Для обогащения духовного мира ребенка необходимо развивать в нем чувства сопереживания, радости, гордости и познавательный интерес. В наше время духовно-нравственное воспитание является актуальной и сложной проблемой, так как материальные ценности преобладают над духовными, и у детей искажены представления о доброте, милосердии и справедливости.
Первоначальные основы личности ребенка, его мировоззрение и представления о добре и зле, а также его реакция на поступки других и собственное поведение закладываются в дошкольном возрасте.
Одним из эффективных средств воспитания моральных качеств у детей является художественное слово. Из всех доступных средств для духовно-нравственного развития ребенка особое значение имеют сказки. Поэтому в моей работе по реализации программы духовно-нравственного развития я начала с того, чтобы восстановить интерес детей к сказкам. В настоящее время не секрет, что современные дети теряют интерес к чтению художественной литературы, включая сказки, и заменяют их просмотром телевизора и работой на компьютере.
Результаты опроса родителей показали, что в некоторых семьях осталась традиция рассказывать сказки перед сном. Однако в большинстве случаев чтение литературы было заменено телевизором и компьютером.
С учетом требований федерального государственного образовательного стандарта я использую принцип сотрудничества в совместной проектной деятельности для возрождения интереса детей и родителей к художественному слову.
Мои цели:
- Заложить основы духовно-нравственной личности, основанной на активной жизненной позиции.
- Воспитывать у детей милосердие, сострадание и терпимое отношение к окружающим.
Мои задачи:
- Помочь детям освоить духовно-нравственные категории, такие как добро и зло, согласие, трудолюбие и бескорыстие.
- Содействовать формированию духовно-нравственных качеств через художественное слово и сказки.
Для достижения поставленных задач я использую различные формы работы, такие как чтение, пересказ и обсуждение поведения литературных героев, анализ причин их успехов и неудач. После обсуждения произведений мы играем роли персонажей в театрализованных представлениях.
Я также провожу конкурсы на лучшего чтеца, викторины по сказкам, утренники и совместное изготовление костюмов с родителями.