Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №2»
«Основы религиозных культур и светской этики»
ДУХОВНЫЙ МИР ЧЕЛОВЕКА
Павлова Ольга Борисовна
Педагог-библиотекарь
2024год
Духовная пустота делает безликой внешность человека.
В.А.Сухомлинский, из книги «Письма к сыну»
Духовная жизнь человека и человечества - феномен, который, как и культура, отличает их бытие от чисто природного и придает ему социальный характер. Через духовность идет осознание окружающего мира, выработка более глубокого и тонкого отношения к нему. Через духовность идет процесс познания человеком самого себя, своего предназначения и жизненного смысла. Понятие «духовный мир» имеет много значений. В идеалистических концепциях это нечто, противостоящее материальному миру. Во многих религиях под ним понимают сферу, где обитают сверхъестественные существа — Бог, ангелы, демоны. В науках о человеке под духовным миром часто подразумевается внутренний мир человека со всеми его эмоциональными, волевыми и интеллектуальными составляющими.
Духовный мир человека — это совокупность чувств и разума человека, его нравственных и волевых качеств. Развиваясь внутри личности, он реализуется в вербальной и практической деятельности.
Также под духовным миром часто понимают усвоение, создание и распространение человеком культурных ценностей. На формирование духовного мира индивида влияют: условия повседневной жизни, как бытовые, так и общеполитические; социальное окружение; практическая деятельность в обществе; обучение и воспитание; самосовершенствование и самоконтроль. Духовно-нравственные качества развиваются в течение всей жизни на рациональном и эмпирическом уровне. На них оказывают влияние психологические установки общества, господствующая идеология, религиозные и иные факторы.
О важности духовных ценностей человечество размышляет с глубокой древности до наших дней. Средневековый персидский поэт Омар Хайям высказал следующую глубокую мысль.«В этом темном мире считай истинным только духовное богатство, ибо оно никогда не обесценится». Для понимания особенностей духовного мира личности важно овладеть содержанием следующих понятий:
1.Знания. В философском смысле представляют собой образ реальности, закрепленный в сознании в виде понятий и представлений. Знания отличаются от веры тем, что их можно доказать реальными фактами, проверить на практике и обосновать с помощью логических рассуждений. Знания являются одной из главных опор внутреннего мира человека.
2. Вера. Под верой понимают глубокую убежденность в чем-либо без логического или эмпирического обоснования. Она является основой религиозного мировоззрения. В жизни людей, считающих себя атеистами, она тоже играет большую роль. Существует вера в идеи, принципы, людей или в самого себя.
3 .Чувства. Это субъективное переживание индивидом различных ситуаций явлений действительности. Понятие имеет схожее значение со словом «эмоции», но чувства носят более долговременный характер и отличаются большей устойчивостью.
4. Воля. Под ней подразумевается сознательная способность человека управлять своими поступками, эмоциями, мыслями, а также достигать поставленных целей. Без развития силы воли невозможно самосовершенствование личности.
5. Ценности. Под ними понимаются социальные определения объектов окружающего мира в категориях «добра и зла», правильности, полезности. Важной составляющей внутреннего мира является мировоззрение.
Мировоззрение — система устойчивых взглядов, концепций и представлений об окружающем мире.
Мировоззрение решает ряд важных задач: определяет общую направленность личности — набор устойчивых мотивов, которые ориентируют деятельность и относительно независимы от текущей ситуации ; несет эмоциональную окраску, которая выражается в пессимистичном или оптимистичном взгляде на окружающий мир, других людей и самого себя; влияет на целеустремленность, определяет силу и твердость характера, которые являются основой моделей поведения, привычек и склонностей.
В истории было немало людей, которые являются для человечества примерами настоящей духовности. При этом в разных традициях и культурах существуют свои представления о том, каким должен быть высокодуховный человек.
Например, в христианстве духовными считаются люди, которые демонстрируют сильную веру в Бога, проявляют кротость, милосердие и смирение. В Китае и Японии больше всего в людях ценится трудолюбие, почитание старших, верность долгу.
Тем не менее, есть ряд универсальных качеств, которыми обычно наделяют высокодуховного человека, независимо от национальной и этнокультурной принадлежности. Это такие качества личности, как: осознанность; тяга к саморазвитию; сострадание; самодисциплина; мудрость. Высшими духовно-нравственными ориентирами для человечества служат легендарные основатели религиозных и этических учений: Иисус Христос, Гаутама Будда, Конфуций, Лао-Цзы и другие.
В каждой религиозной традиции выработано представление о великих духовных учителях, сподвижниках, святых.
В православии чтят как великих святых Серафима Саровского, Сергия Радонежского, Амвросия Оптинского. Многие люди стремятся к духовности, преодолевая внутренние сомнения, тревоги и страхи. Они формируют свою личность путем непрерывного саморазвития.
В дневниках гениального русского писателя Льва Толстого отражена его внутренняя борьба с самим собой и постоянная тяга к самосовершенствованию. Следовать высоким нравственным идеалам трудно, но каждому человеку следует стремиться развивать себя в духовной области. Простое удовлетворение своих потребностей низводит человека на уровень биологического существа. Духовный мир можно развивать разными способами: Практиковать гуманное отношение к окружающим.Бережно относиться к природе. Не только брать от мира, но и отдавать ему (волонтерство, благотворительность, разные виды помощи другим). Развивать чувство эмпатии — умение прочувствовать чужие переживания как свои. Читать духовную, философскую, религиозную литературу. Заниматься самопознанием. Практиковать чувство благодарности. Работать над преодолением таких негативных черт, как жадность, зависть, раздражение, гнев, обида. Важно научиться отличать настоящую духовность от псевдодуховности, когда за красивыми словами скрывается корысть и лицемерие. Иногда случается, что в своей жажде самосовершенствования неопытный человек попадает в руки обманщиков или даже становится жертвой деструктивной секты. Особенностью псевдодуховных обществ является то, что их лидеры преследуют свои корыстные интересы. Они стремятся к получению власти, славы, материальных и иных выгод, а не заинтересованы по-настоящему в духовном развитии. Примерами псевдодуховности являются тоталитарные секты, лжеблаготворительность, лицемерная помощь другим. В поиске моральных авторитетов люди часто пытаются возводить на пьедестал разных исторических личностей, но не все из них этого достойны. По-настоящему высокодуховными можно назвать людей, которые в первую очередь были строги по отношению к самим себе. Они были трудолюбивы и скромны, относились к другим людям с любовью и состраданием, прилагали большие усилия, чтобы сделать наш мир добрее и справедливее. Примеры духовного мира человека:
Елизавета Федоровна Романова (1864—1918) — великая княгиня, благотворительница, сестра милосердия. Елизавета Федоровна была замужем за Сергеем Александровичем, который был сыном российского императора Александра II. Она могла бы вести роскошную светскую жизнь, предаваясь балам и развлечениям, но избрала другой жизненный путь. Испытывая острое чувство сострадания ко всем обездоленным, она опекала сирот, инвалидов, больных — всех, кто нуждался в ее помощи. В июле 1918 года вместе с другими членами царской семьи Елизавета Федоровна Романова была замучена и убита большевиками. Православная церковь причислила ее к лику святых.
Духовный мир - это потребность, такая же сильная, как жажда и голод, жить и видеть каждый день дорогих тебе людей. разговаривать с ними, делать их счастливее, улучшать жизнь вокруг себя и жизнь других, любимых тобою людей.
Духовно развитый человек четко различает добро и зло, несправедливость, черствость, жестокость и всячески с этим порется и противостоит. У таких людей очень болезненная совесть и ярко выраженная жалость ко всему живому.
Духовный мир человека, представляет из себя систему ценностей и ориентиров, представлений об окружающем мире и самом себе.