Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система является энергетической базой для речевой системы. Дыхание оказывает огромное влияние на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения способствуют выработке диафрагмального дыхания. Влияют на продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Дыхательные упражнения способствуют увеличению рабочего объёма лёгких, делают более интенсивным процесс газообмена. В результате улучшается работа всех важнейших систем организма: сердечнососудистой, нервной и даже пищеварительной. И это не временный эффект, а изменение на качественном уровне, которое останется с малышом и во взрослой жизни. Один раз научившись «правильно» дышать, разучиться уже не получится.

Для детей раннего и дошкольного возраста регулярное выполнение дыхательной гимнастики способствует воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных звуков.

Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики:

Перед тем как проводить дыхательную гимнастику, необходимо проветрить помещение, вытереть пыль.

Не стоит проводить дыхательную гимнастику после плотного обеда или ужина. Рекомендуется, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час.

При проведении упражнений желательно выбрать свободную одежду, которая не будет стеснять движения.

Во время выполнения упражнений мышцы рук, шеи, груди не должны напрягаться.

Упражнения для развития речевого дыхания

ФУТБОЛ

Взять ватный шарик и поставить два кубика в качестве ворот. Ребенок должен загнать шарик в ворота, дуя на него.

ВЕТРЯНАЯ МЕЛЬНИЦА

Ребенок дует на лопасти вертушки.

СНЕГОПАД

Взять кусочки ваты или салфетки и предложить ребенку сдувать «снежинки» с ладони.

ЛИСТОПАД

Вырезать из цветной бумаги листья и попросить ребенка подуть на листья, так, чтобы они полетели.

БАБОЧКА

Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Ребенок должен подуть на бабочку, чтобы она полетела. Необходимо следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох.

КОРАБЛИК

Дуть плавно и длительно на бумажный кораблик.

ОДУВАНЧИК

Предложите ребенку подуть на отцветший одуванчик (следите за правильностью выдоха).

ШТОРМ В СТАКАНЕ

Предложите ребенку подуть через соломинку в стакан с водой (нужно следить, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижными).

Техника выполнения упражнений:

вдох через нос

плечи не поднимать

выдох через рот (должен быть длительным и плавным)

щеки не надувать (их можно придерживать руками)

не повторять упражнения многократно, так как это приведет к головокружению