументировать свою позицию, закрепить знания и умения практически.

2. Заполнение сравнительно-обобщающей таблицы, которая является итогом анализа и сопоставления сравниваемых фактов и обобщения исторических событий.

3. Составление биографических справок – характеристик исторических личностей. На основе оценок деятельности личности, историками и современниками, учащиеся приобретают опыт давать собственную аргументированную оценку.

4. Работа с исторической картой. Дает возможность не только приобрести систематизированную историческую информацию о том или ином событии, явлении, процессе, но и умело ориентироваться в историко-географическом пространстве.

5. Анализ исторических источников (документов). Один из ведущих видов познавательной деятельности в процессе изучения истории, который способствует развитию таких учебных умений и навыков как: анализ, синтез, сравнение, обобщение, оценка и критическое отношение к различным интерпретациям исторических фактов.

6. Подготовка и оформление сообщения, доклада, реферата. Дает возможность развивать навыки поисковой и аналитической работы, учит грамотно оформлять в письменной форме итоги своих самостоятельных изысканий.

7. Рецензия на ответ товарища. Способствует развитию умений объективной само- и взаимооценки учебной деятельности по определенным критериям, навыков рефлексии и коррекции учебной работы и ее последующего воспроизводства в соответствии с индивидуальной траекторией обучения.

8. Задания на образную реконструкцию исторических фактов:

- изложение исторических событий от имени одного из участников, свидетелей, современников или потомков;

- изложение сути исторических событий в диалоге, споре, беседе их непосредственных участников, представляющих разные (противоположные) мнения и оценки.

Задачей учителя является создание условия для саморазвития потенциальных возможностей и творчества учащихся на уроках истории:

- вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс;

- создание атмосферы сотрудничества при решении проблем;

- помощь в формировании собственного и аргументированного мнения по той или иной проблеме;

- совершенствование интеллектуальных способностей учащихся.

Методы и приемы технологии системно – деятельностного подхода.

Существует многообразие методических подходов в педагогических технологиях. Вот лишь некоторые:

- проектный

- ролевые \ деловые игры

- проблемный метод

- исследовательский метод

- метод решения практических задач

- коллективной творческой деятельности

- поисковый метод

- дискуссионный метод

- коммуникативный

- интерактивный метод и др

Таким образом, системно-деятельностный подход в рамках урока с использованием метода проектов базируется на следующих принципах:

1) позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом;

2) позиция ученика: за познание мира (в специально организованных для этого условиях);

3) учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя;

4) учебная деятельность – управляемый учебный процесс;

5) учебное действие – действие по созданию образа;

6) образ – слово, рисунок, схема, план;

7) оценочное действие – Я умею! У меня получится!

8) эмоционально-ценностная оценка – Я считаю...(формирование мировоззрения).

Вывод: Использование методов и приемов системно-деятельностного подхода на уроках формирует у учащихся положительную мотивацию к изучению истории, умение ставить перед собой задачи, анализировать их и искать пути решения, используя различные способы. При проведении уроков истории с использованием данных методов наблюдается более устойчивое, эффективное усвоение материала. Как известно, приобретение коммуникативной компетенции базируется на опыте и деятельности учащихся. Чтобы научиться работать, нужно работать. Чтобы научиться рассуждать, нужно общаться, при этом уметь выявлять, классифицировать, наблюдать, описывать, отличать, делать выводы из анализа мышления и деятельности. Среди ведущих видов деятельности учащихся на уроке следующие: