* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;}

Эффективность использования приемов проблемного обучения на уроках английского языка

В соответствии с новым образовательным стандартом в центре педагогической деятельности должен находиться ребенок, которого необходимо считать не объектом, а субъектом обучения и воспитания. Поэтому учителю необходимо использовать активные методы обучения с применением инновационных педагогических и информационных технологий, а на уроках создавать атмосферу доброжелательности и успеха.

Одним из эффективных методов на уроках английского языка является метод проблемного обучения. Проблемное обучение – это система методов обучения, при которой учащиеся получают знания не путем заучивания и запоминания их в готовом виде, а в результате мыслительной работы по решению проблем и проблемных задач, построенных на содержании изучаемого материала.

Проблемная ситуация представляет собой познавательную трудность, для преодоления которой обучаемые должны приобрести новые знания или приложить интеллектуальные усилия. Проблемная ситуация, осознанная и принятая обучаемым к решению, перерастает в проблему. Проблема с указанием параметров и условий решения представляет собой проблемную задачу.

 Проблемная задача – это учебная проблема с заданными условиями и, в силу этого получившееся ограниченное поле поиска, доступное для решения учащимся. Совокупность таких целенаправленно сконструированных задач и призвана обеспечить основные функции проблемного обучения: творческое овладение учебным материалом и усвоение опыта творческой деятельности.

Так как проблемное обучение предполагает строго продуманную систему проблемных ситуаций, проблем и задач, соответствующих познавательным возможностям обучаемых, с этой целью должны предусматриваться различные уровни сложности:

1-й уровень. Учитель сам анализирует проблемную ситуацию, выявляет проблему, формулирует задачу и направляет обучаемых на самостоятельный поиск путей решения;


2-й уровень. Отличие состоит в том, что учитель вместе с учениками анализирует ситуацию и подводит их к проблеме, а они самостоятельно формулируют задачу и решают ее;


3-й уровень (самый высокий). Учитель доводит до учащихся содержание проблемной ситуации, ее анализ, выявление проблемы, формулировку задачи и выбор оптимального решения обучаемые осуществляют самостоятельно.

На уроках английского языка можно использовать проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое  усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога. В основе ФГОС  лежит системно-деятельностный подход, который может быть реализован технологией проблемного диалога –  современной образовательной технологией деятельностного типа.

На уроках с использованием технологии проблемно-диалогического обучения постановка темы и задач урока, а так же их решение выполняется в ходе специально организованного учителем диалога. Автор технологии Мельникова Е.Л. различает два вида диалога: побуждающий и подводящий, и определяет их использование на двух этапах урока: постановке темы и «открытии» нового знания.
Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески, и поэтому развивает творческие способности учащихся. На этапе постановки проблемы сначала учителем создается проблемная ситуация, а затем произносятся специальные реплики для осознания противоречия и формулирования проблемы учениками. В данной статье нам хотелось бы рассмотреть несколько приемов, которые можно использовать на уроках английского языка.

Прием 1. Проблемная ситуация с противоречивыми положениями создается  одновременным предъявлением классу противоречивых фактов, теорий, мнений. В данном случае факт понимается как единичная научная информация, теория – система научных взглядов, мнение – позиция отдельного человека. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Что вас удивило? Что интересного заметили? Какое противоречие налицо?».

Постановка проблемы

Анализ

Учитель

Ученики

Предъявление противоречивых мнений

– Some people call this country England, some people say, “It is Great Britain”, the others name it UK.

(Проблемная ситуация.)

Побуждение к осознанию

– What is strange? 
– Is it one country or three different countries?

– One country has many names.
(Осознание противоречия.)

Побуждение  к проблеме

– What will we speak about today?

–  The United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland

тема

Фиксирует тему на доске.

 

Прием 2. Проблемная ситуация со столкновением мнений учеников класса создается вопросом или практическим заданием на новый материал. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Вопрос был один? А мнений сколько?» или «Задание было одно? А выполнили вы его как?». И далее общий текст: «Почему так получилось? Чего мы еще не знаем?

 

Анализ

Учитель

Ученики

Постановка проблемы

Актуализация изученного

–  Read the words

Say, speak, tell

 

What do they mean?

– Сказать говорить

Задание на новый материал

– Can you put these words into correct places in the sentences?

Работая в парах, ученики заполняют пропуски в предложениях

Do you … German?
Mother … “Help me, please!”
He always  … funny stories.

Проверка задания

Let’s compare the results

Ученики вывешивают на доску листы с вариантами ответов.
(Проблемная ситуация)

Побуждение  к осознанию

– Why do we have different sentences?

(Осознание проблемы)

Побуждение к проблеме

– Why is it so?
– What do we need o do the task?

– как правильно употребляются слова say, speak, tell

тема

– Употребление глаголов say, speak, tell

 

Прием 3. Проблемная ситуация с противоречием между житейским (т.е. ограниченным или ошибочным) представлением учеников (или ранее изученными закономерностями) и научным фактом (новым правилом) создается в два шага. Сначала (шаг 1) учитель выявляет житейское представление учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку». Затем (шаг 2) сообщением или наглядностью предъявляет научный факт. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Вы что думали сначала? А что оказывается на самом деле?».

 

Анализ

Учитель

Ученики

Постановка проблемы

практическое
задание
«на ошибку»

На доске записаны слова
Iipig, I, like, swim, hi, nine

– Какая знакомая буква есть во всех словах?
Можете попробовать прочесть слова?


Ii

Ученики пытаются прочесть

предъявление научного факта сообщением

– Правильно прочтет Мистер Рул.

(Осознание противоречия.)

побуждение к осознанию

– Что вы сказали сначала?
– А что оказывается на самом деле?

 

побуждение к проблеме

–  Чем же мы будем сегодня заниматься?

Учиться читать букву Ii  в новых словах

тема

Фиксирует тему на доске.

 

 

Анализ

Учитель

Ученики

Постановка проблемы

практическое задание «на ошибку»

– Как сказать, что предметов или животных несколько?
– Можете сказать, что следующих предметов тоже много?

– A pen-pens, a dog-dogs

Ученики пытаются по аналогии образовать форму множественного числа.

предъявление научного факта сообщением

Мистер Рул считает по-другому (предъявление правила)

(Осознание противоречия.)

побуждение к осознанию

– Что вы сказали сначала?
– А что оказывается на самом деле?

 

побуждение к проблеме

– Чем же мы будем сегодня заниматься?

Учиться образовывать форму множественного числа слов-исключений

тема

Фиксирует тему на доске.

 

Подводящий диалог представляет собой систему посильных ученикам вопросов и заданий, которая активно задействует и соответственно развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы.

Сообщение темы с мотивирующим приемом. Суть метода заключается в том, что учитель предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом (прием «яркое пятно»), либо характеристикой значимости темы для самих учащихся (прием «актуальность»). В некоторых случаях оба мотивирующих приема используются одновременно.

Постановка проблемы

Анализ

Учитель

Ученик

«Яркое пятно» в форме шуточного стихотворения

– Посмотрите, на страничке
Наша Family, _______:
Мама, папа, брат, сестричка и, конечно, с ними я. [7]
Лучше предъявить со зрительной опорой

 

– Кто догадался о чем сегодня пойдет речь?

– О семье

Тема

– Значит тема нашего урока?
(Фиксирует тему на доске)

Family

Поиск решения учебной проблемы

Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог представляет собой сочетание специальных вопросов, стимулирующих учеников выдвигать и проверять гипотезы. Данный метод имеет определенную структуру: начинается с общего побуждения (призыва к мыслительной работе), при необходимости продолжается подсказкой (намеком, сужающим область поиска), в крайнем случае, завершается сообщением учителя. При этом общее побуждение представляет собой стандартную готовую реплику, а подсказку необходимо придумывать каждый раз заново.

Таким образом, на проблемно-диалогических уроках учитель сначала посредством диалога помогает ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока и задачи. Тем самым у школьников вызывается интерес к новому материалу, бескорыстная познавательная мотивация. Одобрив цели, приняв их, ученики берут на себя часть ответственности за их реализацию. Затем учитель посредством побуждающего или подводящего диалога организует знакомство с новым материалом. Процесс получения новых знаний с использованием технологии проблемного диалога занимает на уроке больше времени, чем традиционное объяснение, но он гораздо эффективнее, так как достигается подлинное понимание материала учениками, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался сам.

Использование проблемного диалога способствует достижению как предметных, так и метапредметных и личностных результатов:

Предметные результаты проблемного диалога – качественные знания. Их приобретение достигается за счёт использования центральных компонентов технологии: методы постановки проблемы обеспечивают познавательную мотивацию, методы поиска решения – подлинное понимание материала, продуктивные задания – осознанное воспроизведение.

Метапредметные результаты проблемного диалога – универсальные учебные действия (общеучебные умения), которые делятся на три группы: познавательные,  коммуникативные и регулятивные.

Личностные результаты проблемного диалога – становление характера, мотивов,  ценностей. Позиция активного деятеля, а не созерцателя воспитывает такие черты характера, как инициативность, смелость, трудолюбие. Роль творца, а не исполнителя усиливает познавательную мотивацию учения, ценность творческой деятельности. Отношения сотрудничества, а не подчинения формируют доброжелательность и уважение к людям.

Таким образом, технология проблемного диалога действительно обеспечивает достижение установленных результатов и является эффективным средством реализации ФГОС.