Доклад "Внеклассная работа по патриотическому воспитанию в современных условиях"

                                                                                           Доклад  к  педсовету

                                                                Подготовила учитель музыки, ЧОУ «школы-интерната №27 ОАО «РЖД» г. Облучье  Дрокина С.С. 

     «Историческое значение каждого

 

                                                                             человека измеряется его заслугами Родине, а

 

                                                                                        человеческое достоинство – силою его

 

                                                                                                                                 патриотизма».

 

                                                                                                                      Н.Г. Чернышевский

         В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения. В сознании молодежи получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам.

Роль школы в этом плане очень велика, от нее многое требуется. Результатом воспитательной работы должно стать поколение людей, обладающих убеждениями, благородных, готовых к подвигу, тех, которых принято называть емким и коротким словом «патриот»

Патриот – это человек, который горячо любит свою страну, свою малую родину, учится и трудится на её благо, приумножая её богатства, а если понадобится, должен быть готов встать на её защиту.

           Жить достойно, пользуясь заслуженным уважением окружающих, хочет каждый человек и каждый народ. Это возможно только тогда, когда сам уважаешь себя и соседей, знаешь свою культуру, понимаешь своё место в мире природы и в мире людей.

            Детям так же, как и взрослым, приятно жить в чистом доме, гулять по красивым улицам города, любоваться произведениями искусства. Мусор, грязь, неопрятность, в чём бы они не выражались, вызывают удивление, брезгливость, огорчение.

Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Патриотическое воспитание подрастающего поколения является приоритетным направлением деятельности организаций социальной сферы. Поэтому правительством была принята государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации ". Данный проект является одним из возможных инструментов воспитания патриотического сознания и призван помочь школе найти решения воспитательных проблем.

В этой связи важнейшей задачей школы, как в процессе обучения, так и во внеурочной и внеклассной деятельности, является необходимость организации специальной работы по патриотическому воспитанию детей.

Среди форм организации патриотического воспитания во внеклассное время следует выделить следующие: классные часы, торжественные линейки, экскурсии, военно-спортивные игры, конкурсы, викторины, ролевые игры, встречи со знаменитыми земляками, мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины, празднование памятных дат, проведение выставок, просмотров видеофильмов, проведение концертов и конкурсов военно-патриотической песни, посещение воинской части, обращение к государственной символике, сбор материала о судьбе своих предков, родственников – участников ВОВ, локальных войн, знакомство с семейными реликвиями, хранящими память о ВОВ, социальные акции, форумы и др.

Патриотическое воспитание сегодня является одной из приоритетных задач воспитательной работы нашей школы. Цели программы достигаются совместными усилиями семьи, школы, общественных организаций.

Заповеди, на основе которых строится  работа по патриотическому воспитанию обучающихся:

·        ЦЕНИ И ОБЕРЕГАЙ СВОЕ ОТЕЧЕСТВО;

·        ОВЛАДЕВАЙ, СОВЕРШЕНСТВУЙ И СОХРАНЯЙ ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРУ    СВОЕГО НАРОДА;

·        ДОРОЖИ ИСТОРИЕЙ СВОЕГО НАРОДА;

·        СВЯТО ОТНОСИСЬ К СИМВОЛИКЕ СВОЕЙ СТРАНЫ

·        БЕРЕГИ КРАСОТУ СВОЕГО КРАЯ.

Важно помнить, что патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста. Ребенок не рождается добрым или злым, нравственным или безнравственным. Какие качества разовьются у ребенка, зависит, в первую очередь, от родителей и окружающих его взрослых. От того, какими впечатлениями и знаниями его обогатят.

Удивительно красиво  сказал  о чувстве  патриотизма в книге « Как воспитать  настоящего человека» выдающийся  педагог В.А. Сухомлинский: « На мой взгляд, исключительно важно то, чтобы с детства у человека была духовная жизнь в мире нравственных ценностей. Сущность духовной жизни маленького гражданина должна заключаться  в изумлении, восхищении,  одухотворении красотой человека и красотой идей, в стремлении, в жажде стать настоящим патриотом, настоящим борцом. Тот, кто живет в мире нравственных ценностей, с малых лет чувствует себя сыном Отечества».