Доклад преподаватель Исмаилова Лилия Ивановна

«Я рисую музыку»

Здравствуйте ребята!

Начать наше мероприятие мне хочется со слов песни Георгия Струве на слова И. Исаковой «Я хочу увидеть музыку»

Я хочу увидеть музыку. Я хочу услышать музыку

Что такое музыка? Расскажите мне скорей!

Птичьи трели –это музыка. И капели-это музыка

Есть особенная музыка. В тихом шелесте ветвей

Видишь, лист кленовый кружится, тихо кружится под музыку.

-Видишь, тучка в небе хмурится. Будет музыка дождя

И у ветра, и у солнышка, и у тучи, и у дождика

И у маленького зернышка. Тоже музыка своя

Я хочу увидеть музыку. Я хочу ее нарисовать. (картина)

Сегодня у нас на мероприятии принимают участие все дети, которые соприкасаются с искусством. А искусство – это мысли и чувства человека, воплощенные в жизнь через создание творческих идей и проектов в разных областях творчества: скульптура и зодчество, народные промыслы и живопись, хореография, кино, театр и многое другое. Через творчество человек воплощает свои идеи, свой внутренний мир, придумывает новые элементы творчества для обогащения определенного вида искусства!

В этом учебном году мынаши юные музыканты и юные художники подготовили свои работы на такой вид искусства, как «Музыка и рисунок»

Музыканты подготовили свои музыкальные номера, а художники подготовили свои картины, предварительно прослушав наши произведения.

Цель: учиться выражать свои слуховые ощущения на бумаге через рисунок решить эти задачи нам помогли учащиеся художественного отделения.

Метод «Рисуем музыку» используется в педагогике с целью научить детей цвето -эмоционально реагировать на музыку. Этим художник накапливает опыт восприятия произведений великих и разнообразных композиторов разных стилей и эпох.

На музыкальных занятиях мы учим детей чувствовать и выражать свои мысли и чувства. Нарисовать то, что я слышу, о чём думаю, что представляю – это то, с чем даже самый стеснительный, неуверенный в себе ребёнок может справиться.

Даём такое задание: нарисовать свои чувства, передать их через цвет. Определяем для себя характер, темп, динамику, отмечаем регистры и, в некоторых случаях, музыкальный жанр (три кита), основная форма музыки: марш, песня и танец. Именно на них базируется огромный мир музыки.

Поскольку настроение в музыке часто меняется, у ребят получались интересные абстрактные картины: у кого-то – разноцветная радуга, у кого-то – радужное море, у кого-то чудо-ковёр. Такие образы чувств часто помогают нам понять то, что ребёнок не готов пока высказать словами, а вот выразить свои внутренние ощущения через рисунок может. Это очень помогает в индивидуальной работе с детьми.

А сегодня мы увидим, как чувствуют музыку наши художники

Дети на таких занятиях узнают, что оказывается между музыкой и изобразительным искусством есть очень много общего. И это действительно так, ведь эти два направления объединяет красота и совершенство.

Рисование под музыку является творческим процессом передачи впечатлений от музыки на бумагу. Сегодня мы послушаем музыку и посмотрим картины и определим, кто же из ребят смог понять и прочувствовать музыку и запечатлеть ее изобразительным методом. Всё зависит от душевного состояния ребенка в данный момент времени.

Немного о музыке:

- Музыка передает нам чувства: это радость, страх, гнев, печаль

- Музыка может рассказать о характере героя, его настроении, о природных явлениях, о жизненных событиях

- У музыки также, как и у человека, есть характер. Музыка бывает праздничная, торжественная, нежная, грустная, ласковая, веселая.

- У музыки, как и у человека, есть язык. Язык Музыки. Что это такое? Это – мелодия, ритм, динамические и регистровые нюансы, темповые изменения

Ребятам – художникам было предложено не брать за основу название музыкального произведения. Ведь каждый индивидуален. Но название пьесы имеет подсказку-направление. Но не факт, что также прочувствовал каждый исполнитель или художник.

Передаю слово нашему преподавателю художественного отделения Алексею Сергеевичу.

А.С.. расскажет, как проходил процесс знакомства с музыкой, о процессах воплощения музыкальных образов на листы бумаги

Концертные номера

Наши ВОПРОСЫ:

1 _________Какие чувства вызвала эта музыка? (радость, страх, гнев, печаль)

2._________О чем рассказывает музыка?

3. ________Какое настроение у этого произведения? (веселое, грустное)

подводим итоги КТО угадал в своем рисунке название произведения или, КТО был близок к этому.

КТО был близок к названию- ТОТ попал прямо в ЦЕЛЬ.

Других детей похвалим за «ИНЫЕ» фантазии в рисунке. Ведь в таких рисунках есть красота и оригинальность.

Итак, подводим итог: Музыка и живопись очень близки друг другу. Вслушиваясь в музыкальное произведение, человеческое воображение рисует живописные образы. Таким образом, музыка обретает видимость, а живопись слышимость.

Композитор Д. Кабалевский писал, что живописной музыкой обычно называют такую музыку, которая настолько ярко и убедительно передаёт впечатления композитора. А музыкальной живописью называют живопись, наполненную таким тонким поэтическим чувством, что его трудно передать словами, а можно выразить только такой же поэтичной мелодией.

Любой рисунок, как в изобразительном искусстве, так и в музыке, рассказывает внимательному зрителю и слушателю о душевных переживаниях их создателей.

Спасибо за внимание!