«Экологическое воспитание детей с ОВЗ»

Выполнила:

педагог дополнительного образования МБУ ДО ЦДТ «Ассоль»

Гогинова Татьяна Петровна.

Сегодня стало жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинной любви к природе, к окружающему миру в целом, бережного к нему отношения как духовно–нравственной и социальной ценности. Приобщая детей к духовности, мы должны научить их осознавать красоту природы. «Природа не храм, а мастерская и человек в ней работник», - писал И. Тургенев. Научить детей удивляться природе, отзываться на ее красоту, восхищаться ее «разумом» и уникальностью - вот моя задача.

Я, Гогинова Татьяна Петровна, более 20 лет работаю педагогом дополнительного образования в Центре детского творчества «Ассоль». Уже 2 года занимаюсь с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья.

Дети с ОВЗ, как и другие члены общества, обладают равными правами и потребностями в приобщении к разнообразным формам образования, культуры и труда. Эти дети являются неотъемлемой частью нашего общества, вносят свой посильный вклад в окружающую их действительность, а, став взрослыми, способны влиять на нее. Их поведение должно соответствовать всем нормам общества: моральным, этическим, социальным, правовым.

У моей воспитанницы слабое зрение, поэтому свои занятия мы проводим на дому. Несмотря на то, что развитие слабовидящих детей идет тем же путем, что и развитие нормально видящих сверстников, в ходе образовательного процесса необходимо учитывать общие психофизические особенности слабовидящих, а так же индивидуальные особенности зрительной патологии. Специально для этого мною был разработан индивидуальный учебный план художественной направленности творческого объединения «Рукодельница» по работе с детьми с ОВЗ. План рассчитан на обучающуюся 15-16 лет и выполняется за 1 год. Занимаясь различными видами рукоделия, воспитанница не только овладевает практическими навыками и осуществляет творческие замыслы, но и воспитывает свой вкус, приобретает способность находить красоту в обыденном, развивает зрительную память и воображение, приучается творчески мыслить, анализировать и обобщать. Индивидуальный образовательный маршрут оказывает действенную помощь в формировании гармонически развитой личности.

Занятия построены так, что требуют внимания не только к практической деятельности, но и к осмыслению этой деятельности в прочной связи со всей деятельностью искусства в человеческом обществе. Последовательность тем создает основу для развития увлеченности кружком «Рукодельница». Занятие состоит из теоретической и практической части. Теоретическая часть включает краткие исторические сведения о развитии художественных промыслов, беседы о красоте вокруг нас.

Практическая часть направлена на закрепление практических навыков работы. Практические занятия по данной программе сочетаются с теоретическими занятиями. Программа предусматривает последовательное усложнение задания, которое предстоит выполнить воспитаннику, и развивает творческое отношения к работе. Формы занятий: рассказ, беседа, практическая и самостоятельная работа, конкурс, выставка.

Цель: создание оптимальных условий для развития индивидуальности воспитанника, его творческих способностей посредством знакомства с разными видами декоративно-прикладного искусства.

Моя задача, как педагога, состоит в том, чтобы создать максимально благоприятные условия для развития творческих способностей на основе дифференцированного подхода. Специфика построения занятий у детей с ОВЗ определяется их особенностями: быстротой наступления утомления, притупление реакции на указание взрослого. Поэтому я чередую объяснение материала с выполнением работы. Чтобы сохранить зрение своей воспитанницы, текст и наглядный материал выполняю в увеличенном виде. После любой продолжительной нагрузки на глаза делаем зрительную гимнастику.

Мой опыт работы показал, что дети с большим интересом изучают тот материал, который непосредственно связан с их жизнью, с ближайшим окружением. Необходимость формирования экологического сознания воспитанников, потребность в изучении природы родного края, в осуществлении природоохранной деятельности повлияли на разработку индивидуального учебного плана, содержащего темы по экологическому воспитанию. Данные темы занятий реализуют основную цель: создание условий для развития элементарных представлений и умений в области экологической грамотности. На этих занятиях мы занимаемся различными видами творчества: аппликация из бумаги, бумагопластика, лепка из  соленого теста, поделки из природного материала. В результате изготовления творческих работ воспитанница не только получает определенные знания и умения, но и развивает эмоциональную отзывчивость, желание активно улучшать, защищать, облагораживать природную среду. Особенно мою воспитанницу заинтересовала работа в технике квиллинг. С помощью квиллинга можно декорировать различные предметы интерьера, украшать подарки, сделанные своими руками, делать картины, необычную бижутерию. Квиллинг дарит отличное настроение от созданных своими руками красивых и оригинальных вещей и в свою очередь требует проявления творческого потенциала, аккуратности и усидчивости.

Работы моей воспитанницы, исполненные в технике квиллинг, участвовали в областной выставке детского технического творчества «Город мастеров» и в конкурсе творческих работ для детей – инвалидов под девизом «Я – Автор».

В результате освоения индивидуального учебного плана программы творческого объединения «Рукодельница», Вика знакомится с различными материалами, с их свойствами и научится работать с различными инструментами, а так же овладеет многими практическими навыками, которые пригодятся ей в дальнейшей жизни.

В заключении замечу, что важное значение имеют поддержка и одобрение любых творческих идей, поступивших от детей, закрепление любых, пусть минимальных успехов, развитие собственной индивидуальности ребенка в условиях совместной деятельности.