ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОЕ  ВОСПИТАНИЕ.
Гавлер Наталья Анатольевна
преподавательГБПОУ ?Шахтёрский техникум сферы услуг?
г.Шахтерск ДНР
Аннотация. В данной статье представлен анализ процесса духовно-нравственного воспитания молодежи в современной отечественной педагогике. Дано определение понятия ?духовно-нравственное воспитание?, проведено сопоставление такового с понятием ?воспитание нравственное?. Выделен существенный признак духовно-нравственного воспитания, как воздействие на эмоционально-мотивационную сферу личности. Сделан вывод о том, что воздействие этого признака имеет комплексный, интегрированный характер, поскольку опирается на определенную систему гуманистических ценностей. 
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, развитие, ценности, общество, культура.
      Основой моей статьи являются краткие и ёмкие слова великого педагога А. Макаренко: ?…Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги?. Работая педагогом, необходимо вкладывать более глубокий смысл в эти слова. В настоящее время на современном этапе развития образования?духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения. Актуальность этой задачи в современной России отражена и в Федеральном государственном образовательном стандарте.?Стандарт направлен на решение ряда задач, в том числе и на ?объединения обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества?, ?формирование общей культуры личности, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитием их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности  На сегодняшний день материальные ценности стали доминировать над?духовными, снижен интерес к представлению о доброте, милосердии, великодушии, справедливости.
Считаю, что основой духовно -нравственного воспитания, прежде всего, является духовная культура той среды, в которой человек  живёт, в которой происходит его становление и развитие - это духовная культура семьи, детского сада, школы. Тот дух, который царит в семье и детском саду, школе, дух которым живут родители и педагоги - люди, составляющие ближайшее социальное окружение, оказывается определяющим в формировании внутреннего мира человека. Жизнь современной школы невозможна без деятельного участия родителей. Заинтересованность, увлечённость детей пробуждает интерес и у них, и это необходимо использовать, устанавливается неразрывная связь поколений.
Своё предназначение, как педагога, вижу в наставничестве, в воспитании духовно-нравственных начал, сохранении и приумножении чистых, светлых и прекрасных образов на пути к формированию индивидуальности и гармонии личности. 
?Что такое нравственность? В чём должна состоять нравственность? В твёрдом, глубоком убеждении, в пламенной, непоколебимой вере в достоинство человека, в его высокое назначение. Это убеждение, эта вера есть источник всех человеческих добродетелей, всех действий?, - писал В. Белинский. Сегодня эти мудрые мысли особенно актуальны.
В деле воспитания придерживаюсь следующего правила: ?Истинная нравственность растёт из сердца при плодотворном содействии светлых лучей разума. Её мерило – не слова, а практическая деятельность? (В. Белинский). Каждый человек – это уникальное творение. Он неповторим, индивидуален и имеет своё предназначение. Одной из своих педагогических задач считаю помощь в поиске  своего личного предназначения в жизни. Считаю основными  задачами  по воспитанию нравственных ценностей: изучение личности студентов, их склонностей, интересов с целью оказания помощи и поддержки в нравственном саморазвитии и самоопределении, создание гуманистической атмосферы в группах как условия воспитания нравственных ценностей студентов. Считаю, что только в комфортных условиях человек может проявить себя, выразить свою индивидуальность и раскрыть свои возможности. Определяющие моего видения воспитания – уважение к личности человека, его мнению, желаниям, интересам, сотрудничество в достижении познаний, ненавязчивое ведение в нужном направлении на основе чести и справедливости, терпения и милосердия, долга и патриотизма.
В выражении своей я - концепции для меня важнейшим средством является любовь. ?Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь? эти слова Экзюпери так чётко дают понять, что нужно учиться любить самому и учить  любить то, что нас окружает: дом и улицу, где рос, родителей и друзей, утренний рассвет и вечерний закат, ?жалобный стон? улетающих журавлей, запах сосновой смолы и скошенной травы. Только человек любящий, умеющий ?видеть сердцем?, даже если не будет слышать этого слова, понимать его значение, вырастает патриотом своей Родины. 
В своей работе не испытываю затруднений при установлении контакта и общения со студентами, скорее всего потому, что искренно  отношусь , а они это чувствуют. Это и есть секрет педагога. Когда есть доверие, студенты ведут себя открыто, непосредственно, они предстают совершенно в другом образе: доброжелательные, многогранные. Доверительные беседы, которые я использую в своей работе, иногда бывают незаменимым средством в ежеминутном поиске гармонического единства с окружающим нас миром, в определении своих духовно-нравственных ценностей. Различные совместные мероприятия способствуют развитию  и совершенствованию. В духовно-нравственном воспитании молодежи первостепенное значение имеет духовная атмосфера, а не обилие правил и требований, бездуховный преподаватель, владеющий самыми современными методиками, не сможет раскрыть духовно - нравственные начала у своих воспитанников. Следует не только передавать нашим  согражданам знания, но и формировать высокую внутреннюю культуру, светлые, добрые, нравственные человеческие качества. Об этом я говорю с ребятами, цитируя слова В.О. Ключевского: ?Мысль бывает светла, когда озаряется изнутри добрым чувством. Мысль – фонарное стекло, чувство – лампа, сквозь него светящаяся и освещающая людям дорогу их?. А у нас нередко расставляются противоположные акценты. В добродетели возводится сила, напор, достижение любой ценой поставленных целей, презрение к ?неудачникам?. Великий русский писатель А.И. Солженицын писал: ?Жизнь, как и совесть, даётся человеку один раз?. Устраивает ли совестливого человека жизнь среди бессовестных людей?  Наверняка нет. Но что он один может сделать? У него сложная задача – сохранить свою совесть как надежду, что она поможет разбудить совесть и у других людей. Подобное поведение под стать духовному подвигу, и чем больше будет людей, способных на него, тем светлее будет мир, радостнее и легче совместная жизнь. Духовное воспитание лежит в?основе любых поступков человека, формирует облик его личности, определяет его систему ценностей и?характер. Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью всестороннего воспитания, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры. Качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания является интеграция его содержания в?повседневную жизнь, во все виды  деятельности.?
Я считаю, что каждый человек вправе выбирать краски и кисти в созидании своей судьбы. Но ему нельзя позволить ?хватать? первое попавшееся. Он должен увидеть всё. Задача педагога: направить студента к краскам и кистям – Доброго, Вечного, Прекрасного, а какие оттенки им будут выбраны – решать только ему. Формируя патриотические начала, акцентирую своё внимание на утверждении ?духа? русского человека. ?Будь сыном своей родины, глубоко почувствуй свою связь с родной почвой, относись к ней, возврати сторицей то, что получил от неё?, - писал К. Ушинский. Для того чтобы общество выжило и сохранило свою уникальную культуру, должна существовать передача тех духовных ценностных ориентиров, на которых она держалась на протяжении сотен лет. 
В заключении хочу подчеркнуть свою конечную цель: заложенные мудро, ненавязчиво духовно-нравственные принципы станут фундаментом личности творческой, думающей, созидающей, будут потребностью и неотъемлемой частью достойного человека. 

Список  использованной  литературы:
Введение в христианскую этику. Часть I. Становление нравственной личности. М., 1997.
 Арефьев, И. П. Духовно-нравственное воспитание: нерешенные вопросы / Педагогика. – 2012.  
 Балашов, Д. Е. Пути реализации "Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России",  2012. – №2. 
 Банников В. Н., Духовно-нравственное воспитание и развитие обучающихся во внеурочной деятельности,  2002.
  Германова Е. А./,  Воспитание школьников. – 2013. – №7. – С. 24-27. 
  Горбачевская В.А., В ответе за тех, кого приручил // Мир библиографии. – 2013. – №5. 
  Грачева, Е. В., Формы и способы гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания. 2013. – №1-3. 
 Дубинина Н. Н. Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина. 2012. – №5.
  Клепиков, В. Н. Из опыта духовно-нравственного воспитания школьников / В. Н. Клепиков // Педагогика. – 2012. – №3. 
 Клепиков, В. Н. Ценностные приоритеты развития социального института воспитания / 2012. – №8. 
 Кудрина, Е. Л. Толерантность в системе духовно-нравственного воспитания / Е. Л. Кудрина // Школьная б-ка. – 2012. – №6-7. 



















3