Эффективность деятельности учреждений образования в сельской местности: современные подходы и проблемы
В современной России проблема качества преподавания и общей эффективности сельских школ является одной из центральных в сфере образования. Несмотря на мощную городскую индустрию, большая часть начальных школ в стране - именно сельские. К этому есть и исторические (Россия много лет была аграрной страной) и территориальные предпосылки - большую часть площади страны составляют леса и сельскохозяйственные угодья.
На долю сельских школ приходится порядка 70 % от общего числа школ России. При этом в сельской местности обучается только около 30% учащихся школ страны и работает примерно 40% всех учителей. То есть, налицо явный перекос между количеством учебных заведений и их наполняемостью. Это свидетельствует и о непрекращающейся миграции сельского населения в города, и об очень низком авторитете школ, расположенных в сельской местности.
Не секрет, что родители, стремящиеся дать своему ребенку "хорошее образование", стараются отправить его учиться в городскую школу, если есть такая возможность. При этом в регионе порядка 70% сельских школ являются малокомплектными, с наполняемостью классов меньше 10 человек.
Выходы из этой ситуации есть, но ни один из путей не является коротким. Все они предполагают долгосрочную целенаправленную работу. В 2015 году газета "Друг для друга", со ссылкой на областной комитет образования сообщала, что с 2010 по 2015 количество школ в регионе сократилось с 725 до 555. Причем сокращение достигнуто именно за счет малокомплектных школ, расположенных в сельской местности.
Как мы знаем, дети и педагоги из таких закрытых малых школ переводятся в школы более крупные. Таким образом, в некоторой степени, удается добиться повышения качества образования и доукомплектования штата учебных заведений, испытывавших нехватку учителей. Но одними лишь этими мерами эффективность поднять невозможно. Ведь, как все знают, в сельской местности очень часто школа - это нечто большее, чем место, где дети получают начальное и среднее образование.
Она становится организатором социально-педагогической и социально-культурной работы с детьми и их семьями, базой допрофессиональной подготовки ребенка к самостоятельной жизни на селе, а также местом поддержки детских и молодежных объединений, что очень важно для личностного и социального становления ребенка. Все это требует особого внимания к внеклассной и организационной работе с детьми.
В XXI веке жизнь современного подростка трудно представить без компьютеров и интернета. Соответственно, школа ни в коем случае не должна игнорировать этот тренд. Школам необходимы компьютерные классы и грамотные специалисты-преподаватели для этих классов. Поскольку далеко не все села могут похвастаться качественной "интернетизацией", то такие классы и их оборудование станут весомой помощью и для педагогических коллективов, как в плане подготовки к занятиям, так и для общего профессионального самосовершенствования.
Еще одно требование, способное повысить эффективность работы сельских школ - внедрение образовательных стандартов. В профессиональном стандарте достаточно четко определены требования к современному российскому педагогу:
уровень образования педагогов (
высшее
),
повышение квалификации,
научно – исследовательская активность,
владение и использование в работе новых педагогических технологий,
умение объективно оценивать знания учеников, используя разные формы и методы контроля,
владение навыками систематизации информации
владение формами и методами воспитательной работы, используемыми как на уроке, так и во внеклассной деятельности.
Безусловно, жесткое требование этим стандартам позволит поднять качество образование на селе. Но при этом, как уже не раз отмечалось, оценивать работу педагога, нельзя "под одну гребенку". А именно это, в некоторых случаях, предлагают делать новые требования. Требования при оценке эффективности деятельности бюджетных образовательных учреждений на региональном, муниципальном уровнях часто сводятся далеко не к комплексной оценке деятельности учебного заведения, а лишь к результатам ЕГЭ и ГИА, что неправильно. Требуется выработать комлексную систему оценок, учитывая именно сельскую специфику и ту роль, что играет школа в жизни современного российского села
И в завершение доклада нельзя не вернуться к одной из главных проблем, от которой зависит качество образования и эффективность работы сельских школ - финансовому обеспечению. У педагога должен быть весомый стимул заниматься самообразованием и поиском новых методов работы. Инновации, выполнение образовательных стандартов, высокие показатели учеников на экзаменах и олимпиадах должны материально поощряться. Работать учителем в сельской местности должно быть в материальном плане выгоднее, чем в городе, чтобы школы пополняли сильные профессионалы и перспективная педагогическая молодёжь.
Показатели эффективности деятельности образовательной организации и мотивация персонала давно стали неразрывными понятиями. Правильная оценка эффективности работы педагогов и всей образовательной организации позволяет создать эффективную систему стимулирования педагогических работников, а вместе с тем - поднять её эффективность. При этом система оценки образовательной организации должна быть проста, понятна и разумно формализована с четкими критериями, которые позволяют объективно оценить проделанную работу.