* {font-family: Liberation Serif; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;}

Доклад

«Внеурочная деятельность как средство создания развивающей среды для самореализации воспитанников с ОВЗ»

Выполнили: Алексенко Н.А.

Гриненко В.Н.

декабрь 2023г.

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

Василий Александрович Сухомлинский (слайд 1)


 

Внеурочная деятельность – это проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями, направленная на познание и преобразование себя и окружающей действительности, играющая при правильной организации важную роль в развитии обучающихся с ОВЗ.(слайд 2)

Одной из приоритетных задач обучения детей с ограниченными возможностями здоровья является создание условий для успешной самореализации. Реализация данной задачи невозможна без использования системы внеурочных занятий

Сущность и основные назначения внеурочной деятельности заключается в создании дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей школьников с ОВЗ и разумной организации их свободного времени. Она ориентирована на создание условий для:

-творческой самореализации ребенка в комфортной развивающей среде, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности и позитивного преобразующего отношения к окружающей действительности;

- социального становления личности ребенка в процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе, активного взаимодействия со сверстниками и педагогами;

-профессионального самоопределения обучающегося, необходимого для успешной реализации планов и перспектив.

Дети с нарушениями развития являются особой категорией, в работе с которыми формы художественно-эстетического освоения мира используются не только как средство их художественной культуры, но и оказывает на них лечебное воздействие, является способом профилактики и коррекции отклонений в развитии. Все формы детского творчества для ребенка с ОВЗ – это шанс реализоваться в этом мире.

Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются  в формах, отличных от урочной системы обучения. Одной из причин этого является необходимость смены видов деятельности для предотвращения переутомления обучающихся.

Успешная интеграция и адаптация в обществе обучающихся с ОВЗ по-прежнему является актуальной проблемой для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Школа в данной ситуации выступает как основной образовательный и воспитательный ресурс для данной категории детей.

Внеурочная деятельность должна включать в себя:(слайд 3)

- индивидуальные и групповые занятия, направленные на повышение общего развития детей с ОВЗ и их практическую подготовку к самостоятельной жизни и труду,

- экономическое и гражданско-правовое просвещение и воспитание детей,

- мероприятия, направленные на формирование морально-этических норм поведения, выработку навыков общения и безопасности жизнедеятельности,

- деятельность по развитию и совершенствованию навыков самообслуживания.

Необходимо учитывать, что внеурочная деятельность – это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности, способна сформировать учебную мотивацию. 

Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:

игровая деятельность;

познавательная деятельность;

досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);

художественное творчество;

трудовая деятельность;

спортивно-оздоровительная деятельность;

При организации внеурочной деятельности мы не разделяем детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, и детей- инвалидов. И это дает свои положительные результаты: повышает уровень развития и самореализации одних и формирует человеколюбие других. В отличие от учебного процесса, который ограничен рамками учебных планов и программ, воспитательный процесс организуется по единому школьному плану, что позволяет реализовать себя детям, имеющим различные способности и возможности. Общешкольные праздники, конкурсы, викторины, соревнования, игры, экскурсии, походы и т.д., проводимые в образовательном учреждении, предоставляют возможность каждому обучающемуся, воспитаннику участвовать и добиваться успеха.

Для результативного процесса интеграции в ходе внеурочных мероприятий приглашаются разные люди.

Наши воспитанники на экскурсиях посещают общественные места (почта, поселковая библиотека, магазины, музей, дворец культуры), общаются с разными людьми разных профессий. Улучшается культура поведения в обществе, быстрее и качественнее проходит социализация детей с ОВЗ.

Все виды внеурочной деятельности ориентированы

на воспитательные результаты

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.).

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

Обучающиеся, воспитанники коррекционной школы в основном осваивают первый и второй уровень результатов.

Важно иметь в виду, что внеурочная деятельность — это отнюдь не механическая добавка к образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими детьми. Школа после уроков должна способствовать проявлению и раскрытию каждым ребёнком с ОВЗ своих интересов, своих увлечений, своего «я». Это даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого обучающегося, воспитанника с ОВЗ, которая обеспечит воспитание личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако, наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.