МБОУ СШ №1 р.п. Тумботино Эффективные формы организации работы с детьми по основам безопасности жизнедеятельности Учитель начальных классов: Тарабарина Елена Петровна 2023 г Актуальность проблемы В соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных?стандартов (ФГОС) нового поколения охрана и укрепление здоровья обучающихся является неотъемлемой?составной частью образовательного процесса. Одной из ценностных составляющих,??способствующих развитию личности, является формирование мотивации к ведению?здорового образа жизни. Стандарт нового поколения ориентирован не только на усвоение?обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его умений и привычек,?направленных на здоровый и безопасный образ жизни. Об актуальности данной темы можно говорить много и все будет главное. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Мы понимаем, что то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасным для него. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: ?не трогай?, ?отойди?, ?нельзя?. Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это дает обратный результат. Поэтому очень важно подготовить ребенка к встрече с различными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями. Целью воспитательной работы в данном направлении является: подготовка физически и психически здоровой личности, способной к адаптации в обществе, обеспечению своей безопасности в экстремальных ситуациях и оказанию необходимой помощи окружающим. Следовательно, в процессе?формирования культуры?здорового и безопасного образа жизни, будут актуальными следующие задачи: -?сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье; -?научить обучающихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье; - научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность?на основе ее использования самостоятельно поддерживать свое здоровье; -?сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах; -?сформировать представление о рациональной организации?режима дня, учебы и отдыха, двигательной активности, научить ребенка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня; -?дать представление с учетом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная?двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления?и т.п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей?от табака, алкоголя, наркотиков, их?пагубном влиянии на здоровье; -?дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером,?просмотра телепередач, участия в азартных играх; -?обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки; -?сформировать навыки позитивного коммуникативного общения; -?сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; -?сформировать потребность ребенка безбоязненно обращаться?к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития. Работа по формированию здорового и безопасного образа жизни?организуется по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Формы воспитательной работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни: - тематические классные часы, профилактические беседы, - спортивные праздники, подвижные игры (в т.ч. с родителями); - туристические походы; - коллективно-творческие дела; – просмотр видеофильмов; - встречи-беседы с интересными людьми, ведущими активный образ жизни; - тематические выставки книг, электронных ресурсов; - дискуссии, дебаты; - конкурсы, викторины по правилам здорового образа жизни; - мероприятия, направленные на популяризацию физической культуры и спорта; - консультации; - ознакомление с художественной литературой; - игры(дидактические, словесные, настольные); - эксперименты и опыты; - моделирование заданных ситуаций; - игровые тренинги; - подвижные игры. Рассмотрим примеры некоторых форм работы. Беседы: ?Не бойся звать на помощь?, ?Запомните детки – таблетки не конфетки?, ?Если чужой приходит в дом?, ?Безопасность в доме, на улице?, ?Не влезай на высокие предметы?, ?Пожарный герой он с огнём вступает в бой?, ?Кухня не место для игр?, ?Регулировщик?, ?Правила поведения в транспорте?, ?Пора не пора – не ходи со двора?, ?Знакомство с улицей?, ?Посмотри налево – посмотри направо? Чтение художественной литературы. Е. Хоринский ?Спичка-невеличка? И. Тверабукин ?Андрейкино дежурство?, Б. Житков ?Пожар в море?, Л. Толстой ?Пожар?, ?Пожарные собаки?; С. Маршак ?Рассказ о неизвестном герое?, ?Пожар?; К. Чуковский ?Телефон?, ?Айболит?, Н. Носов ?Телефон?. и др. Познавательно –?исследовательская деятельность: Моделирование проблемных ситуаций - эффективный, практичный и интересный способ обучения навыкам безопасного поведения дошкольников: ?Ты нашел спички? ?Как работает?огнетушитель? ?Как выглядит пожарная машина? ?Как работает?бытовая техника? ?Огонь - друг, огонь – враг? ?Ловим электричество в волосах? и др. Дидактические игры: ? Найди знак? ?Что, где, когда?? ? Четвертый лишний? ?Если случится беда?? ?Что нужно для пожарного щита?? ?Я водитель? ?Помоги мальчику добраться до дома? ?Можно – нельзя? и др. Словесные игры; ?Добрые и плохие поступки? ?Съедобное – несъедобное? ?Опасные и неопасные растения? ?Угадай по признаку? ?Умею – не умею? ?Закончи предложение? и др. Настольно – печатные игры: ?Путешествие по сказкам? ?Город машин? ?Умный светофор? ?Дорожные знаки? ?Что необходимо пожарному?? ?Полезно – опасно? и др. Работа с родителями. Известно, что круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках образовательного учреждения. Поэтому успех в работе по формированию безопасного поведения у детей может быть достигнут только при тесном взаимодействии с родителями обучающихся. К современным формам работы с родителями относятся направления: - информационно – аналитическое; - досуговое; - познавательное; - наглядно – информационное; - мастер – классы; - практикумы; - родительские собрания; - выставки; - конкурсы. Вывод Обучение детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является остроактуальной педагогической задачей. Цель профилактической работы по безопасности заключается в повышении информированности детей и родителей о поведении в чрезвычайных ситуациях. Возможные направления в работе по формированию основ безопасности: 1. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. 2. Противопожарная безопасность. 3. Безопасность в быту. 4. Безопасность в природе. Каждому нужно знать правила поведения в экстремальных ситуациях и научиться самостоятельно принимать решения и тогда не случится беды. И надо помнить, что главное – это личный пример родителей, педагогов, да и вообще всех взрослых.
Эффективные формы организации работы с детьми по основам безопасности жизнедеятельности