Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
?Основная общеобразовательная школа №2 города Пикалёво?


ПРИНЯТО:
Педагогическим советом
Протокол 
УТВЕРЖДЕНО:                                                                                      Приказом                                                                                                 МБОУ ?ООШ №2 г. Пикалево? 
От 









Дополнительная общеобразовательная программа
школьного театра ?Путешествие в сказку? в 3-4 классе.

Направленность: художественная 
Возраст обучающихся: 9-10 лет 
Срок реализации: 1 год
 Общая трудоемкость программы:  96 часов
 Форма реализации программы: очная







Автор-составитель: Стахеева Людмила Владимировна,
 учитель начальных классов.















Пикалево 2023 г.





 Пояснительная записка 

Статус документа
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:
1. Закона Российской Федерации ?Об образовании? (283 – Ф3 от 29.12.2012 (статья 48 п.1.1)).
2. Федерального компонента государственного стандарта (основного общего образования, среднего (полного) общего образования) по русскому языку, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004г. № 1089.
3. Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённого приказом Минобразования России от 09.03.2004г. № 1312.
            Театр - это волшебный мир искусства, где нужны самые разные способности. И поэтому, можно не только развивать эти способности, но и с детского возраста прививать любовь к театральному искусству.
             Театр как искусство научит видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь благое и доброе. Реализация программы с помощью выразительных средств театрального искусства таких как, интонация, мимика, жест, пластика, походка не только знакомит с содержанием определенных литературных произведений, но и учит детей воссоздавать конкретные образы, глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями этого произведения. Театральная игра способствует развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического) в жизни школьника. Одновременно способствует сплочению коллектива класса, расширению культурного диапазона учеников и учителей, повышению культуры поведения.
           Особенности театрального искусства – массовость, зрелищность, синтетичность – предполагают ряд богатых возможностей, как в развивающе эстетическом воспитании детей, так и в организации их досуга. Театр - симбиоз многих искусств, вступающих во взаимодействие друг с другом. Поэтому занятия в?театральном коллективе сочетаются с занятиями танцем, музыкой, изобразительным искусством и прикладными ремеслами.
          Данная программа учитывает эти особенности общения с театром и рассматривает их как возможность воспитывать зрительскую и исполнительскую культуру.
          Театральное искусство своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способно помочь ребёнку раздвинуть рамки постижения мира. Увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети и педагоги взаимодействуют, получая максимально положительный результат.
          На занятиях школьники знакомятся с видами и жанрами театрального искусства, с процессом подготовки спектакля сказки, со спецификой актёрского мастерства.
          Программа ориентирована на развитие личности ребенка, на требования к его личностным и метапредметным результатам, направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития младших школьников.
Актуальность программы.
 Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития школьников.?Участие в школьном театральном кружке создает условия для раскрытия внутренних качеств личности и ее самореализации, формирования содержательного общения по поводу общей деятельности, умения взаимодействовать в коллективе, для развития художественного творчества, эстетического вкуса и стремления к освоению нового опыта.
Применение системно-деятельностного подхода при подаче материала.
Педагогическая целесообразность
В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения.
Программа основана на следующем научном предположении: театральная деятельность как процесс развития творческих способностей ребенка является процессуальной. Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не только конечный результат. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развивается символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции.
Эту идею выдвигал в своих трудах и ученый-психолог Л.С. Выготский: "Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, а в самом процессе. Важно не то, что создадут дети, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении. В настоящей детской постановке все – от занавеса и до развязки драмы – должно быть сделано руками и воображением самих детей, и тогда только драматическое творчество получит все свое значение и всю свою силу в приложении к ребенку!"

Возрастные особенности детей 9-10 лет.
Ребенок ищет героев, выбирая тех людей, которых он видит, о которых читает, восхищается теми, кто делает то, что он хотел бы сделать. Желает понравиться выбранным им авторитетам. Нравятся захватывающие рассказы, резко выражает свои чувства. Сначала говорит, а потом думает. Свободно выражает свои эмоции. Эмоционально быстро включается в споры. Начинает развиваться чувство юмора. Желает рассказывать смешные истории. Скрытые страхи. Ему хотелось бы выглядеть бесстрашным. Нравится исследовать все, что незнакомо. Понимает законы последовательности и последствия. Имеет хорошее историческое и хронологическое чувство времени, пространства, расстояния. Хорошо мыслит и его понимание абстрактного растет. Нравится делать коллекции. Собирает все, что угодно. Для него главное не качество, а количество.
Возраст детей 
Данная программа ориентирована на школьников в возрасте от 9 до 10 лет. 
Количество детей в группе составляет 15 человек. 
Срок реализации программы рассчитан на 1 год.
Набор детей производится без специального отбора на основании письменного заявления родителей. Дети принимаются в группу без предварительного тестирования. Обучение проводится в группах, состоящих не более чем из 15 человек. Форма обучения – очная.
 Формы организации деятельности обучающихся на занятиях: Форма занятий – групповая и индивидуальная работа, со всей группой одновременно и с участниками конкретного представления для отработки дикции и актерского мастерства. Основными видами проведения занятий являются театральные игры, беседы, тренинги, спектакли и праздники.
Практическое знакомство со сценическим действием целесообразно начинать с игр-упражнений, импровизаций, этюдов, близких жизненному опыту кружковцев, находящих у них эмоциональный отклик, требующих творческой активности, работы фантазии. Необходимо проводить обсуждение этюдов, воспитывать у кружковцев интерес к работе друг друга, самокритичность, формировать критерий оценки качества работы.Этюды-импровизации учебного характера полезно проводить не только на начальной стадии, но и позднее - либо параллельно с работой над пьесой, либо в самом процессе репетиции. Учебные этюды-импровизации, непосредственно не связанные с репетируемой пьесой, могут служить и хорошей эмоциональной разрядкой, способствовать поднятию творческой активности, общего тонуса работы.
Работа над сценическим воплощением пьесы строится на основе ее углубленного анализа (выявление темы, основного конфликта, идейных устремлений и поступков героев, условий и обстоятельств их жизни, жанровых особенностей пьесы, стиля автора и т.д.). Она включает предварительный разбор пьесы; работу, непосредственно связанную со сценическим воплощением отдельных эпизодов, картин, и наконец, всей пьесы; беседы по теме пьесы, экскурсии; оформление спектакля и его показ зрителям.

Цель:?воспитание творчески активной личности, развитие умений и навыков, раскрытие новых способностей и талантов детей средствами театрального искусства; организация их досуга путем вовлечения в театральную деятельность.

Задачи:
Овладение теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками в области театрального искусства.
Развитие творческих и актерских способностей детей через совершенствование речевой культуры и овладение приемами пластической выразительности с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка.
Привлечение детей к активному чтению лучших образцов классической литературы, познанию красоты правильной литературной речи.
Приобщение школьников к театральному искусству России и зарубежья.
Воспитание эстетического вкуса и привитие любви к истинному искусству.
Формирование театральной культуры детей (исполнительской и зрительской) средствами любительского театра.
Создание необходимой творческой атмосферы в коллективе: взаимопонимания, доверия, уважения друг к другу.
Участие в детских театральных смотрах, конкурсах и фестивалях.
Развитие мотивации личности к познанию, творчеству, саморазвитию, труду, искусству.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Ожидаемые результаты по уровням, разделам и темам программы и способы определения их результативности:?
Требования к уровню подготовки учащихся
ЗНАЕТ:
Что такое театр.
Чем отличается театр от других видов искусств.
С чего зародился театр.
Какие виды театров существуют.
Кто создаёт театральные полотна (спектакли).
Что такое выразительные средства.
Фрагмент как составная часть сюжета.
Действенную формулу: Исходное событие, конфликтная ситуация, финал.
ИМЕЕТ ПОНЯТИЯ:
Об элементарных технических средствах сцены.
Об оформлении сцены.
О нормах поведения на сцене и в зрительном зале.
О рождении сюжета произведения.
О внутреннем монологе и 2-м плане актёрского состояния.
О сверхзадаче и морали в произведении.
УМЕЕТ:
Направлять свою фантазию по заданному руслу.
Образно мыслить.
Концентрировать внимание.
Ощущать себя в сценическом пространстве.
Применять выразительные средства для выражения характера сцены.
Фрагментарно разбирать произведение, а так же фрагментарно его излагать.
Определять основную мысль произведения и формировать её в сюжет.
Понимать изобразительное искусство как течение жизненного процесса.
ПРИОБРЕТАЕТ НАВЫКИ:
Общения с партнером (одноклассниками).
Элементарного актёрского мастерства.
Образного восприятия окружающего мира.
Адекватного и образного реагирования на внешние раздражители.
Коллективного творчества.
Свободного общения с аудиторией, одноклассниками.
Выражать свою мысль в широком кругу оппонентов.
Анализировать последовательность поступков.
Выстраивать логическую цепочку жизненного событийного ряда.
А также избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса "взгляда со стороны", приобретает общительность, открытость, бережное отношение к окружающему миру, ответственность перед коллективом.
Личностные, метапредметные и предметные результаты:
Личностные результаты. ?У учеников будут сформированы:
۰этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
۰осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития;
۰формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
۰формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
۰развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
۰формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
۰умелое использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет ресурсы и др.).
Предметные результаты.?Учащиеся научатся:
۰ выполнять упражнения актёрского тренинга;
۰строить этюд в паре с любым партнёром;
۰ развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
۰ видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
۰ сочинять этюды по сказкам;
۰ умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение);
۰правильно выполнять цепочки простых физических действий.
Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД: Обучающийся научится:
۰ понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
۰ планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
۰ осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
۰ анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: ?У меня всё получится?, ?Я ещё многое смогу?.
Познавательные УУД:?Обучающийся научится:
۰ пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
۰ понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
۰ проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные УУД:?Обучающийся научится:
۰ включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность ۰работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
۰ обращаться за помощью; ?
۰ формулировать свои затруднения;
۰ предлагать помощь и сотрудничество;
۰ слушать собеседника;
۰ договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
۰ формулировать собственное мнение и позицию;
۰осуществлять взаимный контроль;
. адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, концертах; участие в муниципальном смотре театральных коллективов с показом спектакля сказок.?















 ?Диагностические материалы?
Формы аттестации/контроля:
собеседование, беседа;
игровые задания для определение уровня практических умений и теоретических знаний;
отчетный концерт (показ спектакля), исполнение роли;
презентация, творческий отчет.

Для закрепления полученных знаний, умений и навыков предусмотрен показ театральных постановок на общешкольных мероприятиях, после которого проводится коллективный анализ ученических работ, в ходе которого отмечаются наиболее удачные сценические решения, оригинальные подходы к исполнению номеров, разбираются типичные ошибки.
Контроль так же может осуществляться в такой форме, как участие в общешкольных мероприятиях и в районных конкурсах.
Оценочные материалы:
 - пакет диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов 

 Организационно-педагогические условия реализации Программы. 
Медиа материалы:
тематические презентации по различным разделам программы;
информационный буклет о работе объединения;
медиа галерея фотографий о деятельности объединения;
тематические медиа материалы;
медиа библиотека шаблонов, наглядных пособий и иллюстраций;
электронная библиотека фотографий с различных конкурсов, выставок и
презентаций.

Материально - техническое обеспечение программы
Мебель
ПК
Медиапроектор, экран
Принтер
Сканер
Операционная система Windows XP; Windows 7,8
Стандартные программы MicrosoftOffice
Дополнительные программы:
Windows Movie Maker
You Tube to MP3 Converter
Free You Tube Downloader
Sound Forge 6.0
Scratch 1.4
CorelDraw
Выход в сеть Интернет, сетевое соединение
Учебные столы и стулья в соответствии с ростом детей
Учебный (компьютерный) стол для педагога
Аудио колонки или наушники
Классная доска
Шкафы для хранения материалов, инструментов и конструкторов


Методическое обеспечение 
дополнительной общеобразовательной программы.

I. ?Методическое сопровождение программы?
Методические материалы:
пособия (см. Список литературы), 
справочные материалы (Энциклопедии театрального искусства), 
дидактический материал 

Методические рекомендации по организации и ведению образовательной работы по программе:

Анализ пьесы - процесс живой, творческий, требующий от детей не только работы мысли, но и воображения, эмоционального отклика на предлагаемые условия. На первоначальных этапах важно дать ученикам большую свободу для импровизации и живого общения в рамках предлагаемых пьесой условий.
На завершающих этапах уточняются идейно-смысловые акценты в развитии действия, в свете главной идеи спектакля уточняется линия поведения каждого персонажа, отбираются и закрепляются наиболее выразительные мизансцены. Очень важное значение для окончательной проверки идейно-смыслового звучания спектакля имеют прогонные и генеральные репетиции, первые показы зрителям.
Показ спектакля - необходимый завершающий этап работы. Нужно воспитывать у кружковцев отношение к публичному выступлению как к событию праздничному и ответственному.
Важна и непосредственная организация показа пьесы: подготовка афиш, программок, билетов, подготовка и проверка оформления, выделение ответственных за декорации, реквизит, костюмы, за свет, музыкальное сопровождение, за работу с занавесом. Нужны и дежурные в зале из числа не занятых в спектакле кружковцев.

Условия достижения наилучшего результата:

Ход занятия характеризуется эмоциональной насыщенностью и стремлением достичь продуктивного результата через коллективное творчество. В основу заложен индивидуальный подход, уважение к личности ребенка, вера в его способности и возможности. Педагог стремится воспитывать в детях самостоятельность и уверенность в своих силах. Чем меньше запрограммированности в деятельности детей, тем радостней атмосфера занятий, тем больше удовольствия получают они от совместного творчества, тем ярче и красочней становится их эмоциональный мир.

Условия реализации программы:

Кабинет  - техническое оснащение (компьютер, проектор, экран);
Актовый зал (импровизированная сцена);
Видеоматериалы, аудиоматериалы.

Методические разработки по темам 

План и методика ведения воспитательной работы в объединении:
Значимым моментом при работе с детским объединением является воспитательная работа. Главным звеном этой работы является создание и укрепление коллектива. Этому способствует общие занятия, занятия по изучению актерского мастерства, сценической речи, сценического движения, правильного нанесения грима, подготовка и проведение общих праздников, выступлений.
Очень важны отношения в коллективе. Коллективная работа способствует не только всестороннему эстетическому развитию, но и формирование нравственных качеств ребят, обучает нормам достойного поведения. Одна из задач педагога - создать комфортный микроклимат. Дружный творческий коллектив не только помогает детям обогащать себя знаниями и умениями, но и чувствовать себя единым целым.
Похвала педагога за самостоятельное решение вопроса, постоянные поручения, беседы, а также помощь младшим товарищам дают уверенность в себе и чувство удовлетворения. Важно, чтобы старшие участники чувствовали ответственность за себя и за младших, а младшие – уважали старших, видя в них защитников и помощников в деятельности.
Большое значение придается на занятиях играм. В игре нередко возникают достаточно сложные ситуации, требующие от ребят нравственных решений и действий. Выполнять правила игры обязаны все, и дети чувствуют, что победа победе – рознь. В игре недопустимы оскорбления друг друга, грубость, нечестность. Они всегда ценят взаимопомощь, доброту, честность, поддержку, внимание и чуткость. Воспитательное значение игры трудно переоценить. Другая функция игры, физическое развитие, в игре совершенствуются двигательные навыки.
Крайне важно бережно относиться к старшим воспитанникам – подросткам, учитывая, что именно для них группа имеет особую ценность, личностную значимость. Различное восприятие малой группы подростков связано с удовлетворенностью своими взаимоотношениями с другими членами группы, с такой особенностью подросткового возраста, как преобладание эмоционально-волевой стороны отношений и неточной осознанностью отношений и недостаточной осознанностью отношений с товарищами по группе. Руководитель, учитывая эту особенность, должен распределить обязанности, роли и поручения таким образом, чтобы статус участника группы поднимался, а взаимоотношения между организатором (вожаком), активистами, исполнителями, отдельными ребятами были удовлетворены, т.е. все были ?втянуты? в общее дело. Результативность занятий учащихся создается путем использования приема взаимооценок, путем формирования здоровой конкуренции, а также за счет воспитания личностной ответственности ребенка.


Список литературы
Нормативные документы организации
дополнительного образования детей
Концепция развития дополнительного образования детей (Утверждена рас- поряжением Правительства Российской Федерации от 04.09. 2014 г. № 1726- р)
Постановление от 04.07.2014 года № 41 об утверждении Сан ПиН 2.4.4.3172- 14 ?Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей?
Постановление Правительства РФ от 15.08.2013 N 706 "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг"
Приказ Минобрнауки России от 9 ноября 2018 г. N 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по до- полнительным общеобразовательным программам" (Зарегистрировано в Ми- нюсте РФ 29 ноября 2018 г.)
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (в действующей редакции)


Список литературы.
Основной:
Агапова И.А., Давыдова М.А. Театральные постановки в средней школе. Пьесы для 5 – 9 классов. Волгоград, изд. ?Учитель?, 2009г.
Гальцова Е.А. Детско-юношеский театр мюзикла. Программа, разработки занятий, рекомендации. Волгоград, изд. ?Учитель?, 2009г.
Генералова И.А. Театр (Методические рекомендации для учителя). – М., 2005г.
Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. – М., 2010г.
Дзюба П.П. Сказка на сцене: постановки. – Ростов-на-Дону: Феникс,2005г.
Макарова Л.П. Театрализованные праздники для детей. – Воронеж, 2003г.
Каришев-Лубоцкий. Театрализованные представления для детей школьного возраста. - М., 2005г.
Кидин С.Ю. Театр-студия в современной школе. Программы, конспекты занятий, сценарии. Волгоград, изд. ?Учитель?, 2009г.
Логинов С.В. Школьный театр миниатюр: сценки, юморески, пьесы./ С.В. Логинов. – Волгоград: Учитель, 2009г.
 Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. – М., 2003г.
Дополнительный:
http://dramateshka.ru/
http://www.teatr-obraz.ru/masterstvo

























Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
?Основная общеобразовательная школа № 2 г. Пикалёво?


ПРИНЯТО
Педагогическим советом
Протокол №
УТВЕРЖДЕНА:                                                                                      Приказом                                                                                                 МБОУ ?ООШ №2 г. Пикалево?                                                                                               







Календарно-тематическое планирование

дополнительной общеразвивающей программы

?Путешествие в сказку?


на 2023–2024 учебный год




Срок реализации программы: 1 год
Возраст учащихся, на который рассчитана данная программа-9-10 лет

Разработчик программы:
Стахеева Л.В.
Учитель начальных классов



г.Пикалёво
      2023 г







Календарно-тематическое планирование программы

Тема  урока
Основное содержание занятия
Количест-во
часов
Формы и методы работы
Дата по плану 
Дата по факту

"Что  такое театр?
Задачи и особенности занятий в театральном кружке, коллективе. Игра ?Театр – экспромт?: ?Колобок?.
1
беседа
Сентябрь 2023


?Такие разные театры?
Дать детям возможность окунуться в мир фантазии и воображения. Продолжать знакомить с понятием ?театр?.
Знакомство с театрами Санкт – Петербурга (презентация)
1
Фронтальная работа
Сентябрь 2023


3-5 
?Сцена!?
Как вести себя на сцене.?Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке. Учимся строить диалог с партнером на заданную тему.
Учимся сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.
3
Игра 
Сентябрь 2023


6-7
?Составляющие театра?
Работа над темпом, громкостью, мимикой на основе игр: ?Репортаж с соревнований по гребле?, ?Шайба в воротах?,
?Разбилась любимая мамина чашка?.
2
Индивидуальная работа
Сентябрь  2023


8
?Пословицы?
Разучиваем пословицы. Инсценировка пословиц. Игра-миниатюра с пословицами ?Объяснялки?
1
Индивидуальная работа
Сентябрь  2023


9-10
?Театральные искусства?
Рассказать детям в доступной форме о видах театрального искусства.
Упражнения на развитие дикции (скороговорки, чистоговорки).?Произнесение скороговорок по очереди с разным темпом и силой звука, с разными интонациями.
Чтение сказки Н.Грибачёва ?Заяц Коська и его друзья?. Инсценирование понравившихся диалогов.
2
Словесные формы работы
Сентябрь  2023


11
?Поведение на сцене?
Познакомить детей с правилами поведения в театре
Как вести себя на сцене.?Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке. Учимся строить диалог с партнером на заданную тему
1
игра
Сентябрь  2023


12-14
?Репка?
Мини-спектакль с пальчиковыми куклами.
3
Отработка дикции
Октябрь  2023


15-16
?Устное народное творчество?
Разучивание скороговорок, считалок, потешек и их обыгрывание
2
Индивидуальная работа
Октябрь  2023


17
?Занимательная викторина?
Викторина по сказкам
1
Фронтальная работа
Октябрь  2023


18-20
?Текст?
Знакомство с текстом, выбор мультсказки, распределение ролей, диалоги героев.
3
Фронтальная работа
Октябрь  2023


21-22
?Упражнения на внимание?
Учимся развивать зрительное, слуховое внимание, наблюдательность.
Учимся находить ключевые слова в предложении и выделять их голосом.
2
Групповая работа, словесные методы
Октябрь  2023


23-24
?Музыкальные пластические игры и упражнения?
Театр - искусство коллективное, спектакль - результат творческого труда многих людей различных профессий

2
Групповая работа, поисковые методы
Октябрь  2023


25-27
?Сказка?
Знакомство с содержанием, выбор сказки, распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ
3
Фронтальная работа, словесные методы
Ноябрь 2023


28-29
?Роли?
Знакомство с содержанием, выбор литературного материала, распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ
2
Индивидуальная работа
Ноябрь 2023


30-31
?Игры-пантомимы?
Игры на развитие образного мышления, фантазии, воображения, интереса к сценическому искусству. 
2
Групповая работа. Методы поисковые, наглядные
Ноябрь 2023


32-35
?Играем сказку?
Знакомство с содержанием, распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ
4
Словесные и наглядные методы
Ноябрь 2023


36-37
?Упражнения на постановку дыхания?
Упражнения на развитие артикуляционного аппарата.?1.Упражнения ?Дуем на свечку (одуванчик, горячее молоко, пушинку)?, ?Надуваем щёки?.
2.Упражнения для языка. Упражнения для губ.?Радиотеатр; озвучиваем сказку (дует ветер, жужжат насекомые, скачет лошадка и т. п.).
Знакомство с содержанием сказки, распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ
2
Словесные и наглядные методы.
Групповая работа
Ноябрь 2023


38-39
?Создание образов?
Создание образов с помощью жестов, мимики. Учимся создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.
2
Наглядные методы
Ноябрь 2023


40-43
?Сказка?
Чтение сказок, распределение ролей, репетиции и показ
4
Словесные и наглядные методы
Ноябрь 2023


44-45
?Театральное искусство?
Что дает театральное искусство в формировании личности.  История создания школьного театра, традиции, знакомство, фотографии летописи школьного театра, видеосюжеты, планы.
2
Словесные и наглядные методы
Ноябрь 2023


46-48
?Театр и жизнь?.
Что дает театральное искусство в формировании личности.  История создания школьного театра, традиции, знакомство, фотографии летописи школьного театра, видеосюжеты, планы.
3
Фронтальная (групповая)
Ноябрь 2023


49-50 
?Виды театров?
Театральное искусство России. Виды театров.
2
Фронтальная (групповая)
Декабрь 2023


51-53
?Профессии театра?
Театральные профессии. Выдающиеся актеры.
3
Фронтальная (групповая)
Декабрь 2023


54-57
?Упражнения на снятие зажимов, раскрепощение?.
Развитие творческой активности, индивидуальности. 
4
Фронтальная (групповая)
Декабрь 2023


58-61
?Я- актер!?
Исполнительное искусство актера – стержень театрального искусства.
4
Фронтальная (групповая)
Декабрь 2023


61-63
?Тренинг творческой психотехники актера?


Развитие навыков рабочего самочувствия;
развитие творческого восприятия;
развитие артистической смелости и элементов характерности.
3
Фронтальная (групповая)
Январь 2024


64-65
?Упражнения на развитие воображения?
Воображение и фантазия – источник творческой духовности человека.

2
Фронтальная (групповая)
Январь 2024


66-68
?Этюд?
Сценические этюды:
одиночные – на выполнение простого задания;
на освоение предлагаемых обстоятельств;
парные – на общение в условиях органического молчания;
на взаимодействие с партнером.
3
Фронтальная (групповая)
Январь 2024


69-71
?Ролевая игра? 
Предлагаемые обстоятельства, события, конфликт, отношение.
3
Фронтальная (групповая)
Январь 2024


72-75
?Сценическое движение?
Сценическое движение как неотъемлемая часть сценического театрализованного действия. Упражнение ?Как вести себя на сцене? (мимика, жесты, телодвижения в игре).
4
Фронтальная (групповая)
Февраль 2024


76-79
?Актер?
Работа актера над образом. Логика действия:
я – предмет;
я – стихия;
я – животное;
я – растение;
внешняя характерность;
форма (выдержка и законченность).
4
Фронтальная (групповая)
Февраль 2024


80-82
?Сценическая речь?
Тренинг по сценической речи (артикуляционная гимнастика, дикционные упражнения).
3
Фронтальная (групповая)
Февраль 2024


83-84
?Техника сценического общения партнеров?
Овладение техникой сценического общения партнеров:
материал для общения – внутренние чувства, мысли;
объект общения (партнер, мысль);
средства, приемы общения – жест, слово, мимика, взгляд;
форма общения – приспособление;
непрерывность общения;
совокупность всех элементов общения.
2
Фронтальная (групповая)
Февраль 2024


85-87
?Текст?
Работа с литературным текстом (словесное действие, логика речи, орфоэпия).
3
Фронтальная (групповая)
Март 2024


88-91
?Театр – игра?
Словесные игры. Пластические импровизации.
4
Фронтальная (групповая)
Апрель 2024


91
?Выразительные средства?
Многообразие выразительных средств в театре:
драматургия;
декорация;
костюм;
свет;
музыкальное оформление;
шумовое оформление.
(Создание декоративно-художественного оформления).
1
Фронтальная (групповая)
Апрель  2024


92
?Спектакль?
Работа над спектаклем:
как создается спектакль;
знакомство со сценарием;
характеры и костюмы;
чтение по ролям,
работа над дикцией;
разучивание ролей;
вхождение в образ;
исполнение роли;
создание афиши и программки;
музыкальное оформление.
1
Фронтальная (групповая)
Апрель 2024


93
?Актерское мастерство?
Развиваем актерское мастерство. Репетиция.
1
Фронтальная (групповая)
Май 2024


94-95
?Представление?
Показ театрального представления:
в школе для учащихся, родителей, учителей
2
Фронтальная (групповая)
Май 2024


96
?Отчет?
Анализ проделанной работы. Творческий отчет. Поощрение лучших артистов.
1
Фронтальная (групповая)
Май 2024


















Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
?Основная общеобразовательная школа № 2 г. Пикалёво?


ПРИНЯТО
Педагогическим советом
Протокол №  
УТВЕРЖДЕНА:                                                                                      Приказом                                                                                                 МБОУ ?ООШ №2 г. Пикалево?                                                                                               от 














Календарный учебный график

дополнительной общеразвивающей программы

?Путешествие в сказку?

Направленность: художественная


на 2023–2024 учебный год






                                                                 г.Пикалёво
2023 г




Дополнительная общеразвивающая программа ?Путешествие в сказку?
Направленность программы- художественная
Год обучения–1год.
Количество учащихся– 15 человек.
Возраст учащихся–9-10 лет.
Комплектование объединения– с 20 мая по 1 сентября (допускается в течение всего учебного года)
Адреса мест осуществления образовательного процесса.
187600, РФ, Ленинградская область, Бокситогорский район, город Пикалёво, улица Заводская,21 МБОУ ?ООШ № 2? г. Пикалёво.
Продолжительность учебного года:
Начало учебного года–01.09.2023 г.
Начало учебных занятий -04.09.2023 г.
Окончание учебного года:
31.05.2024 г.-  для выполненных в полном объеме дополнительных общеразвивающих  программ; 
Для программ, невыполненных в полном объеме до 31.05.2024г - по факту выполнения дополнительных общеразвивающих программ.
Количество учебных недель: 34 недели.
Продолжительность каникул:
- зимние – с 30 декабря 2023 года по 7 января 2024 года,
 - весенние – с 16 по 24 марта 2024 года.
Праздничные дни:
4 ноября–День народного единства (4-6 ноября);
1,2,3,4,5,6,7 января- Новогодние каникулы;
23 февраля - День защитника Отечества;
8 марта - Международный женский день;
1 мая - Праздник Весны и Труда;
9мая – День Победы;
12июня – День России.
Регламент образовательного процесса:
Количество учебных дней и учебных часов в неделю – 3 дня по 1 учебному часу
Продолжительность 1 занятия- 45минут
Продолжительность перемен–10минут.













20