Экологическая профориентация в рамках системы непрерывного образования.

Костылева Татьяна Прокопьевна,

Егорова Татьяна Анатольевна,

МАДОУ № 118г. Мурманск

Как всем известно, профориентация дошкольников, названная ранней профориентацией, становится одним из приоритетных направлений развития образовательной политики государства. А из-за последствий жизнедеятельности человека очень остро стоит вопрос о сохранении окружающей среды. Поэтому одной из актуальных проблем современности является экологическое воспитание. Детский сад — это первое звено системы непрерывного экологического образования, ведь именно в дошкольном возрасте можно заложить основы личности, а также гуманное отношение к природе и окружающему миру.

В своей работе по ранней профориентации дошкольников мы придерживаемся определенных принципов:

- научность

-системность

-доступность

-целостность (целостное восприятие окружающего мира ребенком и его единство с миром природы)

-деятельность (экологические знания – это основа формирования мотивации участия детей в различных посильных видах деятельности по сохранению окружающей среды, например, уход за комнатными растениями и др.)

Именно поэтому мы знакомим детей с многообразием экологических профессий. Таких как: эколог, эколог-юрист, синоптик, метеоролог, парковый эколог.

При ознакомлении с экопрофессиями была определена

цель: Сформировать представления у детей о современных экологических профессиях.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

1.Понимать важность и роль труда людей этих профессий в обществе и в жизни каждого человека.

2.Формировать основы экологического мировоззрения.

3.Воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе.

Так, при ознакомлении с экопрофессией «Ученый-эколог» - дети узнали, что экологи – это ученые, которые оберегают все, что растет и всех, кто живет в природе от исчезновения, помогают животным и растениям, учат людей, как нужно беречь природу, что в специальных лабораториях экологи проводят опыты, эксперименты, проверяют чистоту воздуха, почвы и воды, о значимости труда людей этих профессий для сохранения окружающей среды, животного и растительного мира планеты.

В зимний период, когда птицам голодно и холодно, дети вместе с родителями мастерят кормушки, приносят корм и изготавливают дома и в детском саду съедобные украшения, развешивают их на деревья и с удовольствием наблюдают за птицами.

Дети учатся ухаживать за комнатными растениями, каждую весну на нашем подоконнике наблюдаем за ростом растений, проводим опыты, эксперименты.

С сентября 2023 года в группе начала работу медиа студию, дети учатся брать интервью, мы с ними выпускаем стенгазеты на разные темы.

Продолжая знакомство с экологическими профессиями, мы узнали, что юрист-эколог разбирается в законах для защиты окружающей среды и следит, чтобы предприятия и обычные люди соблюдали эти законы.

Ситуация «Люди совершили незаконную вырубку леса и разрушили дом у муравьев, какие права нарушены и как можно помочь муравьям?»

Дети ответили на этот вопрос. Они сказали, что нужно призвать к ответственности людей, которые не законно вырубили лес, потом посадить новые деревья, а пока они вырастут, поселить муравьев в формикарий.

Детям также предлагали и другие ситуативные разговоры, такие как: «Что будет, если каждый человек срубит по дереву?», «Если заводы будут выпускать в воздух вредный и опасный дым?» и проблемные ситуации, позволили понять суть этой профессии, самостоятельно сделать выводы о проблемах, которые стоят перед человечеством и предложить пути решения экологических проблем.

Познакомившись с профессией синоптика-метеоролога, наши воспитанники не только усвоили, что синоптики наблюдают за состоянием погоды и составляют прогнозы, но и примерили на себя эту роль. Мы наблюдаем за природными явлениями, ежедневно отмечаем погоду в календаре природы, с помощью термометра наглядно закрепили такие понятия как «холодно», «тепло», «жарко». Научились определять направление и силу ветра, узнали, что еловая или сосновая шишка может заменить гигрометр - прибор для определения влажности воздуха. Каково было удивление детей, когда они заметили, что шишка раскрывается, если воздух сухой и закрывает «чешуйки», если влажный.

Парковый эколог.

В ходе видео экскурсий по паркам и скверам родного города и семейных прогулок выходного дня наши воспитанники познакомились с профессией парковый эколог.

Ребята считают, что нашему городу необходимо создавать и поддерживать зеленые зоны для прогулок и отдыха, для общения человека с природой. Мы узнали, что парковый эколог не только следит за состоянием зеленых насаждений, но и предлагает решения по заселению территории животными, птицами, насекомыми, чтобы на зеленой территории внутри города поддерживать экологический баланс.

Во время экскурсий в близлежащие парки, детей знакомили с деревьями, растениями, провели викторину «Что я знаю о деревьях», конкурс рисунков «Парк будущего»

Считаем, что одним из важных педагогических методов формирования экологической культуры дошкольников является наличие в группе развивающей предметно-пространственной среды, способствующей активизации познавательной деятельности детей, эколого-эстетическому развитию, оздоровлению ребенка, воспитанию нравственных качеств, обогащению опыта экологически грамотной деятельности в природе.

В нашей группе мы расширили экологическую образовательную среду превратив ее в личностно-развивающую образовательную путем создания универсального экологического пространства.

Наше многофункциональное экологическое пространство имеет стены, пригодные для письма маркерами (наглядные материалы, следы детской деятельности), мобильную мебель, которую легко трансформировать, пространство разбито на зоны, которые пригодны для образовательной, творческой и игровой деятельности.

В группе создан богатый природный центр, с подобранными растениями, произрастающими в разных условиях – светолюбивые, теневыносливые, засухоустойчивые, влаголюбивые, растения различных жизненных форм. Выращивание растений позволяет организовывать длительные наблюдения и использовать одни и те же объекты для различных целей. Большое влияние на ребенка оказывает также возможность постоянного общения с растениями и ухода за ними.

Имеется разнообразный материал для экспериментирования и опытнической деятельности, дидактические игры, коллекции с образцами природных материалов, которые собирают воспитанники с родителями, много наглядного материала и художественной литературы.

В результате проведенной работы дети познакомились с интересными экологическими профессиями, совместно с родителями стали проявлять больший интерес к природе, четко соблюдать правила поведения и проявлять заботливое отношение к окружающему миру и самим себе, замечать проблемы и выявлять их причины. Как знать, возможно кто-то из ребят в будущем выберет для себя профессию, связанную с экологией.