ПРЕДМЕТНО – РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
М.М.Кириенко,
МКОУ Таежнинская школа √20,
Учитель начальных классов.
Российские школы перешли на Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) второго поколения. В его основу положена принципиально новая идеология. Перед школой поставлена задача – воспитать гражданина информационного общества, человека, способного и готового учиться на протяжении всей жизни. Целью и смыслом современного образования становится развитие ребенка как субъекта познавательной деятельности. Так как свои первоначальные навыки ребенок получает в начальной школе. За четыре года обучения он должен освоить не только программный курс, но и выработать желание к дальнейшему процессу обучения, умением четко и грамотно выполнять поставленные задачи, овладеть умениями учиться, организовывать свою деятельность, стать обладателями определённых личностных характеристик. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий.
Вопросы формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Объясняется это тем, что решение практических задач: осуществление обязательного всеобщего начального образования, повышение его качества, формирование активной жизненной позиции младших школьников – является велением времени в условиях ускоряющегося научно-технического и социального прогресса и требует поиска новых подходов к дальнейшему совершенствованию познавательной деятельности, к ее активизации, связанных с внедрением нового федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.
Поэтому особо остро в последние годы стал вопрос о формировании познавательных универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования.
Цель данной работы: показать как предметно – развивающая среда влияет на формирование познавательных действий младших школьников.
Объектом данного исследования является процесс формирования познавательных действий младших школьников, предметом исследования - организация предметно-развивающей среды на формирование познавательных действий.
В современном образовании, большее внимание уделяется познавательным универсальным учебным действиям, так как в основе формирования универсальных учебных действий лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное усвоение всех компонентов учебной деятельности и выступает существенным фактором повышения эффективности освоения обучающимися предметных знаний, а также влечет за собой формирование и других видов универсальных учебных действий, а именно коммуникативных, регулятивных и личностных.
Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
Общеучебные универсальные действия:
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
Поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации;
Структурирование знаний;
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково -_символические действия:
Моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или
знаково
- символическая);
Логические универсальные действия:
Преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
Синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
Подведение под понятие, выведение следствий;
Установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
Доказательство;
Выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
Формулирование проблемы;
Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Для формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:
сравни;
«найди отличия» (можно задать их количество);
«на что похоже?»;
поиск лишнего;
составление схем-опор;
работа с разного вида таблицами;
работа со словарями и др.
Виды заданий
Формируемое познавательное действие
Сравни
Умение осуществлять сравнение; умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
«Найди отличия»
Умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
«На что похоже?»
Умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; умение устанавливать аналогии;
умение узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием предмета: обнаружение моделей геометрических фигур в окружающем
Поиск лишнего
Умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; умение осуществлять классификацию
Составление схем – опор
Умение использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач
Работа с разными видами таблиц
Умение создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач
Работа со словарем
Умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий
Таким образом, познавательные универсальные учебные действия – это комплекс обобщенных действий обучающегося, навыков и умений, связанных с ними. Они обеспечивают способность к самостоятельному усвоению новой информации, сознательному и активному получению социального опыта, самосовершенствованию и решению множества жизненно важных проблем.
Библиографический список
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, 20
23.
С.35-41.
Программа формирован
ия универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2014/01/08/fomirovanie-poznavatelnykh-uud-v