МБОУ СШ №1 р.п. Тумботино








Эффективные формы организации работы с детьми  по основам безопасности жизнедеятельности

































Учитель начальных классов:
Тарабарина Елена Петровна
                           

2023 г



Актуальность проблемы

             В соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных?стандартов (ФГОС) нового поколения охрана и укрепление здоровья обучающихся является неотъемлемой?составной частью образовательного процесса.  Одной из ценностных составляющих,??способствующих развитию личности, является формирование мотивации к ведению?здорового образа жизни. Стандарт нового поколения ориентирован не только на усвоение?обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его умений и привычек,?направленных на здоровый и безопасный образ жизни. 

            Об актуальности данной темы можно говорить много и все будет главное. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Мы понимаем, что то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасным для него. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: ?не трогай?, ?отойди?, ?нельзя?. Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это дает обратный результат. 
          Поэтому очень  важно подготовить ребенка к встрече с различными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями.

       Целью воспитательной работы в данном направлении является:   
  подготовка физически и психически здоровой личности, способной к адаптации в обществе, обеспечению своей безопасности в экстремальных ситуациях и оказанию необходимой помощи окружающим.

         Следовательно, в процессе?формирования культуры?здорового и безопасного образа жизни, будут актуальными следующие задачи:
-?сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
-?научить обучающихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;
- научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность?на основе ее использования самостоятельно поддерживать свое здоровье;
-?сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
-?сформировать представление о рациональной организации?режима дня, учебы и отдыха, двигательной активности, научить ребенка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
-?дать представление с учетом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная?двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления?и т.п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей?от табака, алкоголя, наркотиков, их?пагубном влиянии на здоровье;
-?дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером,?просмотра телепередач, участия в азартных играх;
-?обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки;
-?сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
-?сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
-?сформировать потребность ребенка безбоязненно обращаться?к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.
         Работа по формированию здорового и безопасного образа жизни?организуется по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. 

        Формы воспитательной работы по формированию культуры
                     здорового и безопасного образа жизни:
- тематические классные часы, профилактические беседы,
-  спортивные праздники, подвижные игры (в т.ч. с родителями);
 -  туристические походы;
- коллективно-творческие дела;
– просмотр видеофильмов;
-  встречи-беседы с интересными людьми, ведущими активный образ жизни;
- тематические выставки книг, электронных ресурсов;
 - дискуссии, дебаты;
 - конкурсы, викторины по правилам здорового образа жизни;
 - мероприятия, направленные на популяризацию физической культуры и спорта;
 - консультации;
 - ознакомление с художественной литературой; 
 - игры(дидактические, словесные, настольные); 
 -  эксперименты и опыты;
 -  моделирование заданных ситуаций;
 -  игровые тренинги;
- подвижные игры.

Рассмотрим примеры некоторых форм работы.

Беседы:

 ?Не бойся звать на помощь?, 
?Запомните детки – таблетки не конфетки?, 
?Если чужой приходит в дом?,
 ?Безопасность в доме, на улице?,
 ?Не влезай на высокие предметы?, 
 ?Пожарный герой он с огнём вступает в бой?, 
?Кухня не место для игр?, 
?Регулировщик?,
 ?Правила поведения в транспорте?, 
?Пора не пора – не ходи со двора?,
?Знакомство с улицей?, 
?Посмотри налево – посмотри направо? 

Чтение художественной литературы.

 Е. Хоринский ?Спичка-невеличка?
 И. Тверабукин ?Андрейкино дежурство?, 
Б. Житков ?Пожар в море?,
 Л. Толстой ?Пожар?, ?Пожарные собаки?; 
С. Маршак ?Рассказ о неизвестном герое?, ?Пожар?; 
К. Чуковский ?Телефон?, ?Айболит?, 
Н. Носов ?Телефон?.
и др.

Познавательно –?исследовательская деятельность:
        Моделирование проблемных ситуаций - эффективный, практичный и интересный способ обучения навыкам безопасного поведения дошкольников:

 ?Ты нашел спички?
?Как работает?огнетушитель?
 ?Как выглядит пожарная машина?
 ?Как работает?бытовая техника?
?Огонь - друг, огонь – враг?
?Ловим электричество в волосах?
и др.


Дидактические игры:

? Найди знак?
?Что, где, когда??
? Четвертый лишний?
?Если случится беда??
?Что нужно для пожарного щита??
?Я водитель?
?Помоги мальчику добраться до дома?
?Можно – нельзя?
и др.
 
Словесные игры;
?Добрые и плохие поступки?
?Съедобное – несъедобное?
?Опасные и неопасные растения?
?Угадай по признаку?
?Умею – не умею?
?Закончи предложение?
и др. 

Настольно – печатные игры:

?Путешествие по сказкам?
?Город машин?
?Умный  светофор?
?Дорожные знаки?
?Что необходимо пожарному??
?Полезно – опасно?
и др.

Работа с родителями.

          Известно, что круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках образовательного учреждения. Поэтому успех в работе по формированию безопасного поведения у детей может быть достигнут только при тесном взаимодействии с родителями обучающихся.

         К современным формам работы с родителями относятся направления:  

 - информационно – аналитическое;
 -  досуговое;
- познавательное;
- наглядно – информационное;
- мастер – классы;
- практикумы;
- родительские собрания;
- выставки;
- конкурсы.

Вывод

        Обучение детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является остроактуальной педагогической задачей. Цель профилактической работы по безопасности заключается в повышении информированности детей и родителей о поведении в чрезвычайных ситуациях.

       Возможные направления в работе по формированию основ безопасности:

1. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.
2. Противопожарная безопасность.
3. Безопасность в быту.
4. Безопасность в природе.

       Каждому нужно знать правила поведения в экстремальных ситуациях и научиться самостоятельно принимать решения и тогда не случится беды.
      И надо помнить, что главное – это личный пример родителей, педагогов, да и вообще всех взрослых.