ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Актуальность. В условиях усиливающихся экологических проблем, таких как изменение климата, загрязнение окружающей среды и утрата биоразнообразия, важно воспитывать у младших школьников ответственное отношение к природе. Экологическая деятельность может стать эффективным инструментом для достижения этих целей. Она позволяет обучающимся не только получить знания об окружающей среде, но и научиться применять их на практике, участвуя в различных экологических проектах и мероприятиях. Это способствует формированию у них чувства ответственности за сохранение природы и проявлению социальной активности.
Экологическая деятельность способствует развитию у младших школьников социальных навыков, таких как командная работа, инициативность и гражданская активность. Вовлечение детей в экологические проекты и исследования повышает их осведомленность о влиянии человеческой деятельности на окружающую среду и формирует психологические новообразования, способствующие сохранению и улучшению экологической обстановки в будущем[1].
Проблема, связанная с влиянием экологической деятельности на проявлениясоциальной активностиобучающихся, заключается в необходимости разработки и внедрения эффективных методов экологического образования, которые бы способствовали овладению экологическими знаниями и формированию социальных навыков младших школьников. Содержание образовательных программ, должно отражать изменения взаимоотношений современного человека с окружающей средой и существующую напряженную экологическую обстановку. Необходимо преодолеть низкую экологическую культуру и отсутствие у детей четкой позиции по охране природы, несформированность экологического самосознания[5].
Для решения этой проблемы требуется комплексный подход, предусматривающий разработку и реализацию инновационных проектов экологической направленности, интегрированных в образовательный процесс начальной школы. Научно-методическая поддержка педагогов иреализацияпроектнойдеятельностимладшихшкольников также является значимыми условиями формирования активности обучающихся в процессе преподавания дисциплин экологического цикла .
Проблема изучения человеческой деятельности является одним из наиболее в современной науке. Ее аспектами являются психические процессы и их свойства, которые выступают предикторами активности.Экологическая деятельность в педагогике– это процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение человека к окружающей социально-природной среде [3]. Таким образом, любые проявления экологической деятельности в начальной школе можно рассматривать как важнейшие предпосылки социальной активности младшего школьника.
Одним из эффективных способов развития социальной активности у младших школьников, как отмечал Л.С. Выготский, является использование игровых методов обучения[4].Для детей этого возраста игра остаётся важным видом деятельности наряду с учебной деятельностью. Экологическая деятельность младших школьников может быть успешно реализована в игровой форме,что позволит сделать процесс обучения более интересным и увлекательным для детей, а также повысить их мотивацию к изучению окружающего мира.
Важными процессами, происходящими в структуре личности детей младшего школьного возраста яаляется активное развитие способностей и интересов личности ребёнка, формирование знаний, оценок, переживаний и чувств.Младший школьный возраст является сенситивным к восприятию информации,формированию мироззрения, активного взаимодействия с окружающим миром, а, следовательно, осознанию своей роли в обществе.
В этом возрасте дети начинают осознавать себя как отдельную личность, которая взаимодействует с природой, и, в то же время, имеют потенции к осознанию себя частью природы. У школьников активно развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, накапливается опыт взаимодействия с ней, что способствует проявлению социальной активности и формированию целостной картины мира[7]. Это, в свою очередь, определяет дальнейшие векторы развития экологической культуры.
Чтобы воспитать бережное отношение к природе, педагогу следует уделять внимание как учебной, так и социальной работе. Экологическое содержание уроков должно находить продолжение в социальной деятельности, активно дополняя и обогащая её.
Внеурочная деятельность предоставляет широкие возможности для развития социальной активности, позволяя детям участвовать в различных мероприятиях и проектах, связанных с экологией.Участвуя во внеклассных мероприятиях, младшие школьники имеют возможности овладевать знаниями об экологической обстановке своего региона, его экосистемах и сообществах[2]. Это помогает им систематизировать знания об экологии и проявлять социальную активность.
Важность экологического образования и воспитания школьников заключается в активном вовлечении их в практические действия, связанные с заботой о природе как в процессе урочной, так и внеурочной работы.Одним из примеров, подчёркивающих значимость участия школьников в действиях по охране природы, является реализуемая в настоящее время программавоспитательной деятельности и социальной активности младших школьников «Орлята России»[6]. Такое участие способствует развитию ответственного отношения к природеи пониманию обучающимися научных аспектов взаимодействия общества с природой. Практическая деятельность в рамках программы «Орлята России» служит важным индикатором глубины экологических знаний учеников и их готовности к активной социальной роли в защите окружающей среды.
Взаимодействие между школьными уроками и внеклассной деятельностью углубляется благодаря сотрудничеству учителей, которое должно быть направлено на развитие у школьников способности к принятию обоснованных решений в области экологии и устойчивого использования природных ресурсов. Особое внимание уделяется социальной активности младших школьников в экологических проектах (например, «Вторая жизнь вещей», «Зелёный уголок», «Экологический календарь» и т.д.). Это позволяет не только усвоить знания о взаимосвязи человека с природой, но и применить эти знания для решения реальных экологических задач, а также освоить базовые навыки по сохранению и защите природы.
По своему содержанию, форме организации, методам проведении, внеурочная работа очень разнообразна: индивидуальная работа, групповая работа, массовые мероприятия. Индивидуальная работа включает задания с ранообразной тематикой: от ухода за растениями, животными в живом уголке или дома, до проведения индивидуальных экологических наблюдений и бесед о природе на основе прочитанной литературы. Разнообразные виды деятельности по экологическому воспитанию должны дополнять друг друга, тем самым обогащая процесс экологического воспитания младших школьников.
На основе изучения и анализа литературы по проблеме проявления социальной активности в экологической деятельности младших школьников можно сделать вывод о том, что это одно из приоритетных направлений образования в начальной школе, которое осуществляется на основе учета возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся.
Литература
Аутлева А.Н., Багова Л.Л. Экологическая социализация младших школьников на основе событийного подхода //Ве
стник Майкопского государственного технологического университета. 2017. №. 1. С. 32-37.
Ахматшина Я.И., Фаткуллина Л.К. Формирование экологической культуры младшего школьника средствами урочной и внеурочной деятельности //Учитель в современном мире: пробле
мы и перспективы начального общего образования. 2023. С. 71-75.
Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной
педагогике. Екатеринбург
: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006.
1
35 с.
Выготский, Л.С.
История развития высших психических функций
.
Москва : Изд
-
во Юрайт
, 2024. 336 с.
Рудько, М.
А.
Экологическая культура младших школьников как психолого-педагогическая проблема // От идеи – к инновации, 2023. Ч. 1. С. 95-96.
Сабинина
,
О. С. Влияние проека «Орлята России» на развитие социальной активности младших школьников
//Вестник науки и образования. 2023. №. 4 (135). С. 101-104.
Шашлова
,
Г.М. Личностное отношение к природе как показатель психологического благополучия детей дошкольного возраста //Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2023.
№. 2 (175). С. 162-170.