Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение ?Основная общеобразовательная школа №2 города Пикалёво? ПРИНЯТО: Педагогическим советом Протокол УТВЕРЖДЕНО: Приказом МБОУ ?ООШ №2 г. Пикалево? От Дополнительная общеобразовательная программа школьного театра ?Путешествие в сказку? в 3-4 классе. Направленность: художественная Возраст обучающихся: 9-10 лет Срок реализации: 1 год Общая трудоемкость программы: 96 часов Форма реализации программы: очная Автор-составитель: Стахеева Людмила Владимировна, учитель начальных классов. Пикалево 2023 г. Пояснительная записка Статус документа Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами: 1. Закона Российской Федерации ?Об образовании? (283 – Ф3 от 29.12.2012 (статья 48 п.1.1)). 2. Федерального компонента государственного стандарта (основного общего образования, среднего (полного) общего образования) по русскому языку, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004г. № 1089. 3. Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённого приказом Минобразования России от 09.03.2004г. № 1312. Театр - это волшебный мир искусства, где нужны самые разные способности. И поэтому, можно не только развивать эти способности, но и с детского возраста прививать любовь к театральному искусству. Театр как искусство научит видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь благое и доброе. Реализация программы с помощью выразительных средств театрального искусства таких как, интонация, мимика, жест, пластика, походка не только знакомит с содержанием определенных литературных произведений, но и учит детей воссоздавать конкретные образы, глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями этого произведения. Театральная игра способствует развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического) в жизни школьника. Одновременно способствует сплочению коллектива класса, расширению культурного диапазона учеников и учителей, повышению культуры поведения. Особенности театрального искусства – массовость, зрелищность, синтетичность – предполагают ряд богатых возможностей, как в развивающе эстетическом воспитании детей, так и в организации их досуга. Театр - симбиоз многих искусств, вступающих во взаимодействие друг с другом. Поэтому занятия в?театральном коллективе сочетаются с занятиями танцем, музыкой, изобразительным искусством и прикладными ремеслами. Данная программа учитывает эти особенности общения с театром и рассматривает их как возможность воспитывать зрительскую и исполнительскую культуру. Театральное искусство своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способно помочь ребёнку раздвинуть рамки постижения мира. Увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети и педагоги взаимодействуют, получая максимально положительный результат. На занятиях школьники знакомятся с видами и жанрами театрального искусства, с процессом подготовки спектакля сказки, со спецификой актёрского мастерства. Программа ориентирована на развитие личности ребенка, на требования к его личностным и метапредметным результатам, направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития младших школьников. Актуальность программы. Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития школьников.?Участие в школьном театральном кружке создает условия для раскрытия внутренних качеств личности и ее самореализации, формирования содержательного общения по поводу общей деятельности, умения взаимодействовать в коллективе, для развития художественного творчества, эстетического вкуса и стремления к освоению нового опыта. Применение системно-деятельностного подхода при подаче материала. Педагогическая целесообразность В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения. Программа основана на следующем научном предположении: театральная деятельность как процесс развития творческих способностей ребенка является процессуальной. Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не только конечный результат. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развивается символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции. Эту идею выдвигал в своих трудах и ученый-психолог Л.С. Выготский: "Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, а в самом процессе. Важно не то, что создадут дети, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении. В настоящей детской постановке все – от занавеса и до развязки драмы – должно быть сделано руками и воображением самих детей, и тогда только драматическое творчество получит все свое значение и всю свою силу в приложении к ребенку!" Возрастные особенности детей 9-10 лет. Ребенок ищет героев, выбирая тех людей, которых он видит, о которых читает, восхищается теми, кто делает то, что он хотел бы сделать. Желает понравиться выбранным им авторитетам. Нравятся захватывающие рассказы, резко выражает свои чувства. Сначала говорит, а потом думает. Свободно выражает свои эмоции. Эмоционально быстро включается в споры. Начинает развиваться чувство юмора. Желает рассказывать смешные истории. Скрытые страхи. Ему хотелось бы выглядеть бесстрашным. Нравится исследовать все, что незнакомо. Понимает законы последовательности и последствия. Имеет хорошее историческое и хронологическое чувство времени, пространства, расстояния. Хорошо мыслит и его понимание абстрактного растет. Нравится делать коллекции. Собирает все, что угодно. Для него главное не качество, а количество. Возраст детей Данная программа ориентирована на школьников в возрасте от 9 до 10 лет. Количество детей в группе составляет 15 человек. Срок реализации программы рассчитан на 1 год. Набор детей производится без специального отбора на основании письменного заявления родителей. Дети принимаются в группу без предварительного тестирования. Обучение проводится в группах, состоящих не более чем из 15 человек. Форма обучения – очная. Формы организации деятельности обучающихся на занятиях: Форма занятий – групповая и индивидуальная работа, со всей группой одновременно и с участниками конкретного представления для отработки дикции и актерского мастерства. Основными видами проведения занятий являются театральные игры, беседы, тренинги, спектакли и праздники. Практическое знакомство со сценическим действием целесообразно начинать с игр-упражнений, импровизаций, этюдов, близких жизненному опыту кружковцев, находящих у них эмоциональный отклик, требующих творческой активности, работы фантазии. Необходимо проводить обсуждение этюдов, воспитывать у кружковцев интерес к работе друг друга, самокритичность, формировать критерий оценки качества работы.Этюды-импровизации учебного характера полезно проводить не только на начальной стадии, но и позднее - либо параллельно с работой над пьесой, либо в самом процессе репетиции. Учебные этюды-импровизации, непосредственно не связанные с репетируемой пьесой, могут служить и хорошей эмоциональной разрядкой, способствовать поднятию творческой активности, общего тонуса работы. Работа над сценическим воплощением пьесы строится на основе ее углубленного анализа (выявление темы, основного конфликта, идейных устремлений и поступков героев, условий и обстоятельств их жизни, жанровых особенностей пьесы, стиля автора и т.д.). Она включает предварительный разбор пьесы; работу, непосредственно связанную со сценическим воплощением отдельных эпизодов, картин, и наконец, всей пьесы; беседы по теме пьесы, экскурсии; оформление спектакля и его показ зрителям. Цель:?воспитание творчески активной личности, развитие умений и навыков, раскрытие новых способностей и талантов детей средствами театрального искусства; организация их досуга путем вовлечения в театральную деятельность. Задачи: Овладение теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками в области театрального искусства. Развитие творческих и актерских способностей детей через совершенствование речевой культуры и овладение приемами пластической выразительности с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка. Привлечение детей к активному чтению лучших образцов классической литературы, познанию красоты правильной литературной речи. Приобщение школьников к театральному искусству России и зарубежья. Воспитание эстетического вкуса и привитие любви к истинному искусству. Формирование театральной культуры детей (исполнительской и зрительской) средствами любительского театра. Создание необходимой творческой атмосферы в коллективе: взаимопонимания, доверия, уважения друг к другу. Участие в детских театральных смотрах, конкурсах и фестивалях. Развитие мотивации личности к познанию, творчеству, саморазвитию, труду, искусству. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности Ожидаемые результаты по уровням, разделам и темам программы и способы определения их результативности:? Требования к уровню подготовки учащихся ЗНАЕТ: Что такое театр. Чем отличается театр от других видов искусств. С чего зародился театр. Какие виды театров существуют. Кто создаёт театральные полотна (спектакли). Что такое выразительные средства. Фрагмент как составная часть сюжета. Действенную формулу: Исходное событие, конфликтная ситуация, финал. ИМЕЕТ ПОНЯТИЯ: Об элементарных технических средствах сцены. Об оформлении сцены. О нормах поведения на сцене и в зрительном зале. О рождении сюжета произведения. О внутреннем монологе и 2-м плане актёрского состояния. О сверхзадаче и морали в произведении. УМЕЕТ: Направлять свою фантазию по заданному руслу. Образно мыслить. Концентрировать внимание. Ощущать себя в сценическом пространстве. Применять выразительные средства для выражения характера сцены. Фрагментарно разбирать произведение, а так же фрагментарно его излагать. Определять основную мысль произведения и формировать её в сюжет. Понимать изобразительное искусство как течение жизненного процесса. ПРИОБРЕТАЕТ НАВЫКИ: Общения с партнером (одноклассниками). Элементарного актёрского мастерства. Образного восприятия окружающего мира. Адекватного и образного реагирования на внешние раздражители. Коллективного творчества. Свободного общения с аудиторией, одноклассниками. Выражать свою мысль в широком кругу оппонентов. Анализировать последовательность поступков. Выстраивать логическую цепочку жизненного событийного ряда. А также избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса "взгляда со стороны", приобретает общительность, открытость, бережное отношение к окружающему миру, ответственность перед коллективом. Личностные, метапредметные и предметные результаты: Личностные результаты. ?У учеников будут сформированы: ۰этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы; ۰осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития; ۰формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; ۰формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; ۰развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; ۰формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности; ۰умелое использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет ресурсы и др.). Предметные результаты.?Учащиеся научатся: ۰ выполнять упражнения актёрского тренинга; ۰строить этюд в паре с любым партнёром; ۰ развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию; ۰ видам театрального искусства, основам актёрского мастерства; ۰ сочинять этюды по сказкам; ۰ умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение); ۰правильно выполнять цепочки простых физических действий. Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: Обучающийся научится: ۰ понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; ۰ планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой; ۰ осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности; ۰ анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: ?У меня всё получится?, ?Я ещё многое смогу?. Познавательные УУД:?Обучающийся научится: ۰ пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя; ۰ понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий; ۰ проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании. Коммуникативные УУД:?Обучающийся научится: ۰ включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность ۰работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных; ۰ обращаться за помощью; ? ۰ формулировать свои затруднения; ۰ предлагать помощь и сотрудничество; ۰ слушать собеседника; ۰ договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению; ۰ формулировать собственное мнение и позицию; ۰осуществлять взаимный контроль; . адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, концертах; участие в муниципальном смотре театральных коллективов с показом спектакля сказок.? ?Диагностические материалы? Формы аттестации/контроля: собеседование, беседа; игровые задания для определение уровня практических умений и теоретических знаний; отчетный концерт (показ спектакля), исполнение роли; презентация, творческий отчет. Для закрепления полученных знаний, умений и навыков предусмотрен показ театральных постановок на общешкольных мероприятиях, после которого проводится коллективный анализ ученических работ, в ходе которого отмечаются наиболее удачные сценические решения, оригинальные подходы к исполнению номеров, разбираются типичные ошибки. Контроль так же может осуществляться в такой форме, как участие в общешкольных мероприятиях и в районных конкурсах. Оценочные материалы: - пакет диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов Организационно-педагогические условия реализации Программы. Медиа материалы: тематические презентации по различным разделам программы; информационный буклет о работе объединения; медиа галерея фотографий о деятельности объединения; тематические медиа материалы; медиа библиотека шаблонов, наглядных пособий и иллюстраций; электронная библиотека фотографий с различных конкурсов, выставок и презентаций. Материально - техническое обеспечение программы Мебель ПК Медиапроектор, экран Принтер Сканер Операционная система Windows XP; Windows 7,8 Стандартные программы MicrosoftOffice Дополнительные программы: Windows Movie Maker You Tube to MP3 Converter Free You Tube Downloader Sound Forge 6.0 Scratch 1.4 CorelDraw Выход в сеть Интернет, сетевое соединение Учебные столы и стулья в соответствии с ростом детей Учебный (компьютерный) стол для педагога Аудио колонки или наушники Классная доска Шкафы для хранения материалов, инструментов и конструкторов Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы. I. ?Методическое сопровождение программы? Методические материалы: пособия (см. Список литературы), справочные материалы (Энциклопедии театрального искусства), дидактический материал Методические рекомендации по организации и ведению образовательной работы по программе: Анализ пьесы - процесс живой, творческий, требующий от детей не только работы мысли, но и воображения, эмоционального отклика на предлагаемые условия. На первоначальных этапах важно дать ученикам большую свободу для импровизации и живого общения в рамках предлагаемых пьесой условий. На завершающих этапах уточняются идейно-смысловые акценты в развитии действия, в свете главной идеи спектакля уточняется линия поведения каждого персонажа, отбираются и закрепляются наиболее выразительные мизансцены. Очень важное значение для окончательной проверки идейно-смыслового звучания спектакля имеют прогонные и генеральные репетиции, первые показы зрителям. Показ спектакля - необходимый завершающий этап работы. Нужно воспитывать у кружковцев отношение к публичному выступлению как к событию праздничному и ответственному. Важна и непосредственная организация показа пьесы: подготовка афиш, программок, билетов, подготовка и проверка оформления, выделение ответственных за декорации, реквизит, костюмы, за свет, музыкальное сопровождение, за работу с занавесом. Нужны и дежурные в зале из числа не занятых в спектакле кружковцев. Условия достижения наилучшего результата: Ход занятия характеризуется эмоциональной насыщенностью и стремлением достичь продуктивного результата через коллективное творчество. В основу заложен индивидуальный подход, уважение к личности ребенка, вера в его способности и возможности. Педагог стремится воспитывать в детях самостоятельность и уверенность в своих силах. Чем меньше запрограммированности в деятельности детей, тем радостней атмосфера занятий, тем больше удовольствия получают они от совместного творчества, тем ярче и красочней становится их эмоциональный мир. Условия реализации программы: Кабинет - техническое оснащение (компьютер, проектор, экран); Актовый зал (импровизированная сцена); Видеоматериалы, аудиоматериалы. Методические разработки по темам План и методика ведения воспитательной работы в объединении: Значимым моментом при работе с детским объединением является воспитательная работа. Главным звеном этой работы является создание и укрепление коллектива. Этому способствует общие занятия, занятия по изучению актерского мастерства, сценической речи, сценического движения, правильного нанесения грима, подготовка и проведение общих праздников, выступлений. Очень важны отношения в коллективе. Коллективная работа способствует не только всестороннему эстетическому развитию, но и формирование нравственных качеств ребят, обучает нормам достойного поведения. Одна из задач педагога - создать комфортный микроклимат. Дружный творческий коллектив не только помогает детям обогащать себя знаниями и умениями, но и чувствовать себя единым целым. Похвала педагога за самостоятельное решение вопроса, постоянные поручения, беседы, а также помощь младшим товарищам дают уверенность в себе и чувство удовлетворения. Важно, чтобы старшие участники чувствовали ответственность за себя и за младших, а младшие – уважали старших, видя в них защитников и помощников в деятельности. Большое значение придается на занятиях играм. В игре нередко возникают достаточно сложные ситуации, требующие от ребят нравственных решений и действий. Выполнять правила игры обязаны все, и дети чувствуют, что победа победе – рознь. В игре недопустимы оскорбления друг друга, грубость, нечестность. Они всегда ценят взаимопомощь, доброту, честность, поддержку, внимание и чуткость. Воспитательное значение игры трудно переоценить. Другая функция игры, физическое развитие, в игре совершенствуются двигательные навыки. Крайне важно бережно относиться к старшим воспитанникам – подросткам, учитывая, что именно для них группа имеет особую ценность, личностную значимость. Различное восприятие малой группы подростков связано с удовлетворенностью своими взаимоотношениями с другими членами группы, с такой особенностью подросткового возраста, как преобладание эмоционально-волевой стороны отношений и неточной осознанностью отношений и недостаточной осознанностью отношений с товарищами по группе. Руководитель, учитывая эту особенность, должен распределить обязанности, роли и поручения таким образом, чтобы статус участника группы поднимался, а взаимоотношения между организатором (вожаком), активистами, исполнителями, отдельными ребятами были удовлетворены, т.е. все были ?втянуты? в общее дело. Результативность занятий учащихся создается путем использования приема взаимооценок, путем формирования здоровой конкуренции, а также за счет воспитания личностной ответственности ребенка. Список литературы Нормативные документы организации дополнительного образования детей Концепция развития дополнительного образования детей (Утверждена рас- поряжением Правительства Российской Федерации от 04.09. 2014 г. № 1726- р) Постановление от 04.07.2014 года № 41 об утверждении Сан ПиН 2.4.4.3172- 14 ?Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей? Постановление Правительства РФ от 15.08.2013 N 706 "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг" Приказ Минобрнауки России от 9 ноября 2018 г. N 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по до- полнительным общеобразовательным программам" (Зарегистрировано в Ми- нюсте РФ 29 ноября 2018 г.) Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (в действующей редакции) Список литературы. Основной: Агапова И.А., Давыдова М.А. Театральные постановки в средней школе. Пьесы для 5 – 9 классов. Волгоград, изд. ?Учитель?, 2009г. Гальцова Е.А. Детско-юношеский театр мюзикла. Программа, разработки занятий, рекомендации. Волгоград, изд. ?Учитель?, 2009г. Генералова И.А. Театр (Методические рекомендации для учителя). – М., 2005г. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. – М., 2010г. Дзюба П.П. Сказка на сцене: постановки. – Ростов-на-Дону: Феникс,2005г. Макарова Л.П. Театрализованные праздники для детей. – Воронеж, 2003г. Каришев-Лубоцкий. Театрализованные представления для детей школьного возраста. - М., 2005г. Кидин С.Ю. Театр-студия в современной школе. Программы, конспекты занятий, сценарии. Волгоград, изд. ?Учитель?, 2009г. Логинов С.В. Школьный театр миниатюр: сценки, юморески, пьесы./ С.В. Логинов. – Волгоград: Учитель, 2009г. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. – М., 2003г. Дополнительный: http://dramateshka.ru/ http://www.teatr-obraz.ru/masterstvo Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение ?Основная общеобразовательная школа № 2 г. Пикалёво? ПРИНЯТО Педагогическим советом Протокол № УТВЕРЖДЕНА: Приказом МБОУ ?ООШ №2 г. Пикалево? Календарно-тематическое планирование дополнительной общеразвивающей программы ?Путешествие в сказку? на 2023–2024 учебный год Срок реализации программы: 1 год Возраст учащихся, на который рассчитана данная программа-9-10 лет Разработчик программы: Стахеева Л.В. Учитель начальных классов г.Пикалёво 2023 г Календарно-тематическое планирование программы Тема урока Основное содержание занятия Количест-во часов Формы и методы работы Дата по плану Дата по факту "Что такое театр? Задачи и особенности занятий в театральном кружке, коллективе. Игра ?Театр – экспромт?: ?Колобок?. 1 беседа Сентябрь 2023 ?Такие разные театры? Дать детям возможность окунуться в мир фантазии и воображения. Продолжать знакомить с понятием ?театр?. Знакомство с театрами Санкт – Петербурга (презентация) 1 Фронтальная работа Сентябрь 2023 3-5 ?Сцена!? Как вести себя на сцене.?Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке. Учимся строить диалог с партнером на заданную тему. Учимся сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. 3 Игра Сентябрь 2023 6-7 ?Составляющие театра? Работа над темпом, громкостью, мимикой на основе игр: ?Репортаж с соревнований по гребле?, ?Шайба в воротах?, ?Разбилась любимая мамина чашка?. 2 Индивидуальная работа Сентябрь 2023 8 ?Пословицы? Разучиваем пословицы. Инсценировка пословиц. Игра-миниатюра с пословицами ?Объяснялки? 1 Индивидуальная работа Сентябрь 2023 9-10 ?Театральные искусства? Рассказать детям в доступной форме о видах театрального искусства. Упражнения на развитие дикции (скороговорки, чистоговорки).?Произнесение скороговорок по очереди с разным темпом и силой звука, с разными интонациями. Чтение сказки Н.Грибачёва ?Заяц Коська и его друзья?. Инсценирование понравившихся диалогов. 2 Словесные формы работы Сентябрь 2023 11 ?Поведение на сцене? Познакомить детей с правилами поведения в театре Как вести себя на сцене.?Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке. Учимся строить диалог с партнером на заданную тему 1 игра Сентябрь 2023 12-14 ?Репка? Мини-спектакль с пальчиковыми куклами. 3 Отработка дикции Октябрь 2023 15-16 ?Устное народное творчество? Разучивание скороговорок, считалок, потешек и их обыгрывание 2 Индивидуальная работа Октябрь 2023 17 ?Занимательная викторина? Викторина по сказкам 1 Фронтальная работа Октябрь 2023 18-20 ?Текст? Знакомство с текстом, выбор мультсказки, распределение ролей, диалоги героев. 3 Фронтальная работа Октябрь 2023 21-22 ?Упражнения на внимание? Учимся развивать зрительное, слуховое внимание, наблюдательность. Учимся находить ключевые слова в предложении и выделять их голосом. 2 Групповая работа, словесные методы Октябрь 2023 23-24 ?Музыкальные пластические игры и упражнения? Театр - искусство коллективное, спектакль - результат творческого труда многих людей различных профессий 2 Групповая работа, поисковые методы Октябрь 2023 25-27 ?Сказка? Знакомство с содержанием, выбор сказки, распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ 3 Фронтальная работа, словесные методы Ноябрь 2023 28-29 ?Роли? Знакомство с содержанием, выбор литературного материала, распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ 2 Индивидуальная работа Ноябрь 2023 30-31 ?Игры-пантомимы? Игры на развитие образного мышления, фантазии, воображения, интереса к сценическому искусству. 2 Групповая работа. Методы поисковые, наглядные Ноябрь 2023 32-35 ?Играем сказку? Знакомство с содержанием, распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ 4 Словесные и наглядные методы Ноябрь 2023 36-37 ?Упражнения на постановку дыхания? Упражнения на развитие артикуляционного аппарата.?1.Упражнения ?Дуем на свечку (одуванчик, горячее молоко, пушинку)?, ?Надуваем щёки?. 2.Упражнения для языка. Упражнения для губ.?Радиотеатр; озвучиваем сказку (дует ветер, жужжат насекомые, скачет лошадка и т. п.). Знакомство с содержанием сказки, распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ 2 Словесные и наглядные методы. Групповая работа Ноябрь 2023 38-39 ?Создание образов? Создание образов с помощью жестов, мимики. Учимся создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений. 2 Наглядные методы Ноябрь 2023 40-43 ?Сказка? Чтение сказок, распределение ролей, репетиции и показ 4 Словесные и наглядные методы Ноябрь 2023 44-45 ?Театральное искусство? Что дает театральное искусство в формировании личности. История создания школьного театра, традиции, знакомство, фотографии летописи школьного театра, видеосюжеты, планы. 2 Словесные и наглядные методы Ноябрь 2023 46-48 ?Театр и жизнь?. Что дает театральное искусство в формировании личности. История создания школьного театра, традиции, знакомство, фотографии летописи школьного театра, видеосюжеты, планы. 3 Фронтальная (групповая) Ноябрь 2023 49-50 ?Виды театров? Театральное искусство России. Виды театров. 2 Фронтальная (групповая) Декабрь 2023 51-53 ?Профессии театра? Театральные профессии. Выдающиеся актеры. 3 Фронтальная (групповая) Декабрь 2023 54-57 ?Упражнения на снятие зажимов, раскрепощение?. Развитие творческой активности, индивидуальности. 4 Фронтальная (групповая) Декабрь 2023 58-61 ?Я- актер!? Исполнительное искусство актера – стержень театрального искусства. 4 Фронтальная (групповая) Декабрь 2023 61-63 ?Тренинг творческой психотехники актера? Развитие навыков рабочего самочувствия; развитие творческого восприятия; развитие артистической смелости и элементов характерности. 3 Фронтальная (групповая) Январь 2024 64-65 ?Упражнения на развитие воображения? Воображение и фантазия – источник творческой духовности человека. 2 Фронтальная (групповая) Январь 2024 66-68 ?Этюд? Сценические этюды: одиночные – на выполнение простого задания; на освоение предлагаемых обстоятельств; парные – на общение в условиях органического молчания; на взаимодействие с партнером. 3 Фронтальная (групповая) Январь 2024 69-71 ?Ролевая игра? Предлагаемые обстоятельства, события, конфликт, отношение. 3 Фронтальная (групповая) Январь 2024 72-75 ?Сценическое движение? Сценическое движение как неотъемлемая часть сценического театрализованного действия. Упражнение ?Как вести себя на сцене? (мимика, жесты, телодвижения в игре). 4 Фронтальная (групповая) Февраль 2024 76-79 ?Актер? Работа актера над образом. Логика действия: я – предмет; я – стихия; я – животное; я – растение; внешняя характерность; форма (выдержка и законченность). 4 Фронтальная (групповая) Февраль 2024 80-82 ?Сценическая речь? Тренинг по сценической речи (артикуляционная гимнастика, дикционные упражнения). 3 Фронтальная (групповая) Февраль 2024 83-84 ?Техника сценического общения партнеров? Овладение техникой сценического общения партнеров: материал для общения – внутренние чувства, мысли; объект общения (партнер, мысль); средства, приемы общения – жест, слово, мимика, взгляд; форма общения – приспособление; непрерывность общения; совокупность всех элементов общения. 2 Фронтальная (групповая) Февраль 2024 85-87 ?Текст? Работа с литературным текстом (словесное действие, логика речи, орфоэпия). 3 Фронтальная (групповая) Март 2024 88-91 ?Театр – игра? Словесные игры. Пластические импровизации. 4 Фронтальная (групповая) Апрель 2024 91 ?Выразительные средства? Многообразие выразительных средств в театре: драматургия; декорация; костюм; свет; музыкальное оформление; шумовое оформление. (Создание декоративно-художественного оформления). 1 Фронтальная (групповая) Апрель 2024 92 ?Спектакль? Работа над спектаклем: как создается спектакль; знакомство со сценарием; характеры и костюмы; чтение по ролям, работа над дикцией; разучивание ролей; вхождение в образ; исполнение роли; создание афиши и программки; музыкальное оформление. 1 Фронтальная (групповая) Апрель 2024 93 ?Актерское мастерство? Развиваем актерское мастерство. Репетиция. 1 Фронтальная (групповая) Май 2024 94-95 ?Представление? Показ театрального представления: в школе для учащихся, родителей, учителей 2 Фронтальная (групповая) Май 2024 96 ?Отчет? Анализ проделанной работы. Творческий отчет. Поощрение лучших артистов. 1 Фронтальная (групповая) Май 2024 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение ?Основная общеобразовательная школа № 2 г. Пикалёво? ПРИНЯТО Педагогическим советом Протокол № УТВЕРЖДЕНА: Приказом МБОУ ?ООШ №2 г. Пикалево? от Календарный учебный график дополнительной общеразвивающей программы ?Путешествие в сказку? Направленность: художественная на 2023–2024 учебный год г.Пикалёво 2023 г Дополнительная общеразвивающая программа ?Путешествие в сказку? Направленность программы- художественная Год обучения–1год. Количество учащихся– 15 человек. Возраст учащихся–9-10 лет. Комплектование объединения– с 20 мая по 1 сентября (допускается в течение всего учебного года) Адреса мест осуществления образовательного процесса. 187600, РФ, Ленинградская область, Бокситогорский район, город Пикалёво, улица Заводская,21 МБОУ ?ООШ № 2? г. Пикалёво. Продолжительность учебного года: Начало учебного года–01.09.2023 г. Начало учебных занятий -04.09.2023 г. Окончание учебного года: 31.05.2024 г.- для выполненных в полном объеме дополнительных общеразвивающих программ; Для программ, невыполненных в полном объеме до 31.05.2024г - по факту выполнения дополнительных общеразвивающих программ. Количество учебных недель: 34 недели. Продолжительность каникул: - зимние – с 30 декабря 2023 года по 7 января 2024 года, - весенние – с 16 по 24 марта 2024 года. Праздничные дни: 4 ноября–День народного единства (4-6 ноября); 1,2,3,4,5,6,7 января- Новогодние каникулы; 23 февраля - День защитника Отечества; 8 марта - Международный женский день; 1 мая - Праздник Весны и Труда; 9мая – День Победы; 12июня – День России. Регламент образовательного процесса: Количество учебных дней и учебных часов в неделю – 3 дня по 1 учебному часу Продолжительность 1 занятия- 45минут Продолжительность перемен–10минут. 20
Дополнительная общеобразовательная программа школьного театра «Путешествие в сказку» в 3-4 классе.