«Люди перестают мыслить,

когда перестают читать».

Д .Дидро

В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования второго поколения в качестве приоритетной цели называется «…формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования».

Но в наш век новых информационных технологий роль книги изменилась, любовь к чтению стала «падать». Дети предпочитают книге телевидение, видеопродукцию, компьютер и, как результат, школьники не любят, не хотят читать. «Широкое распространение видео- и компьютерной продукции сопровождается оттеснением чтения и письменных текстов на периферию культуры. Это негативно влияет на качество обучения …».

Базовым гуманитарным предметом для формирования читательской грамотности являются уроки литературного чтения, на которых можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи развития младшего школьника.

Важной частью работы учителя по данному направлению является определение результативности деятельности и выявление уровня читательской грамотности.

Надеюсь, что представленный мной в материал вызывет интерес у педагогов начальных классов и будет использован на уроках литературного чтения для формирования читательской грамотности младших школьников.

Понятие «читательская грамотность»

Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. В исследовании PISA «читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».

Раскрыв понятие «читательская грамотность», можно сделать вывод, что для того, чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности в школе, у выпускников школы должны быть сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами.

У развитого читателя должны быть сформированы обе группы умений:

умения, целиком основанные на тексте, извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения:

– умения находить информацию и формулировать простые непосредственные выводы:

– найти в тексте информацию, представленную в явном виде;

– основываясь на тексте, сделать простые выводы;

умения, основанные

на собственных размышления

о прочитанном: интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя»:

– устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую;

– интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста;

– реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык).

Уровни читательской грамотности связаны с качественной характеристикой читательской самостоятельности выпускников начальной школы.

Высокий уровень читательской грамотности говорит о готовности учащегося к дальнейшему обучению на следующей образовательной ступени. Такие ученики уже почти не нуждаются в помощи, чтобы понять и оценить сообщения художественных и информационных текстов, не выходящих далеко за пределы их речевого и житейского опыта и знаний. Читатели высокого уровня готовы (при должном педагогическом руководстве) осваивать те составляющие чтения, которые позволят им расширять и преобразовывать собственный опыт и знания с помощью новых сведений, мыслей, переживаний, сообщаемых в письменной форме.

Средний уровень понимания текстов характерен для читателей, еще не полностью освоивших основы чтения. Для того чтобы вычитывать сообщения текста и строить на его основе собственные значения, они все нуждаются в помощи. Это помощь в понимании тех сообщений текста, которые не противоречат их собственному опыту и помощь в освоении письменного общения и сотрудничества с собеседниками, чей жизненный опыт и взгляды на мир расходятся с их опытом.

Низкий уровень понимания текстов делает невозможным принятие учащимися помощи педагога в использовании письменных форм сообщения о человеческих чувствах, мыслях и знаниях для самообразования

Приёмы формирования читательской грамотности

Представление о читательской грамотности как об одном из планируемых результатов начального образования ставит задачу выбора способа формирования читательских умений в образовательной практике.

В современных подходах к обучению отмечается важность того, чтобы в результате обучения в ребенке произошли изменения, которые определяются не только приобретенным жизненным опытом, не только теми знаниями, которые он усвоил в процессе обучения, но и характером его деятельности, отношением к ней, уровнем познавательных интересов, готовностью к самообучению и самовоспитанию. Вместе с тем в этом возрасте основной является коммуникативная сфера развития личности ребенка. Ему жизненно необходимо позитивное общение со стороны окружающих. В связи с этим становится актуальным коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий такую организацию учебного процесса, в которой на первый план выдвигается деятельностное общение учащихся с учителем и между собой, учебное сотрудничество всех участников урока.

В 3–4-м классах, когда у учащихся сформирован навык чтения, содержательным концентром урока становится само литературное произведение и его смыслы. Реализация коммуникативно-деятельностного подхода обеспечивается наполнением урока специфическим содержанием, выбором адекватных поставленной задаче технологий и способов освоения произведения, позволяющим сформировать необходимые читательские умения

В данном разделе познакомимся с наиболее эффективными, на мой взгляд, приёмами работы в рамках современных педагогических технологий.

2.1 Технология критического мышления (РКМЧП)

Цель: развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).

Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов. 1 этап - «Вызов», на котором ребёнок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме. 2 этап - «Осмысление»: ответы на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать). 3 этап - «Рефлексия», предполагающая размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме.

Здесь предлагаю использовать следующие приёмы работы:

Приём – «Чтение с остановками».

 Материалом для его проведения

служит повествовательный текст. На начальной стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.

Приём «

Синквейн

».

 В данном случае речь идёт о творческой работе по выяснению

уровня осмысления текста. Этот приём предусматривает не только индивидуальную работу, но и работу в парах и группах.

Приём «Работа с вопросником»

 применяют при введении нового материала на

этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.

Приведу пример опросника к тексту Л.Н. Толстого «Лев и собачка», который был предложен учащимся для работы в парах с последующим коллективным обсуждением.

ВОПРОСНИК

Л.Н. Толстой «Лев и собачка»

Назовите главных героев произведения.

Где происходят события?

Какие чувства испытывала собачка, оказавшись в клетке со львом. Подтвердите ответ словами из текста.

Как автор относится к собачке? Какими словами он пишет о ней?

Как лев относился к собачке? Найдите в тексте соответствующие глаголы.

Что однажды произошло?

Что случилось с собачкой через год?

Перечитайте описание поведения льва после смерти собачки. Подберите слова-ассоциации.

Чем заканчивается быль?

Вспомните начало рассказа и подумайте, кого противопоставляет автор? Ответ обоснуйте.

Каково ваше впечатление от рассказа?

Приём «Знаю, узнал, хочу узнать».

 Применяется как на стадии объяснения нового

материала, так и на стадии закрепления. Например, при изучении творчества А.С. Пушкина дети самостоятельно записывают в таблицу, что знали о Пушкине и его произведениях, что узнали нового, какие его стихи и что хотели бы узнать. Работа с этим приемом чаще всего выходит за рамки одного урока. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.

Приём «Мозговой штурм»

 позволяет активизировать младших школьников,

помочь разрешить проблему, формирует нестандартное мышление. Такая методика не ставит ребёнка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.

Так, например, после чтения первой части сказки В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович», в которой автор знакомит с главными героями Рукодельницей и Ленивицей, учитель делает остановку и предлагает детям вспомнить пословицы о трудолюбии и лени (ученики в парах записывают их на листах). В конце урока дети озвучивают свои записи и выбирают пословицу, наиболее точно отражающую главную мысль сказки.

Приём «Уголки»

 можно использовать на уроках литературного чтения при

составлении характеристики героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод.

Приём «Написание творческих работ» хорошо зарекомендовал себя на этапе

закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития.

Приём «Создание викторины».

 После изучения темы или нескольких тем дети

самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины, потом объединяются в группы, и проводят соревнование. Можно предложить каждой группе выбирать лучшего – «знатока», а потом задать ему вопросы(участвуют все желающие).

Приём «Логическая цепочка».

 После прочтения текста учащимся предлагается

построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов. Этот приём можно использовать при подготовке к пересказу большого по объёму произведения.

Приём «Тонкие и толстые вопросы».

 Дети учатся различать те вопросы, на

которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить определенно невозможно, проблемные (толстые) вопросы.

Примеры ключевых слов толстых и тонких вопросов

Толстые вопросы

Тонкие вопросы

Дайте несколько объяснений, почему...?

Почему Вы считаете (думаете) …?

В чем различие…?

Предположите, что будет, если…?

Что, если…?

Кто…? Что…?

Когда…? Может…?

Будет…? Мог ли …?

Верно ли …? Было ли …?

Как звали …?

Согласны ли Вы…?

Данная работа способствует развитию мышления и внимания учащихся, а также развивает умение задавать ''умные'' вопросы. Классификация вопросов заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить его содержание.

2.2 Технология проблемного обучения

Она основана на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явления.

Приведу примеры приемов создания проблемных ситуаций:

Тип

противоречия

Приемы создания проблемной ситуации

I. Проблемные ситуации, возникшие с “удивлением”

Между двумя (или более) положениями

- Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения.

- «Столкнуть» разные мнения учеников с помощью вопроса или практического задания.

1) Проблемный вопрос перед чтением рассказа И. Соколова-Микитова «Листопадничек»:

- Как вы думаете, о ком пойдёт речь в рассказе?

2) Проблемное задание после работы над стихотворением А. Блока «Ветхая избушка»:

- Прочитайте стихотворение с грустью (1 вариант) и с радостью (2 вариант).

- Какое чтение правильно отражает настроение автора? Почему?

Между житейским представлением обучающихся и научным фактом

- Обнажить житейское представление обучающихся с помощью вопроса или практического задания "на ошибку". А затем предъявить научный факт посредством сообщения, эксперимента или наглядности.

Ответить на вопрос заглавия к рассказу Л.Н. Толстого «Куда девается вода из моря?» до чтения текста. Затем сообщение учащегося о научном объяснении явления и вывод.

Для создания проблемных ситуаций используются также кроссворды, которые помогают определить тему урока или автора, а также выяснить уровень понимания произведения.

2.3 Проектная технология

Это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение результата – создание проекта.

Данная технология развивает у школьников умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Целью проектной деятельности является создание творческого продукта, который позволяет  решить ряд задач: расширить систему образов и представлений об изучаемом произведении и жанре, развить познавательные навыки, навыков презентации и рефлексии деятельности.

Так, работая над баснями И.А. Крылова, на уроках (произведения, предложенные для изучения в учебнике) и дома (басни, прочитанные дополнительно) ученики заполняли проектные листы (задание 1, 2). После изучения темы в качестве домашнего задания выполнили №3 и №4. Эти творческие работы (кроссворды, ребусы) впоследствии можно включить в обобщающий урок по разделу.

Проект по литературному чтению «Уроки дедушки Крылова»

уч-ся 3 класса _______________________________________

Задание 1.

Отметь слова или словосочетания, которые характеризуют басню как литературный жанр:

олицетворение волшебство

чаще стихотворное произведение мораль

повествование о событиях, близких к реальности

Задание 2.

Работая с баснями, заполни таблицу.

Название басни

Главные герои

Мораль

Знаком «+» отметь те басни, которые тебе особенно понравились.

Задание 3.

Напиши сочинение-рассуждение на тему «Чему учат басни И.А. Крылова?»

Задание 4.

Выполни творческую работу: иллюстрация к басне, викторина или кроссворд по прочитанным басням, сочини свою басню.

2.4 Игровая технология

Использование на уроках игровой технологии обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Здесь происходит получение и обмен информацией, формируются навыки общения и взаимодействия. Включение в урок игровых моментов делает обучение более интересным, создает у учащихся хорошее настроение, облегчает процесс преодоления трудностей в обучении. Их можно использовать на разных этапах урока. С целью активизации знаний, развития познавательного интереса и творческой активности в начале урока эффективно использовать загадки, ребусы, кроссворды. При закреплении изученного материала:

«Мим-театр»

 - изобразить мимикой и жестами одного из героев произведения,

класс отгадывает.

2.5 Здоровьесберегающая технология

Неотъемлемой частью работы учителя является применение здоровьесберегающей технологии, которая позволяет создать на уроке зону психологического комфорта. Здесь наряду с учетом дозировки учебной нагрузки, соблюдением гигиенических требований, благоприятным эмоциональным настроем, включением оздоровительных моментов, хочу отметить важность смены видов деятельности на уроке, позволяющие преодолеть усталость, уныние, неудовлетворительность.

Оценка уровня

сформированности

читательской грамотности

Курс «Литературное чтение» имеет большое значение для дальнейшего развития и для успешного обучения выпускника начальной школы. Важно научить младшего школьника учиться полноценно воспринимать художественную литературу, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника.

Учащиеся должны освоить приёмы поиска нужной информации, овладеть алгоритмами основных учебных действий (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и др.), направленных на формирование читательской грамотности.

Образовательные достижения по повышению читательской грамотности школьников представляют собой:

1) личностные результаты - сформированность ценностного отношения к чтению; совершенствование читательских навыков; развитие эстетического вкуса; формирование развивающего круга чтения;
2) метапредметные результаты - умение эффективно использовать различные источники; объективно оценивать достоверность и значимость информации; освоить опыт проектной деятельности;
3) предметные результаты - уровень усвоения материала, достаточный для продолжения обучения в этой области и решения определенного класса проблем в социальной практике; формирование опыта достижений в социально значимых видах деятельности - в олимпиадах, конкурсах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При использовании на уроках литературного чтения указанных форм и методов работы у обучающихся формируются навыки мышления и рефлексии, которые являются важными составляющими понятия «читательская грамотность».

В заключении хочу отметить, что эффективность данной работы прежде всего зависит от педагога, задача которого, выступая организатором учебной деятельности, стать заинтересованным и интересным соучастником этого процесса. Тогда он уверенно может сказать: «Мои ученики будут узнавать новое не только от меня; они будут открывать это новое сами» ( И.Г. Песталоцци).